Найти тему
ODELAX

Молодой миллиардер: как научить ребенка финансовой грамотности

Оглавление

Хочется обеспечить своему ребенку лучшее будущее: успешную карьеру и беззаботную жизнь. Но, часто оказывается, что ребенок, вступая во взрослую жизнь, не готов к самостоятельному управлению своими финансами. Как исправить эту ситуацию? С какого возраста начинать обучение? Давайте разберемся.

Чего следует избегать

Негативные установки.

Дети до 10 лет не всегда понимают, но запоминают всё. Они делают краткие выводы. Поэтому высказывания типа "Я ухожу, чтобы зарабатывать деньги", "Заработать деньги честно невозможно", "Мы бедные, деньги к нам не приходят" могут создать неправильное представление о деньгах.

Недостаточное понимание возрастных особенностей.

Для формирования финансовой грамотности важно учитывать возрастные особенности и играть "по возрасту". Даже если ваш ребенок очень умен, каждый возрастной этап имеет свой образ мышления. Если торопиться, ребенок может просто растеряться.

Ругать за финансовые вопросы.

Для ребенка до пяти лет всё — это игра. Он не различает "правильную" и "неправильную" игру. Если часто ругать его за то, что он что-то испортил или относится к чему-то слишком беспечно, это может привести к негативным ассоциациям с деньгами.

Игры для детей до 5 лет

"Познакомьтесь с деньгами"

Начните с знакомства ребенка с деньгами. В магазинах сувениров можно найти купюры разного достоинства и познакомить ребенка с их названиями. Позвольте ему пощупать монеты, разобраться, в чем их отличие и как они выглядят. Важно использовать картинки и примеры, так как дети в этом возрасте мыслят образами.

"Магазин"

Это одна из любимых игр детей. В ходе этой игры можно показать ребенку весь процесс покупки товара: выбор, оплата и получение сдачи. В качестве денег можно использовать палочки, листочки или пуговицы. Важно соблюдать порядок действий.

"Меняемся"

Прежде чем учить ребенка делиться, подумайте, хотите ли вы, чтобы он и взрослом возрасте отдавал свои вещи бесплатно. Если нет, научите его обмениваться. Это поможет избежать детских обид и научит ребенка расставаться с чем-то, чтобы получить что-то другое.

Много практики

Берите ребенка с собой в магазин. На практике он лучше всего усваивает информацию. Чем чаще он видит, как вы расплачиваетесь за товары, тем лучше понимает, как деньги влияют на нашу жизнь.

Игры для детей от 5 до 10 лет

"Вырезаем две картинки"

Эта простая игра демонстрирует детям, что у них есть ограниченные ресурсы, и им нужно решать, на что их тратить. На одном листе бумаги нарисуйте с двух сторон разные изображения, например, яблоко и грушу. Предложите ребенку вырезать оба изображения. Вероятно, у него не получится. Объясните, что иногда нужно выбирать, на что именно мы хотим потратить наши ресурсы.

"Отложенная покупка"

В этом возрасте важно научить ребенка откладывать мгновенные желания ради более крупной награды. Этот навык расширяет их представление о времени и последствиях. Знаменитый "тест с зефиром" показал, что дети, способные откладывать мгновенное удовлетворение, часто становятся более успешными взрослыми.

"Профессии"

В этой игре дети узнают о различных профессиях и о том, за что людям платят. Каждая профессия имеет свои задания, за выполнение которых можно получить игрушечные деньги. Например, врач лечит куклу, пожарный тушит пожар, строитель строит дом из кубиков и т. д.

"Меняем деньги"

В этом возрасте можно начать обучение основам математики, показав, как можно разменять 10 рублей на монеты разного достоинства. Также предлагается создать с ребенком его собственный "банк", где он будет копить деньги на желаемую покупку.

"Самостоятельная покупка"

По мере того, как дети понимают принцип работы магазина, можно давать им возможность совершать самостоятельные покупки. Список покупок становится более разнообразным, и важно, чтобы сумма предполагала наличие сдачи.

"Карманные деньги"

Вопрос о том, как давать детям карманные деньги, вызывает много споров. Варианты включают плату за выполненные задания, подарки на праздники или еженедельное денежное поощрение. Главное, чтобы ребенок научился управлять этими деньгами, а не просто получать их.

Игры для детей от 10 до 13 лет

"Бухгалтерия"

Вместе с ребенком подсчитывайте его расходы и доходы за неделю. Этот навык контроля над финансами пригодится ему в будущем. Если ребенок уверенно пользуется гаджетами, можно установить для него соответствующее приложение на телефон.

"Планирование"

Предлагаем ребенку составить план своих расходов на неделю, а затем вместе с ним анализировать его эффективность в конце недели.

"Настольные игры"

В этом возрасте дети могут осваивать навыки успешного управления. Приобретите несколько настольных игр с интересными персонажами и тематикой, которая заинтересует вашего ребенка. Важно выбирать игры, которые будут подходить по уровню сложности и не будут вызывать скучности.

"Сбережения"

Подобно банку, это место для накоплений, но с большей степенью свободы. Ребенок сам решает, сколько ему удобно откладывать и сколько тратить.

"Благотворительность"

В этом возрасте важно учить ребенка состраданию и человечности. Объясните, что часть его денег может быть потрачена на благотворительность, помощь нуждающимся. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать, кому именно он хотел бы помочь, чтобы он с радостью учился делиться.

Финансовая грамотность для подростков от 14 лет

"Конверты"

С возрастом ребенок реже получает карманные деньги, но сумма становится больше. Первоначально можно выделять определенную сумму каждый день, затем переходить на недельное, двухнедельное и ежемесячное распределение. Этот процесс может быть сложным вначале. Могут быть недели без денег или "голодные" месяцы, но благодаря этому ребенок научится планировать свой бюджет. Мы можем объяснить ему систему конвертов, которые позволяют разделять деньги на разные периоды: утро, день, вечер; каждый день недели; каждая неделя месяца. Сначала можно распределять равные суммы, а затем планировать бюджет и распределять деньги в соответствии с этим планом.

"Семейный бюджет"

Когда подросток научится управлять своим бюджетом, мы даем ему возможность управлять бюджетом семьи. Например, каждую первую неделю месяца семейный бюджет передается в руки подростка на управление. Это помогает выявить неочевидные расходы, о которых подросток не думает, такие как транспортные расходы, продукты питания, корм для домашних животных. Для него видны только "очевидные" расходы, а эта практика помогает ему понять все аспекты семейных трат.

"Более тщательное планирование бюджета"

Здесь мы учим ребенка эффективно управлять своей ежемесячной зарплатой. Предлагаем откладывать 10% в копилку, 5% на благотворительность, 5% на финансовую подушку, а оставшуюся часть распределять между обязательными и менее важными тратами. Мы даем ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывая, что для него важно.