«Наполеон» – этническая историческая кинолента, созданная режиссёром и продюсером Ридли Скоттом. В картине описывается приход Наполеона Бонапарта к власти и его отношения с супругой Жозефиной. Роль Наполеона сыграл американский актёр Хоакин Феникс, а британская актриса Ванесса Кирби исполнила роль супруги французского императора.
Не каждый режиссёр обладает достаточным видением и уверенностью, чтобы создать такой масштабный фильм, как «Наполеон». Если кто и мог снять такую картину, так это Ридли Скотт со своим 50-летним режиссёрским опытом. Британец чувствовал себя как рыба в воде даже во время съёмок самых сложных сцен, когда видеокамеры крутились на 360 градусов, а сражения происходили на огромной площади.
Шквал критики
Французские историки с критикой встретили новую работу английского режиссёра. Что интересно, сделали они это не дождавшись выхода картины в прокат, им хватило просмотра первого трейлера. Им не понравились многочисленные исторические неточности, такие как участие императора в кавалерийских сражениях или пальба из пушек по египетским пирамидам – этого в действительности не было.
Когда картину начали показывать во французских кинотеатрах, критика стала ещё более жёсткой. Например, журналистам издания «Le Figaro» не понравилось, что в картине слишком много внимания уделено мучительным отношениям Наполеона и его неверной супруги. Героический характер императора куда-то исчез, а перед зрителями предстал «сентиментальный дикарь».
Англоязычные СМИ стали на защиту Ридли Скотта, напомнив французским коллегам, что режиссёр не упомянул в своей картине нелицеприятные факты о главном герое. Зритель не увидел как «великий» полководец грабил или бежал с поля боя, когда его войско терпело поражение. Утаили создатели ленты и тот факт, что Наполеон вернул во французские колонии такое позорное явление как рабство.
Красиво и эпично
С первых кадров становится ясно, что на экране представлена одна из самых красивых исторических картин. Поражает достоверность парижских улиц, детализация костюмов солдат и обычных людей, величие роскошных дворцов. Действия происходят в разных локациях – грязные немецкие поля в мгновение ока меняют африканские пустыни. Роскошь и дороговизна видна во всём, что заслуживает отдельной похвалы костюмерам и декораторам.
Масштабные битвы также выглядят величественно, их не так много, но каждая смотрится на одном дыхании. Солдаты со штыками буквально несутся на обескураженного зрителя, а пушки бесперебойно выпускают свои смертельные ядра. Страх, адреналин и интерес смешиваются в один гремучий коктейль и держат зрителя в напряжении от первой и до последней минуты.
Режиссёр показал войну максимально беспощадной. В первом же сражении пушечное ядро попадает в императорского коня. Хладнокровие и ужас в глазах солдат, убитые и раненые – всё это вызывает страх и чувство напряжения. Красота, масштабность и кровожадность видны в каждой битве, показывая истинные ужасы войны.
Работа оператора
Оператор Дариуш Вольски работал с Ридли Скоттом во всех его современных картинах. Стиль поляка идеален для павильонных съёмок, в которых мало экшна и много диалогов. «Наполеон» же более масштабная лента, её действия происходят в разных странах и в них участвуют тысячи людей.
Бледно-голубая цветокоррекция – проигрышный вариант для такой картины, а локации не имеют индивидуальностей. В данном случае трудно найти отличия между французскими и австрийскими пейзажами. Москву с её кремлёвскими стенами ни с чем не перепутать, но впечатлить они не смогли, уж больно была примитивна компьютерная графика.
Гений или просто талантливый актёр?
«Наполеон» – это не первое сотрудничество Хоакина Феникса с Ридли Скоттом, актёр и режиссёр работали вместе на съёмках исторической драмы «Гладиатор» в 2000 году. Прошло более 20 лет, и судьба свела их снова вместе на съёмочной площадке. После совместного прочтения сценария, который написал Дэвид Скарп, Скотт и Феникс решили в него внести значительные поправки.
«Как правило, мы сценарий не подвергаем масштабным изменениям. Но когда на этом настаивает сам Хоакин Феникс, приходится считаться с его мнением. Я всегда стараюсь прислушиваться к актёрам, чтобы им было комфортно играть свои роли. Мы внесли в сценарий его конструктивные идеи, которые позволили в итоге снять неплохое кино», – вспоминает историю с исправлением сценария Ридли Скотт.
Места, где проходили съёмки
Большая часть съёмок проходила в Великобритании – Ридли Скотт был в восторге от старинных дворцов и загородных поместий. Гринвич, Вудсток и Оксфордшир стали идеальной локацией для натурных сцен. Эти графства и в наши дни излучают магический дух прошлого.
Вариант съёмок ленты во Франции создателями даже не рассматривался –ловкость декораторов, и английские достопримечательности превращались во французские. Например, собор Нотр-Дам, в котором проходила коронация Наполеона, успешно имитировал Линкольский собор.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще