Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Франко Неро

«Имя… итальянского актера Франко Неро известно в Италии и за ее пределами столь же хорошо, как имена маститых Марчелло Мастроянни, Витторио Гассмана, Альберто Сорди, Джан-Мария Волонте и многих других мастеров итальянского кино. Его фамилию в титрах фильмов пишут крупно и броско, как обычно пишут имена кинозвезд. Многочисленные статьи в западных газетах и журналах, часто с налетом дешевой сенсационности и нескромного любопытства к личной жизни актера, толпы почитателей и почитательниц, казалось бы, подтверждают предположение, что Франко Неро — типичный образчик кинозвезды.

-2

Между тем анализ ролей актера в фильмах последних четырех лет свидетельствует о поспешности и скоропалительности такого вывода. Из Неро хотели сделать «звезду экрана», поскольку начальный этап его работы в кино давал повод к такому повороту событий.

Дебютировав в 1965 году в фильме «Челестина» (реж. К. Лидзани), Неро сразу же получает приглашение от американского режиссера Д. Хастона сыграть роль библейского персонажа Авеля в супербоевике «Библия».

Библия
Библия

Это был один из самых дорогостоящих постановочных фильмов фирмы «Дино Де Лаурентис». Такое предложение никому не известному актеру кажется удивительным только на первый взгляд.

-4

В 1965 году, когда Хастон приступал к съемкам фильма, Неро было 24 года. Великолепные внешние данные, спортивная фигура и молодость — все это как нельзя более кстати подходило для пышного костюмного боевика. Играть Авеля было нетрудно или, проще говоря, актеру вообще ничего не нужно было играть, кроме смирения и кротости своего мифического героя. В тот период Хастону и другим режиссерам, у которых он снимался, нужен был Неро-красавчик, Неро-типаж, а не драматический актер Франко Неро.

В середине 60-х годов Неро снимается либо в «спагетти-вестернах» (так критики остроумно окрестили итальянскую разновидность американских вестернов), либо в пышных постановочных боевиках.

-5

Одна за другой следуют роли в фильмах «Джанго», «Третий глаз», «Прощай, Техас!», «Камелот». Неро становится весьма популярным среди той части зрителей (и прежде всего — среди подростков), которая видит в кино источник острых ощущений. Неземные страсти, захватывающие приключения, драки и погони — вот что хотели видеть на экране эти зрители. По сути дела, кино для них — дешевый духовный наркотик, с помощью которого они стремятся уйти от серой и скучной повседневности в мир иллюзии.

Из песни слов не выкинешь: Неро играл в таких «экзотических» фильмах. Это время было опасным для актера. Легко завоеванная популярность грозила обернуться полным забвением через несколько лет: ведь бравые ковбои, свирепые бандиты или облаченные в римские туники и рыцарские доспехи герои Неро были до одурения похожи друг на друга — различить их можно только по именам.

-6

К чести актера следует сказать, что он не захотел довольствоваться перепевом одних и тех же ролей. Он захотел играть людские характеры, а не представлять на экране сумму пороков или добродетелей. Не сразу, не по мановению волшебной палочки Неро превратился в актера социально-политического кино. Произошло это постепенно, не без трудностей.

В 1967 году актер сыграл роль капитана карабинеров Беллоди в фильме Д. Дамиани «Сова появляется днем», экранизации одноименной повести сицилийца Л. Шаша. Эта роль была необычной для Неро, непохожей на то, что он играл до этого. Беллоди — человек кристальной честности, интеллигентный, отважный. Однако не столько эти особенности характера привлекли актера в герое, сколько антимафистская тематика картины Дамиани, ее гражданский пафос.

С этой картины началось творческое содружество Неро и Дамиани в обличении опаснейшей социальной язвы Италии — мафии. Беллоди в трактовке актера — это еще один Дон Кихот, на этот раз в карабинерской форме. Беллоди — Неро ведет неравную, заранее обреченную на провал борьбу с сицилийской мафией и ее могущественными покровителями в Риме. Против него — вся прогнившая система итальянского капиталистического общества: коррупция, архаичная система правосудия, террор мафистов. И он терпит поражение: мафистский босс дон Антонио, арестованный Беллоди на свой страх и риск, выходит на свободу, у капитана нет против него свидетелей, они убиты мафией... Закон бессилен, преступники торжествуют.

