Найти тему
Аргонавты Хроноса

НЕЗНАЙКА – ИНОПЛАНЕТНЫЙ АГЕНТ

Николай Носов «Незнайка на Луне» (рисунки Генриха Валька). Издательство «Детская литература», 1985.
Николай Носов «Незнайка на Луне» (рисунки Генриха Валька). Издательство «Детская литература», 1985.

Высмеивание амбивалентно. Нередко сатира или пародия вольно или невольно пропагандируют, популяризируют объект насмешек. Двойственную, амбивалентную природу смеха тщательно проанализировал великий Михаил Бахтин в своей книге о Франсуа Рабле. Эта двойственность пронизывает мировую культуру. Она же вызывает разные, зачастую противоположные трактовки известных героев и произведений. Так произошло со знаменитым Незнайкой, главным персонажем сказочной трилогии Николая Носова.
Несколько лет назад в интернете вспыхнула дискуссия, можно ли Незнайку считать стилягой. Стиляги, представители столичной молодежной субкультуры СССР второй половины 1950-х, как раз нещадно высмеивались официальными советскими СМИ. Что, пожалуй, лишь добавляло им популярности. Так вот, нашлись сторонники точки зрения, что Незнайка целенаправленно изображен Носовым как стиляга. Поэтому он носит голубую шляпу, оранжевую рубашку, желтые брюки и зеленый галстук. Поэтому он - белая ворона, «неформал» среди «правильных» коротышек. А его антагонист в первой части трилогии, Знайка, - типичный комсомольский вожак, который Незнайку осуждает от лица коллектива и всячески старается перевоспитать.
Эта трактовка вызвала гневную отповедь Дмитрия Пучкова «Гоблина», замечательного переводчика кино и яростного сторонника сталинизма. Пучков полагает, что Носов в своих книгах учит юных читателей уму-разуму и советским ценностям: коллективизму, труду, товариществу. Учит через воспитание и становление своего героя - Незнайки. Который вовсе не "диссидент", а просто несмышлёныш, нуждающийся в образовании. В общем, Гоблин выступил в роли Знайки. А что же с Незнайкой? Думаю, что истина, как всегда, посередине.
Несомненно, что сказочная трилогия Носова - это советский роман воспитания. Но, несомненно также, что Незнайка полюбился юным и взрослым читателям не как «правильный» персонаж, а как «неправильный». Таким он и задуман автором. Мы действительно симпатизируем не скучному, серому «функционеру» Знайке, а креативному выдумщику Незнайке. Он - творческая личность, фантазер, который фонтанирует идеями, принимает самостоятельные решения и все делает по-своему. И вправду, «неформал».
Да и стиляжный облик Незнайки не случаен. Ведь первые две части сказочной трилогии Носова созданы и изданы в 1950-е годы, в пик стиляжного и анти-стиляжного ажиотажа. Носов, скорее всего, сознательно это использовал. У него и в «Солнечном городе» три отрицательных персонажа, Брыкун, Калигула и Пегасик, - это тоже типичные стиляги, только изображенные в явно карикатурном стиле журнала «Крокодил», как хулиганы и тунеядцы. Незнайка не такой. Он яркий и многосторонний. Этим и интересен.

-2

Его многогранность особенно проявилась в третьем романе сказочной эпопеи, «Незнайка на Луне». Как и для миллионов советских детей, это одна из любимейших книг моего младшего школьного возраста. Настоящий детский триллер. Космический вестерн. В этой чудесной книжке Незнайка сумел побывать и отважным космическим путешественником, и маленьким нищим бродяжкой в чужой стране, и борцом с преступным олигархическим режимом. И во всех этих ипостасях мы герою сочувствуем. Потому что он подлинный, настоящий, со своими слабостями и недостатками. Постоянно попадающий в переделки. Маленький человек против большого мира. Респект Носову, что Незнайка у него именно такой. Не ходульный, не примитивно-дидактичный. Живой.
И в целом, роман «Незнайка на Луне» - живой. Он опередил свое время. И во многом, увы, предсказал. Читатели Носова очень многое узнали еще в детские годы о диком капитализме, со всеми его «гримасами» и «оскалами», именно из книги «Незнайка на Луне». Только, пожалуй, сатира на лунное буржуазное общество амбивалентным образом популяризировало его в головах многих. Создается впечатление, что в лихие девяностые наши «реформаторы» взяли за образец именно это произведение. Ваучерная приватизация, например, один в один повторила историю сказочного «Общества гигантских растений». Увы, сбылись в нашей стране в 1990-е и другие описанные Носовым «оскалы» эпохи первоначального накопления капитала: социальное расслоение, нищета народа, «драконовские» законы в интересах кучки богачей. А уж как в романе припечатаны/предсказаны олигархия и полиция, мама не горюй! И сегодня книга Носова актуальна. Ее страшно цитировать: загребут в кутузку.

-3

Поэтому вернемся к Незнайке. Это герой, необходимый во все времена. Простодушный мальчик, сказочный Иванушка-дурачок, который смотрит на все своим свежим, «инопланетным» взглядом и удивляется: почему окружающие считают происходящее нормальным? Почему не видят, что король то голый? Незнайка – инопланетный агент, оказавшийся в варварском лунном обществе. Этакий детский князь Мышкин, заброшенный из Швейцарии, удивляющийся жестоким нравам аборигенов. Или даже детский Дон Румата, прогрессор, заброшенный с Земли, старающийся эти варварские нравы исправить. Причем у героя Носова, в отличие от героя Стругацких, это получилось. Незнайка, пройдя все испытания, сумел настроить лунных жителей на прогрессивные перемены. Интересен путь главного персонажа трилогии. А начале он – забавный несмышлёныш, фантазер, незадачливый стиляга в Цветочном городе. Затем он – путешественник в идеальный, утопический мир Солнечного города. И, наконец, после злоключений в пучине дикого лунного мира, Незнайка становится личностью, лидером, избранным. Так что трилогия Носова – действительно роман воспитания. Воспитания Героя с большой буквы. Незнайка показывает угнетенным коротышкам путь к освобождению и развитию. Путь от варварства к цивилизации и свободе.

-4

Можно, конечно, сказать, что Незнайка и Николай Носов исповедуют утопические идеалы. Что мечта о свободе, равенстве и братстве людей наивна и недостижима. Эти идеалы многократно высмеяны современными интеллектуалами. Нынешние идеологи насмешливо учат совершенно другому. Но, как мы знаем, смех амбивалентен. Он заставляет задуматься. Может, у идеалов Незнайки еще есть шанс в будущем? Ведь какая у них альтернатива? Погружение в архаичное, иерархичное, наполненное сословным неравенством и отчужденностью общество? Хочется задать наивный, детский, «незнайковский» вопрос: зачем нам жить в мире диком, странном, враждебном и несуразном, а, братцы?

Примечание: иллюстрации к роману-сказке Николая Носова «Незнайка на Луне» художника Генриха Валька.

Верю в единомышленников, надеюсь на отклик, люблю то, о чем пишу.