Найти в Дзене

Сексуальное насилие: почему жертва не виновата

Есть такое понятие: виктим блейминг. То есть обвинение жертвы. Почему жертва сексуального насилия не виновата? Всем привет! Я Снежана и автор канала "Психологический Разворот". Мы разворачиваемся от тупиков ко множеству решений. Подписывайтесь! На семинаре Ирины Исаевой мы вспомнили стадии психосексуального развития ребенка. Для ребенка дошкольного возраста нормально интересоваться своим телом, в том числе половыми органами. К сожалению, этот интерес некоторые склонные к насилию родители иногда не выдерживают или воспринимают как приглашение к насилию. Например, описан случай (уже не на том семинаре), когда пятилетняя дочь сказала маме: "У меня там почему-то болит". Вполне нормальный вопрос для ребенка, который научен обращаться к маме, если что-то случилось. Однако отец девочки, по-видимому, дремал в соседней комнате, и мог слышать, а мать этот факт беспокоил. И мать, неожиданно для девочки, крикнула на нее: "Как ты смеешь говорить такое, когда отец не спит?" Дочь была полностью о

Четыре причины, почему жертва не виновата. Источник: Яндекс Картинки.
Четыре причины, почему жертва не виновата. Источник: Яндекс Картинки.

Есть такое понятие: виктим блейминг. То есть обвинение жертвы. Почему жертва сексуального насилия не виновата?

Всем привет! Я Снежана и автор канала "Психологический Разворот". Мы разворачиваемся от тупиков ко множеству решений. Подписывайтесь!
  • Жертва не виновата, если она ребенок. В насилии, а особенно сексуальном - никогда.

На семинаре Ирины Исаевой мы вспомнили стадии психосексуального развития ребенка. Для ребенка дошкольного возраста нормально интересоваться своим телом, в том числе половыми органами. К сожалению, этот интерес некоторые склонные к насилию родители иногда не выдерживают или воспринимают как приглашение к насилию.

Например, описан случай (уже не на том семинаре), когда пятилетняя дочь сказала маме: "У меня там почему-то болит". Вполне нормальный вопрос для ребенка, который научен обращаться к маме, если что-то случилось. Однако отец девочки, по-видимому, дремал в соседней комнате, и мог слышать, а мать этот факт беспокоил. И мать, неожиданно для девочки, крикнула на нее: "Как ты смеешь говорить такое, когда отец не спит?" Дочь была полностью обескуражена. Такое нездоровое отношение матери (между прочим, с педагогическим образованием и знающей, что можно и нельзя требовать от ребенка) к обычным детским вопросам является сексуальным насилием над ребенком, потому что травмирует его в этой теме. И потому что создаёт хаос у ребенка: к матери надо обращаться, и при этом нельзя обращаться - она может наругаться. И создаёт гипер тревожность: как же предвидеть каждый раз, чтобы отец спал или был далеко - а вдруг я забуду и она опять разозлится?

  • Жертва не виновата, так как ребенок или подросток изучает свою сексуальность. А не использует ее, как взрослый.

Это аргумент Ирины Исаевой. На мой взгляд, очень убедительный.

Слова насильника "Она сама этого хотела" про девочку-подростка (или мальчика-подростка) абсурдны, и вот почему.

Ребенок или подросток знакомится с новыми реакциями своего тела. А ещё он знакомится с тем, как взрослые отреагируют на его сексуализированные высказывания или провокации. Подросток познает свою сексуальность также, как маленький ребенок познает окружающий мир - еду, игрушки, туалет, сопли, растения, окружающих людей и т. д. Если ребенок в истерике начинает бить родителя, родитель же не будет бить его в ответ и говорить "Ну он меня ударил, вот и спровоцировал, чтобы я ему морду набил". Трехлетнему, если что. Да или тринадцатилетнему, не суть. В отличие от трехлетнего тринадцатилетний может "Упал, отжался" - но не драться на равных со взрослым!

Маленькие дети играют в больницу, а подростки играют в подражание чужой сексуальности и попытки ее проявления. Если ребенок ходит с карандашом и "делает всем уколы" и родитель вдруг даёт ему реальный шприц и заставляет делать реальные уколы реальным больным, это как было бы? Сумасшествие? И как выглядело бы оправдание взрослого "Хотел больницу? Вот тебе больница! Играй, раз хотел! С реальными больными!" А почему тогда не сумасшествие говорить про ребенка "Она сама ко мне приставала, вот я ее и изнасиловал"? Для чего путать детские попытки познать свою сексуальность со взрослыми сексуальными играми?

  • Жертва не виновата, потому что часто жертвами насилия становятся те, кто уже пережил тяжёлое насилие.

Это феномен виктимизации. Из-за того, что жертва склонна обвинять себя, насильник легко может нарушать границы жертвы. Кроме того, тот, кто пережил насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное), способен долго терпеть боль. Как человек, которого много раз били, уже меньше чувствует боль от каждого удара, так и человек, который подвергается унижениям в семье или школе, уже не чувствует боли там, где не привыкший к унижениям человек бы встрепенулся. Это хорошо чувствуют насильники, когда выбирают жертву.

И когда случается насилие, взрослый человек, жертва насилия, скатывается в состояние ребенка. А ребенок - не виноват.

  • Жертва не виновата, потому что есть не только реакция "бей", но и реакция "беги" и "замри".

Иногда в случае изнасилования говорят: "У нее нет на теле побоев. Значит, она не сопротивлялась. А раз не сопротивлялась, значит, все было по согласию." Такое мнение ое учитывает того, что в случае опасности человек может не только сопротивляться, но и замереть. Вы наверняка знаете примеры у животных и у людей, когда в опасности человек или другое живое существо замирает.

Итак, вот четыре причины, почему в сексуальном насилии жертва не виновата. С точки зрения Карла Густава Юнга четыре - уравновешивающее число. Поэтому оно будет на иллюстрации к сегодняшней статье.

Отзыв на книгу Ирины Исаевой "Девочка без имени"

А вы как думаете, почему жертва к виновата?

Если статья оказалась полезной, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь.

Чтобы участвовать в моих субботних эфирах, заходите в Телеграм.