-7

Неро играет своего героя в очень сдержанной, даже аскетичной манере, не прибегая к эффектным жестам и мимике. Только глаза актера — то прищуренные в иронической усмешке, то яростные, то полные бессильной горечи — выражают истинное состояние его героя...

И все же первая антимафистская лента Дамиани была далека от совершенства, а образ Беллоди был изрядно романтизирован. По собственному признанию режиссера «ситуация, которая показана в фильме «Сова появляется днем», в таком виде уже редко встречается в Италии».

К тому же социальная обличительность картины уже к середине фильма оттеснена на второй план традиционной любовной интригой между Беллоди и женщиной, зависимой от мафии (ее играет Клаудиа Кардинале).

Положительно оценивая работу Франко Неро в фильме «Сова появляется днем», мы тем не менее далеки от мысли считать ее эталоном актерского мастерства. Эта роль для актера — своеобразная проба пера, попытка попробовать себя в амплуа социального героя. И попытка эта, как нам кажется, удалась.

После исполнения роли Беллоди о Неро заговорили как об актере больших возможностей, однако столь же интересных ролей пока не было.

-8

Год 1969-й оказался для Неро вдвойне удачным: он сыграл роль Орасио в картине выдающегося испанского режиссера Л. Бунюэля «Тристана» и немца Грубера в фильме «С нами бог» Д. Монтальдо.

Играть в картинах Бунюэля трудно, но заманчиво. Режиссер работает только с актерами высокопрофессиональными, подлинными мастерами перевоплощения. Приглашения Неро на одну из главных ролей в «Тристану» свидетельствовало о том, что Бунюэль увидел в нем такого мастера.

Неро играет своего героя, молодого художника, в романтическом ключе. Романтичны его внешность, любовь к Тристане, отрицание фетишей буржуазного мира. Орасио — Неро чувствует себя очень неуютно в Испании 20-х годов XX столетия. Актер играет драму несовместимости нравственных идеалов своего героя с циничным и ханжеским буржуазным миром. Художник терпит поражение, Тристана покидает его, ибо время романтики давно кануло в Лету...

-9

Совершенно в иной, ярко выраженной эмоциональной манере сыграл Неро роль немца-дезертира в антимилитаристском фильме «С нами бог». Разоблачение милитаризма, кастовой солидарности военных, вчерашних противников — немцев и канадцев — вот основная тема картины Монтальдо. В основу фильма положено действительное событие, происшедшее в канадском лагере для военнопленных немцев спустя неделю после окончания второй мировой войны. Фашисты-заключенные устроили в лагере... военный суд над немцами-дезертирами и казнили их с молчаливого согласия военной администрации лагеря.

Неро играет одного из казненных, мичмана Грубера, играет со страстью, неприкрытой яростью к убийцам в мундирах. Темперамент актера особенно ярко проявляется в финальном эпизоде фильма, когда свершается самосуд немцев над немцами. Грубер — Неро с гневом кричит перед смертью: «Война окончена! Убийцы!». И это хлесткое слово в равной мере относится и к фашистам и к канадской администрации.

Роль потребовала от актера наивысшего напряжения физических и душевных сил, по- скольку Грубер на протяжении всего фильма находится в постоянном нервном напряжении. Без преувеличения можно сказать, что этот герой — «комок нервов».

Трудность исполнения таких ролей заключается в том, что неопытный актер легко может

впасть в крайность: сыграть неврастеника. Но мичман Грубер — Неро нисколько не похож на неврастеника. Быстрая смена эмоций у него — результат трагизма ситуации, в которой он оказался... Если в картине «Сова появляется днем» Неро приобщился к антимафистской теме, то в фильме «С нами бог» он впервые столкнулся с антимилитаристской темой.

