Лампы и свечки, горящие в православных церквях - это не просто осветительные приборы, но и символы горячих, сердечных молитв, возносимых христианами.
Но почему в моменты всенощных бдении свет в храме часто тушат, а в минуты литургических служб - никогда? С какой целью в греческих церквях раскачивают хоросы - главные храмовые светильники?
Поведал о том, почему освещению в церквях придаётся такое важное значение, протоиерей Сергий Правдолюбов:
«...Люди, регулярно посещающие богослужения, знают о том, что в разное время храмы освещаются по-разному: когда-то зажигаются все источники света, а когда-то - только половина. А порой тушатся не только все лампы, но даже крошечные свечки…
Так происходит, к примеру, в минуты всенощных бдений - покаянных служб, предваряющих литургию. Тогда христиане прикасаются к Таинствам Исповеди и Причастия, и в покаянную минуту прихожане не должны быть ярко освещены - это ни к чему в такой момент.
Согласно Церковному Уставу, свет гасят и перед шестопсалмием - то есть чтением покаянных псалмов Царя Давида.
На территории Афона всенощные службы проводятся в абсолютной темноте - так лучше всего идёт молитва. Непогашенными в этот момент остаются только пара свечек, стоящих в притворе. Светильники возжигают только у центральной иконы и образа, расположенного над Царскими Вратами.
И лишь в дни больших праздников во время всенощных зажигают паникадило - главный храмовый светильник, однако это происходит в определённый момент, во время полиелея (когда батюшка помазывает прихожан при помощи освящённого масла), когда читаются хвалитные псалмы (их читают в последней части утрени), и в момент пения величания.
До того, как начнёт петься третья песня канона, читаемого по завершении полиелея, храм остаётся ярко освещённым, однако к началу третьей песни свечки и лампадки гасят.
Так происходит не потому, что кончается праздник, но из-за правил, прописанных в Церковном Уставе, ведь вскоре прозвучат торжественные чтения из Святых Отцов или истории этого празднества.
Тогда христианин ощущает некую внутреннюю перемену: он должен «переключиться» на слушание, а затем вновь вернуться к молитвенным обращениям. Тем временем батюшка продолжает читать канон, однако свечки снова возжигают лишь к началу Богородичной песни. И когда люди зажигают свечи в этот момент, они, тем самым, выражают своё глубокое почтение к Божьей Матери.
Но в моменты литургических служб свет гасить не принято, ведь литургия - это наиболее торжественное и великое из всех служений.
Согласно Уставу, написанному преподобным Саввой Освящённым, литургические службы не слишком продолжительные - они длятся не дольше полутора часов. Однако же важно помнить о том, что литургии часто завершают службы, которые длятся целую ночь.
В нашем храме, к примеру, всенощная служилась с восьми часов вечера, а завершалась в десять утра. В таком случае и литургическая служба воспринималась нами как короткий торжественный аккорд, завершающий истовые и продолжительные молитвенные обращения.
И ведь литургическая служба - это, по сути своей, и есть средоточие спасительного света и величайшей отрады. Литургии никогда не бывают скорбными - даже в постные дни они исполнены торжеством и радостью.
Подобное ликование в минуты праздничных афонских литургий выражается посредством раскачиваний хороса - подобное случается, например, когда поётся Херувимская песнь».
«...Хоросы пользовались популярностью и в древние времена,» - поясняет архитектор Андрей Анисимов, - «Именно такими были главные храмовые светильники столетия назад. Представьте себе массивное кольцо, уставленное свечками и лампадками - это и есть хорос.
В нашей стране на замену хоросу со временем пришло паникадило, на котором свечки или лампы располагаются ярусно. Визуально хоросы выглядят не так замысловато и красиво, как паникадила, однако же когда начинают раскачиваться сразу несколько хоросов - это поистине завораживающее и прекрасное зрелище».
Протоиерей Сергий Правдолюбов:
«...Паникадила или хоросы - это главные церковные светильники. В нашей стране паникадила традиционно украшают изображением креста, а на территории Афона кресты дополняется такими символами, как рыбы, корабли, паруса, якоря или кресты в лодках - они также являются олицетворением Спасителя и всей православной Церкви.
Паникадила бывают не только крупными, но и боковыми. Кроме того, не следует забывать и о лампадах. В храмах разных стран лампады вешают по-своему: к примеру, в Греции лампадки принято подвешивать выше ликов святых, а в России - ниже.
Также в церкви часто можно встретить и подсвечники - из латуни или из дерева. В прежние времена подсвечники вырезались из дерева с особым тщанием, а после этого их старательно расписывали. Однако в наши дни церкви освещаются не только свечками и лампадами, но и, конечно же, электричеством».
Архитектор Андрей Анисимов:
«...Безусловно, электрическое освещение не кажется нам настолько же таинственным, как, например, освещение, исходящее от свечек, однако при этом электрический свет в храме должен быть мягким и деликатным. Когда занимаюсь проектировкой храмового освещения, я всегда советуюсь с батюшкой, так как именно он впоследствии будет управлять светом.
Можно подключить реостаты - тогда свет будет плавно угасать и плавно загораться. Или же можно настроить поярусное включение ламп - на половину, на треть и на четверть мощности. Хорос можно оснастить диодными лампами - тогда свечение будет мягким и ненавязчивым. А ещё можно сделать совмещённый хорос - на кольцо установить электрические «свечи», а ниже подвесить разноцветные лампадки.
При этом важно не забывать вот о чём: освещение храма - это не только служебная необходимость, но также и олицетворение торжественной отрады, покаянных чувств и победы света над греховным мраком».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊Читайте еще: