Провозглашение такого чётко сформулированного принципа из уст видного представителя государственного управления - это просто подарок для психолога и кладезь для рефлексивного разбора. Посмотрим на этот принцип с психологической точки зрения.
Мысль 1:
Действительно фраза звучит очень сочно, она полна энергии и внутренней силы. В чём же заключается эта сила?
На первый взгляд всё очень просто: ошибка полагается как нечто разрешённое, на ложь, напротив, налагается запрет. Это полностью соответствует христианскому мировоззрению, которое передаётся архетипно от человека к человеку, и согласно которому дьявол полагается как отец лжи. Разоблачать его - это, безусловно, большая энергия. Казалось бы всё логично. Дьявола осуждаем. Ошибающегося человека не клеймим позором, а даём шанс исправить ошибку.
Мысль 2:
Однако, всё не так просто, как может показаться с первого взгляда. Дело в том, что данное высказывание содержит яркое противопоставление. Ложь поставлена в антагонистическую позицию по отношению к ошибке. А это не так. Потому как ложь это составная часть ошибки, а не её противоположность.
Если представить себе человека, который врёт и подумать о том, каков его основной мотив, то быстро обнаруживается, что он просто хочет достигнуть желаемого коротким, лёгким путём. То есть он ставит принцип наслаждения выше принципа инстины в своей системе социокультурных координат. А также верит в то, что жизнь на подобной эгоистической основе может быть успешной. Что это как не ошибка?
Мысль 3:
Необходимо подчеркнуть, что и принцип наслаждения и принцип истины являются важными составными частями человеческой культуры. Если посмотреть обычную жизненную практику, то становится понятно, что любая ошибка это по сути некая форма самообмана. Схема простая: человеку нравится его идея, он испытывает наслаждение от мыслей о том, как она воплотится в жизнь, следом он убеждает себя в успешности своего замысла, далее следует за этой идеей, зачастую увлекает за собой других людей, а потом выясняется, что реальность другая и схема не работает. Так человек двигается от ошибок к истине. Почему фраза тем не менее такая мощная? Откуда в ней такая глубина и сила, если достаточно просто установить практическое единство, а не противоположность ошибки и лжи?
Мысль 4:
Ответ на этот вопрос заключается в том, что главные два слова в этой фразе не ложь и ошибка, а можно и нельзя. Именно эти два слова создают энергию. Они формируют психологический механизм и структуру характера человека.
Невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Это философско-психологический закон. Такова диалектика жизни. Следовательно важнейшими из значимых для человека становятся механизмы социального одобрения и социального осуждения - можно/нельзя; хорошо/плохо.
Мысль 5:
Получается, что в короткой фразе "зашиты" два мощнейших психологических механизма: механизм награды - социальное одобрение и механизм наказания - социальное порицание. А наказания, как известно, без вины не бывает. Именно стыд и вина создают невероятной мощности механизмы психологического торможения, такие как: оценка своей, а не чужой жизни с нравственных позиций; признание собственных недостатков; возмещение ущерба, нанесённого людям и обществу. Мы осуждаем свои проступки и это открывает нам путь к искуплению, которое является началом покаяния, то есть изменение ошибочного образа жизни на верный. Следовательно, исходная фраза может звучать так - без осуждения не бывает свободы.
Мысль 6:
Действительно, если говорить о настоящей свободе, то её создаёт только покаяние, принятие нового образа мышления и действий. Стяжательство, алчность, отречение от совести, то есть всё то, чем сегодня зачастую подменяют понятие свободы, не дают такого результата. Это мировой опыт. Империи себялюбивые, гордые, пресыщенные всегда рушились вдребезги. Покаянно живущая Русь, напротив, воскресала из пепла, когда казалось бы не оставалось уже никаких надежд. Сегодняшний день нам свидетельствует о том же. Мы видим, что попытка поставить рационализацию и экономические блага во главу угла не привели немецкую нацию к свободе от вины за прошлые ошибки. Они привели к утрате себя, своей самости. Именно этот механизм вины лежит сегодня в основе внешнего психологического управления немцами. Попытка компенсировать ошибки, забывшись в комфорте и устранив механизм осуждения, привела в итоге к потере самостоятельности.
Мысль 7:
Главное, не путать осуждение с самобичеванием. Первое ведёт к конструктивно новому, второе замыкает круг плохо работающего старого. Поэтому возрождение осуждения как механизма психологического торможения является важным структурным элементом традиционных ценностей и видится весьма перспективным в сложившейся ситуации.
Событиями управляют законы больших чисел, движение больших масс людей, их совокупное желание, их видение будущего. Поэтому, если большинство поставит принцип истины выше принципа наслаждения, то очевиден большой духовный, экономический и социальный подъём. Если же этого не произойдёт, то подобные, как у Андрея Рэмовича, нравственные позиции останутся лишь тихими, одинокими огоньками среди толп воинствующих и громких лицемеров.
Автор статьи:
Максим Платонов,
психолог.