Найти в Дзене
Точка Сборки

15.3.Центр Движения. Покой и суета.

Как основа чувств - песнь и безмолвие, как основа слова - молчание, так основа движения - покой. Центр движения. Благодаря "западному, образованию мы сознательно сами не развивали центр движения.  Акцент был поставлен на уме-разуме, на развитии логического мышления, а попа сидела ровно, никуда не двигалась. Схема была проста : подумал, поразмышлял и начал двигаться к тому что придумал или не начал. Таким образом, при "западном" взгляде мысль оторвана от дела. Акцент поставлен на мыслительном процессе, который и не предполагает его воплощение в "движение". Подумал и хорошо. Молодец , что подумал. И всё. Дело сделано. Ум всему голова. У "восточного " же взгляда акцент на действии.  На реализации . Ум ходит в помощниках. Правит действие. Точнее содействие. Подробней. Человек своими действиями подстраивается под поток, который существует, действует, живет в пространстве и вселенной. Энергетический поток. Тогда его обозвали ци, или ки, или дао. Восточный человек обратил внимание не тольк

Как основа чувств - песнь и безмолвие,
как основа слова - молчание,
так основа движения - покой.

Центр движения. Благодаря "западному, образованию мы сознательно сами не развивали центр движения. 

Акцент был поставлен на уме-разуме, на развитии логического мышления, а попа сидела ровно, никуда не двигалась. Схема была проста : подумал, поразмышлял и начал двигаться к тому что придумал или не начал. Таким образом, при "западном" взгляде мысль оторвана от дела. Акцент поставлен на мыслительном процессе, который и не предполагает его воплощение в "движение". Подумал и хорошо. Молодец , что подумал. И всё. Дело сделано. Ум всему голова.

У "восточного " же взгляда акцент на действии. 

На реализации . Ум ходит в помощниках. Правит действие. Точнее содействие. Подробней. Человек своими действиями подстраивается под поток, который существует, действует, живет в пространстве и вселенной. Энергетический поток. Тогда его обозвали ци, или ки, или дао. Восточный человек обратил внимание не только на свой ум, но на всего человека в целом. И кроме ума и сердца, обнаружил "живот", через который и связан человек энергетически со вселенной. 

Не будем вдаваться в многочисленные тонкости строения человека по "Востоку"

( чакры, меридианы, нити, центры, сферы , тела).

Кто желает постичь тонкости этого мировоззрения загляните в Интернет.

Здесь же, в нашем контексте Точки Сборки, ограничимся общим представлением, для осознания практического повседневного применения ради нашей жизненной пользы. И так.

Есть центр Движения. Он находится на уровне пупка, в точке дан-тянь. Можно отбросив всякие размышления и переживания, действовать. Переместить внимание свое на центр движения, оставив в стороне центр ума и центр чувств.

Действовать без чувств и без ума.

Почему так? 

Чтобы эти два центра не влияли на действия. Действовать, а не размышлять и переживать.

Небольшое отступление.

Не хотелось бы казаться пустословом и выдумщиком о том, что я тут наговорил. Поэтому сошлюсь на многочисленные источники и практические результаты такого взгляда. Думаю, что одного примера жизни шалоньских монахов будет достаточно для того чтобы Вы поняли , что это не мои выдумки. Такой подход существует уже много столетий.

 Где во главу угла жизни поставлены не пустые размышления бла-бла, а конкретные действия в нашей повседневной жизни.

Потому что жизнь - это движение.

Здесь всего лишь обращаю внимание на то, что в жизни человека, наряду с размышлением умом и переживанием душой есть ещё и действие телом. 

Вот, к примеру, один из интересных примеров.

Боевые искусства. 

На их примере можно кое-что понять о движении.

В поединке задача бойца не победить соперника, как ни покажется это странным, а проверка самого себя. Насколько я соответствую самому себе, насколько я отклонился от общего тока жизни (ци, дао), который протекает вокруг. Соперник лишь метка, указатель, ориентир.

Контакт друг с другом основан на единении в процесс совместного движения. Единение 

не через образ и представление , которые есть продукт воображение ума и не связаны с потоком реальности. 

А через непосредственное движение в потоке навстречу другу другу как дополнение друг друга. 

В таком совместном взаимодействии нет противника и активника, а есть единая пара в движении потока.

Мастерство определяется тем, кто из соперников "меньше" отклонится от потока. Сила вселенной на его стороне. Или он в силе.

Тот кто выпадает из потока , тот проигрывает. 

Потому что он выпадает из потока силы Вселенной... 

