- 18 мая 1884 года пущена в эксплуатацию Екатерининская железная дорога.
- В России железнодорожное строительство запустилось достаточно поздно, по сравнению с Европой и США, но уже к 1916 году Российская Империя вышла на второе место по протяженности железнодорожных путей после США.
- С 18 мая 1884 года по Казенной Екатерининской железной дороге начались регулярные грузовые и пассажирские перевозки. А полностью она была достроена к 1904 году.
- Екатерининская дорога в своем завершенном виде соединила в единое целое несколько важнейших регионов Российской Империи: Область войска Донского, Харьковскую, Екатеринославскую, Таврическую и Херсонскую губернии.
- Дорога соединила Донецкий угольный бассейн и Криворожский рудный регион и позволила направить перевозки хлеба и полезных ископаемых ресурсов к морским портам. К тому же она полноценно подключила территории Новороссии к единой железнодорожной сети Империи.
- Железнодорожное строительство одновременно стимулировало и строительство мостов, и объектов промышленной и социальной сфер, которые как бы прилегали к самой дороге.
- Шедеврами инженерной мысли стали мосты через Ингулец и Днепр, спроектированные замечательным русским инженером Николаем Белелюбским. Причем мост через Днепр был сооружен двухярусным.
- Общая протяженность Екатерининской дороги составила к 1913 году 3015 км. К этому же времени дорога стала обладать самым высоким в Российской Империи грузооборотом и по ней было перевезено 10—12 млн пассажиров.
- Железная дорога ко всему прочему принесла чистого дохода целых 10% от основного капитала. Это позволило возместить все затраты казны на ее строительство.
- В начале XX столетия на Екатерининской железной дороге работало около 35 тысяч человек.
- В советское время Екатерининскую железную дорогу переименовали в Сталинскую. Позже она частями входила в состав Донецкой, Одесской, Приднепровской, Южной железных дорог Украины и Юго-Восточной железной дороги Российских железных дорог.