Найти в Дзене

Про Серафима, который облизывал дверные ручки, и про других детей с нарушениями сенсорики

Сегодня тема странная, про детей, которые всё берут в руки, разглядывают, а потом нюхают и лижут. Дети, разумеется, с аутизмом. Хотя и у обычных детей лет до двух-трёх наблюдается такое поведение. Но потом оно проходит. А у тех, кому диагностировали расстройство аутистического спектра, может остаётся и в более позднем возрасте. Как-то раз мне встретилась девочка Света лет семи, которая всех обнюхивала, и детей, и взрослых. И комментировала, от кого чем пахнет, абсолютно не стесняясь выражениях. А бабушка её виновато улыбалась и говорила: "Вы уж её простите. Маленькая она ещё и 7лупая. И не понимает, что нельзя подходить к людям." Сейчас эта Света уже взрослая девушка. И надеюсь, так не делает. А ещё я видела мальчика лет восьми или девяти, который облизывал стену в диспансере, пока его мама что-то спрашивала в регистратуре. Причём, мама поворачивалась время от времени в сторону сына, видела, чем он занят, но никак не реагировала. Видимо, привыкла уже или чем бы дитя не тешилось, л

Сегодня тема странная, про детей, которые всё берут в руки, разглядывают, а потом нюхают и лижут.

Дети, разумеется, с аутизмом. Хотя и у обычных детей лет до двух-трёх наблюдается такое поведение. Но потом оно проходит.

А у тех, кому диагностировали расстройство аутистического спектра, может остаётся и в более позднем возрасте.

Как-то раз мне встретилась девочка Света лет семи, которая всех обнюхивала, и детей, и взрослых. И комментировала, от кого чем пахнет, абсолютно не стесняясь выражениях. А бабушка её виновато улыбалась и говорила: "Вы уж её простите. Маленькая она ещё и 7лупая. И не понимает, что нельзя подходить к людям."

Сейчас эта Света уже взрослая девушка. И надеюсь, так не делает.

А ещё я видела мальчика лет восьми или девяти, который облизывал стену в диспансере, пока его мама что-то спрашивала в регистратуре.

Причём, мама поворачивалась время от времени в сторону сына, видела, чем он занят, но никак не реагировала. Видимо, привыкла уже или чем бы дитя не тешилось, лишь бы не кричало и не и убегало на улицу.

Эх, мне бы такое спокойствие. Каждый раз, когда сын что-то облизывал, а делал он так лет до пяти, у меня душа уходила в пятки.

Сразу мысли: "Добром не закончится. Кругом микро6ы. Ой, уедем мы в инфекционку."

Не уехали, ни разу. Зря себя накручивала.

Но я ж борец за чистоту. Дома раз по пять на день мыла руки перед тем, как подойти к сыну. И его приучала.

А тут он стены облизывает или витрины в магазине.

Помню, продавец смеялась в отделе, где продавались булки пирожные. Говорила: "Совсем у вас мальчик голодный, все стёкла мне облизал."

Причём делал он это очень быстро, пока я деньги отсчитывала, держа его за руку.

Самый страшный для меня эпизод был в ту6диспансере, куда нас отправили после неудачной пробы за справкой, что сын мой всего лишь носитель палочки и для других неопасен.

Там Серафим вырвался из рук бабушки, пока я оформляла карту и в то время, как его отлавливали, успел облизать три сидения, дверь и дверную ручку туалета.

Представляете, как меня трясло? Но тоже всё обошлось.

А потом, годам к пяти, потребность всё облизывать пропала. Только грыз предметы, которые попадали в руки.

А ведь у многих детей потребность облизывать всё и нюхать не проходит и к подростковому возрасту. Давайте разберёмся, почему.

фото автора
фото автора

Такое поведение характерно при это сенсорных нарушениях. И нужно переключить ребёнка на какие-то другие действия.

Скажу сразу, из тех способов, что предлагает интернет, подошёл лишь кинетический песок.

Крупы и макароны мне потом приходилось собирать по всему полу. Пластилин и тесто оттирать с ковров.

Массажные шарики постоянно вытаскивала изо рта у сына. Он их грыз, а не использовал по назначению.

Воду с пеной наливали лишь пару раз. Но когда я проехалась через весь коридор и чуть не разбила голову, и от таких развлечений в комнате пришлось отказаться.

Водолей у меня. И пределами тазика он не ограничивался.

Самый комичный эпизод был со слаймом. Этот ад.ский лизун прилип не только к ковру, но и к одежде сына, к рукам и волосам. А потом ко мне, когда я всё это пыталась отклеить.

Больше не покупали. Но кому нравятся слаймы.

Они бывают разные на ощупь, и запах у них тоже разные. И благодаря этому игра с ними неплохо заменяет то, о чём я писала выше.

Но если ничего не помогает и собирается вся пыль с полов, песок и камни с улицы (а ведь бывает и так: только отвернётся мама - и привет), то тут уже без нейропсихолога никак. Нужны занятия по сенсорной интеграции.

Благо они сейчас есть и вполне доступны по стоимости.

А вот что делать точно не нужно, так это ругать ребёнка, который познаёт мир одним из доступных ему способов и утоляет свой сенсорный голод.

Специалисты считают, что это неплохо, когда человек с аутизмом учится распознавать различные запахи. В это время в мозгу образуются какие-то нейронные связи.

Ну лучше нюхать еду. А не людей или кошек и собак.

И облизывать лучше фрукты или мороженое, а не дверные ручки.

Потихоньку нужно переключать поведение, чтобы оно стало более-менее приемлемым. А то потом вырастет такой ребёнок, и будут у него в жизни большие неприятности, если он продолжит всё подряд нюхать и облизывать. Люди могут не понять.

А у ваших детей были такие проблемы? Как с ними справлялись?