Неясность, непонимание, растерянность бывают неприятными, особенно для тех, кто привык постоянно что-то делать. Внезапно ты обнаруживаешь себя в точке, где непонятно, что делать дальше, а часто непонятно ещё и где я, кто я сейчас, как мне здесь.
Из неясности есть два пути: быстрый, обычно он ведёт хоть куда-нибудь и выбирается не столько из желания куда-то двигаться в определённом направлении, сколько из нежелания оставаться в неясности, и медленный, он подразумевает согласие в неясности оставаться столько, сколько потребуется, возможно очень долго. Только соглашаясь оставаться в неясности, можно обнаружить сначала себя, затем то, что находится вокруг, а уже после выбрать путь, который будет опираться на собственное состояние, актуальные потребности и реальные условия среды.
Если смотреть на ясность и неясность в таком контексте, очевидно, что ясность ограничивает, поэтому важно знать, для чего нужны ограничения.
Что же мешает оставаться в неясности, в непонимании, в растерянности, в неизвестности, неопределённости? Что заставляет убегать раньше времени хоть куда, делать хоть что-нибудь?
Чаще всего это тревога и стыд.
Стыд обусловлен привычными установками, сообщающими о том, что не знать или бездействовать — плохо. Соответственно, имеет смысл эти установки пересмотреть. «Как можно, в принципе, получать новые знания о мире, если я буду избегать незнания? Либо я знаю всё, тогда мне незачем учиться, читать инструкции, слушать чьё-то мнение, либо я признаю незнание». «Правда ли всякое дело лучше безделья? Даже если я не буду в результате чувствовать ни радости, ни удовлетворения? Даже если я не знаю на пользу ли и во благо ли действие? А как мне понять, что мне подходит, что правильно и на пользу, если я не даю себе возможности побыть в неясности?»
Кроме стыда побегу из неясности способствует тревога. И здесь важно понимать, что тревога — это просто импульс. Он не имеет окраски, не имеет никакого обозначения, следовательно из наличия этого импульса ничего не следует, никаких выводов или долженствований. Это просто телесное состояние, которому пока-что не нашлось название. Это энергетический подъём, который возник зачем-то, для удовлетворения какой-то конкретной потребности, для совершения действий, которые дадут возможность эту потребность удовлетворить, но пока неясно ничего ни про потребность, ни про необходимые действия. Соответственно, если раньше времени сделать хоть что-то, потребность вполне вероятно окажется неудовлетворена, а потому рано или поздно произойдёт возвращение в ту же точку, и возвращение это будет повторяться ровно до тех пор, пока либо случайно, либо осознанно не будет сделано то, что нужно. Хоть какое-то действие будет способом стравить напряжение, а не использовать его для того, чего оно предназначено.
Тревога может пугать своими проявлениями, выраженными на уровне тела. Сердцебиение учащается, дыхание меняется, кровь куда-то приливает, чувствительность меняется... Здесь можно напоминать себе о том, что все эти симптомы встречаются вместе и отдельно друг от друга в самых разных ситуациях, и там не пугают.
Неопределённость не надо выдерживать. В ней надо просто быть.
Стремиться стоит не к ясности, а к обнаружению себя в неясности.