-10

Поэтому теперь уже кажется закономерным, что после роли Грубера Неро сыграл в том же году роль итальянца-антифашиста в югославской киноэпопее «Битва на Неретве» (реж. В. Булайич).

В фильме Неро отпущено мало времени, у него всего несколько небольших эпизодов, но актер сумел и за это короткое время создать яркий и запоминающийся образ, показать зрителям все этапы нравственного мужания своего героя. Сначала, когда герой Неро попадает в плен к югославским партизанам, он ложно понимает чувство долга, не хочет стрелять по итальянцам-фашистам. Не потому, что они фашисты, а потому, что они итальянцы. Но когда он видит, как беспощадны и жестоки и немецкие и итальянские фашисты, то проникается к ним ненавистью. Он гибнет, спасая раненых партизан.

В какой-то степени образ итальянца-антифашиста, которого играет Франко Неро, плакатен. Это даже не образ, а эскиз к образу. Возможно, что в другом фильме плакатность героя Неро резала бы глаз. Но в гигантской партизанской кинофреске югославского режиссера почти каждый герой плакатен в самом лучшем смысле этого слова. Фильм так насыщен героями, их так много, что подробно охарактеризовать каждого из них авторы фильма просто не могли. Да это и не входило в их замыслы, поскольку «Битва на Неретве» — это драма войны, а не драма характеров. Каждый из актеров, снимавшихся в фильме — С. Бондарчук, О. Видов, Ю. Бриннер, О. Уэллс, Л. Самарджич и десятки других, — сыграл свою роль с такой силой таланта и достоверности, что изначально запланированная плакатность отошла на второй план — настолько велики обаяние и мастерство этих актеров. И Неро ничуть не уступает им ни в мастерстве, ни в достоверности своего героя.

Как ни интересны роли Франко Неро, сыгранные им в конце 60-х годов, подлинным актером политического кино он стал в начале 70-х.

-11

В 1971 году состоялась вторая встреча Неро и Дамиани — в фильме «Признание комиссара полиции прокурору республики». Актер сыграл в этой картине роль помощника прокурора Траини, и сыграл ее блестяще.

В одном из интервью он рассказал, как серьезно готовился к этой роли: «Я... перед съемками фильма целый месяц провел в судах, изучал все детали их деятельности, вникал во все подробности. Многое из увиденного пригодилось мне во время съемок».

Неро в трактовке образа Траини подчеркивает несамостоятельность своего героя. Молодой юрист считает себя борцом за справедливость, ревнителем буквы закона, тогда как на самом деле он маленький винтик юридической машины, контролируемой конфликтующими с законом людьми.

-12

Рафинированный интеллигент, слишком мягкий и честный для продажного общества, — таков Траини — Неро. Только смерть полицейского комиссара Бонавиа открыла глаза молодому помощнику прокурора. Он понял, что бессилен что-либо сделать во имя закона, если мафистам помогает сам Генеральный прокурор Мальта. Об этом свидетельствует финал фильма — встреча Мальты и Траини на лестнице палермского Дворца правосудия.

Лицо Траини — Неро тут очень выразительно: уголки губ опущены в презрительной усмешке, лицо бледно как мел. Когда Генеральный прокурор с фальшивым участием спрашивает у него: «У нас что-нибудь не так?», Траини — Неро молчит. Но вся его фигура, лицо и особенно глаза выражают неприкрытую антипатию к судейскому чиновнику высшего ранга. В глазах актера не только немой укор, но и решимость продолжать борьбу и с мафией и с коррупцией юридического аппарата.

Дамиани охарактеризовал тему своего фильма как попытку «обнажения связи между мафией и властью». И отлично справился с воплощением этой темы: фильм получился остро- социальным и обличительным. Неро трактует образ своего героя столь же последовательно и остро. С первого и до последнего кадра фильма он играет одну тему, определяющую суть своего героя, — тему крушения буржуазного мифа.

