Найти тему
Бельские просторы

Слово редактора. Чернила на столе

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Десятилетний сын знакомых заявил, что будет «пацаном» и, вместо спортивной секции, запишется в группировку, правда, пока не знает какую. Родители отпрыска разубедили быстро: «Как же ты, сыночек, в группировке будешь без спортивной подготовки? Тебе же там в момент шайбу начистят!» Шмыгнул носом кандидат в «пацаны» и пошел в секцию фигурного катания.

История обычная, как все истории о влиянии кино, телевидения, книг, всех видов искусств на человеческий разум. Но давайте конкретно про всколыхнувший наше общество сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»: повлиял ли он и будет ли влиять на неокрепшие подростковые души? Конечно, повлиял и будет влиять, пока не забудут или не появятся новые «пацаны». И вот тут начинаются взрослые баталии. От «преднамеренного очернения» до «поголовного запрещения». Запрещать, конечно, поздно. Наказывать? А за что? За то, что, как считает глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина, сериал может причинить «вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу»? Тогда на время забудем про «пацанов» и пощелкаем кнопки первых центральных каналов ТВ. Что там десятки лет показывают? Верно: все те же бесконечные бандюки, перерождающиеся в «ментов» и обратно. И самое смешное, что не отрываются от этих сериалов в основном пенсионеры, которые обычно против «вреда жизни» и за «здоровье детей», сами подростки давно уже телевизор не смотрят!

И не будь сериал «Слово пацана» объективно успешным – 23 миллиона официальных просмотров, столько же пиратских, – то и споров бы никаких не было и обращений в Следственный комитет и Роскомнадзор тоже не было.

Самое время разобраться в причине успеха – и не просто успеха, а успеха у молодого поколения. Во-первых, это стриминговое кино, то есть кино, размещенное на видеосервисе в интернете, и смотреть его можно в любое удобное для вас время с остановками и прокручиванием – молодежь сейчас только такое и смотрит. Во-вторых, сериал по реальным событиям в отличие, к примеру, от предтечи «пацанов» – сериала «Бригада». В-третьих, причина в долгом отсутствии на кинонебосклоне «настоящего героя», и вот он появился – герой для подражания, пацан без страха и упрека Адидас в исполнении Ивана Янковского.

Конечно, если бы было так просто, то продюсеры с режиссерами пекли бы фильмы-миллионники, как блины на Масленицу. В случае с «пацанами» безусловно еще и карта легла, да звезды сошлись. Ведь, как говорил после премьеры сыгравший авторитета Кощея актер Никита Кологривый, фильм достаточно линейный, актерские работы легковесные, реплики незатейливые, лично он снимался в гораздо более сложных и интересных проектах, но о них никто не знает и, скорее всего, не узнает.

От себя, как зрителя, скажу, что мне смотреть фильм было неприятно, не моя эстетика, да и тема молодежных банд времен перестройки меня мало интересует. Но по своей памяти могу засвидетельствовать, что все показано хоть и утрированно, упрощенно, но все же правдиво. Подобран аутентичный саундтрек, воссоздана очень точная картинка, абсолютное временное попадание – респект художнику-постановщику, гримерам, операторам. В подростке Пальто отчасти опознал себя: мы в восьмидесятые переехали из старого района города в бурно строящийся новый район, и все прелести подростковых разборок и становления дворовых «коллективов» испытал на своем собственном пальто.

Раз уж речь зашла о персонаже Леона Кемстача – Пальто, то он бы запросто мог быть главным героем фильма, будь у режиссера Жоры Крыжовникова другие задачи. Ведь эта история о том, как пресловутой «улицей», которую учит беззаветно любить Адидас, была сломана жизнь талантливого мальчика. Английский, фортепьяно, интеллигентная и оттого вдвойне несчастная мама (замечательная актерская работа Юлии Александровой) – все меняется на бесконечные драки, мелкое воровство и танцы в полуподвале. Вспомните эти танцы: шаг вперед, шаг назад, два прихлопа, три притопа – и все вместе квадратиком, прямоугольником! И апофеоз – музицирование в колонии для несовершеннолетних бывшего члена группировки «Универсам» Андрея Васильева по кличке Пальто. Кем он выйдет из колонии, что его ждет? Это мы, скорее всего, узнаем во второй части «пацанов». Какой у них будет подзаголовок вместо «Крови на асфальте», не знаю, но то, что вторая часть будет – несомненно, потому что Антон Володькин, гендиректор онлайн-платформы Wink, профинансировавшей сериал, сказал, что вложенные в восемь серий сотни миллионов рублей окупились в первый же месяц с начала показа. А бизнес дойную корову из стойла не выпускает.

Автор: Сафиулла Мухамедов

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.