Здесь много нюансов настройки на поток. У каждого своя метода. 

Некоторые прибегают к "стилям" (тигр, журавль, змея....). Настраиваются на тот или иной образ .Но они не эффективны против "нестиля'. Когда мастер настраивается на "ничто", на "необраз" . тогда не известно как соучаствовать этому "ничто". 

Великий Мастер отождествляется с полнотой- пустотой, на которой вообще нет ряби и тем самым "видит рябь" другого: мысли, чувства, действия. Мастер работает на соотношение пустоты - движения. Поскольку он пуст, у него нет внутри никакого образа, поэтому он четко видит "представления, воображения, противника и реагирует соответственным образом: когда тот нападает он отступает. Сила противника проваливается в пустоту, и всё тело противника следует за своей силой - он падает, потому что теряет опору.

И побеждает тот кто более "пустотен": спокоен, невозмутим, непоколебим. Иногда бой может закончится не начавшись. Потому что мастер увидев своё движение брови, понимает, что проиграл.

 Его внутреннее состояние неспокойно и с ведением боя это неспокойствие будет нарастать. Кто в потоке, в духе силы тот не победим. Поэтому все кунфу - это искусство овладения духом.

Акцент в кунфу на животе, в точке и действии.

Побеждает тот, кто ничего в своей голове не представляет и не воображает, в теле ничего не чувствует. Для этого Мастер останавливает мыслительный процесс, потому что он затормаживает действия; не обращает внимание на чувства, потому что они нарушают его покой; сосредотачивается на "пустоте"....

Можно долго рассказывать, но надеюсь суть ясна.

На примере 

Покой - это основа движения.

Практика

Слияние с духом можно практиковать и на кухне , следуя за потоком, когда моешь чашки или пол. В духе не важен объект деятельности (чашка, метла), важно как ты это делаешь: в духе, в потоке ци или нет. Ощущаешь это слияние в движении, отрешён ли от результата. Что бы понять и осознать это, необходимы немыслимые, непрерывные тренировки и труд над собой. Которые вырабатывают навык "слышать" , чувствовать, понимать движение потока (ки, ци, дао, жизни).

Это тот навык, который нужно вырабатывать самому долго и нудно. Если, конечно , это нужно. 

Кстати, воинствующие, серьезные самураи и выращивают цветы, чтобы слышать, чувствовать и понимать как растет цветок в данный момент.

А не изучают 

растениеводство вообще.

Им важно "знать" как растет сейчас цветок. 

Это и есть ключ к выработке навыка овладения духом

Это пример из боевых искусств.

Теперь о движении в танце.

Ещё один взгляд на движение. Танец.

Можно идти к нему "снизу" : разучить движения и двигаться под музыку танца повторяя движения.

Если мы будем стараться выполнять движения и наше внимание будет установлено на движениях, то и зритель будет видеть движение , а не танец. Танец - это больше чем набор движений. Конечно их необходимо знать. Обязательно , иначе получится простое махание руками ногами. Нужно знать движения конкретного танца : танго, фокстрот, румба, па-де-де. Движения будут разные, а танца не видно будет. Поэтому нужно знать, не только движения, но и понимать Дух танца. Идею танца, о чем этот танце, о ком, для кого, почему, зачем. Понять его Идею. Уловить ритм. И следовать за этим ритмом. Стать самим ритмом. Чтобы через движения тела выразить Дух Танца. И это стремление, это осознание ритма и звука танца позволит проявить телу целостное состояние Танца. И тогда, через движения тела, зрителю будет виден танец, его замысел, настроение и Дух танца

Вот такой подход к танцу: сверху в низ.

Да и не только к танцу.

К строительству дома. Можно таскать кирпичи, можно возводить стены, а можно строить храм.

Всё зависит от своей точки сборки, своего взгляда на мир. Кирпичи, как основа строения, должны быть одухотворены идей предназначения - для кого строение: для себя или для него.

Резюмируем.

Само по себе движение не имеет смысла.

Если оно не пытается выразить нечто большее, стоящее за ним. Некую идею или силу. Само по себе оно выглядит как суета. Движение становится эффективным когда оно сливается с потоком вселенной. Тогда оно приобретает полноту и покой.

Как слово значимо в молчании, так движение в покое.

Покой, единение с общим потоком, является основой движения.

Как говорят "восточные люди":

"Покой в движении. Движение в покое.
Если это не так,
то тогда это суета"

"Двенадцать спиц сойдутся в ступе колеса. Движенье колеса возможно лишь тогда - когда ступица пуста".