-13

Совсем иной образ создал Неро в картине «Следствие закончено, забудьте», которую поставил тот же Д. Дамиани. Фильм вышел на экраны Италии в 1972 году и явно пришелся не по вкусу чиновникам от кино. Уж слишком откровенно рассказано в этой ленте о произволе и беззаконии тюремных властей, об их связях с мафией.

Неро играет архитектора Ванци, который оказался в тюрьме за то, что сбил автомобилем пешехода. Пока идет следствие, он совершает своеобразное путешествие по кругам тюремного ада. Ванци и Траини в чем-то сродни друг другу: оба буржуа средней руки, интеллигенты, воспитанные люди. Только Ванци — не борец.

-14

Неро очень тактично подчеркивает противоречивость его натуры. Архитектор честен, но слабоволен, он благороден и одновременно эгоистичен. Столкновение противоположных черт характера, алогизм поступков — таким актер видит своего героя, таким представляет на наш суд. А суд Ванци заслужил, не юридический, его освобождают из тюрьмы, — суд совести... Потому что, вступив в сделку с мафистами, которые и в тюрьме ведут себя как хозяева (на его глазах убивают человека, неугодного мафии), он запятнал свою совесть и честь. Собственное благополучие Ванци поставил выше гражданской совести. Выйдя из тюрьмы, он казнит себя за малодушие, ему стыдно, но страх оказывается сильнее стыда...

-15

Беллоди, Траини, Ванци... Всех этих героев объединяет не только то, что они своеобразные жертвы современного буржуазного общества, но и то немаловажное обстоятельство, что они одновременно и типичные представители этого общества. Каждый из них воочию убеждается, что буржуазное общество насквозь прогнило, но ни один из них не знает, как изменить его. Не приемля это общество в каких-то частностях, они и не помышляют о его коренном переустройстве и потому не опасны для него. В этом их трагедия, и наиболее ярко она проявляется в образе архитектора Ванци. Заслуга Неро заключается в том, что он сумел «материализовать» эту трагедию.

-16

Следующая роль Франко Неро сыграна им в фильме Ф. Ванчини «Убийство Маттеотти» (1973). Актер сыграл роль Джакомо Маттеотти, социалиста и антифашиста, похищенного и убитого по личному приказу Муссолини в июне 1924 года. Пожалуй, это одна из лучших ролей Франко Неро.

Ему удалось создать благородный образ пламенного трибуна, мужественного борца с фашизмом, честного и зрелого политика.

«Под пеплом — огонь» — вот суть образа Маттеотти, каким его сыграл Неро. Такая манера игры актера соответствует режиссерскому стилю фильма — «инкьесты», то есть фильма-расследования. Страстный темперамент своего героя Неро демонстрирует только один раз: когда Маттеотти выступает в парламенте по поводу незаконных, фальсифицированных фашистами выборов. Актер не скупится на энергичные, отточенные жесты, его мимика предельно выразительна, а взор чуть ли не испепеляет сидящих на скамьях фашистов. Не удивительно, что фашисты убили Маттеотти — такой трибун легко увлечет за собой народные массы, такой борец опасен для любой тирании.

Роль Маттеотти — сороковая в актерской биографии Неро. Это немало для человека, которому нет еще и сорока лет.

Однажды он сказал журналистам: «Мне хотелось в каждой из сыгранных ролей подчеркнуть не только национальные признаки, но и «очеловечить» схему. Это удавалось мне в большей или меньшей степени».

Да, актер сыграл сорок очень разных ролей, некоторые из них прочно забыты, они из того, костюмно-вестернового периода, когда из него делали идола, «звезду».

Другие, их пока не так много, являются настоящим вкладом в прогрессивное итальянское киноискусство.

Очень хочется верить, что Франко Неро, актер итальянского политического кино, сыграет еще много интересных ролей. Порукой тому — мастерство и гражданская совесть художника» (Кокоревич, 1977: 168-183).

(Кокоревич Б. Франко Неро // Актеры зарубежного кино. Вып. 11. М.: Искусство, 1977. С. 168-183).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц