Найти в Дзене
GEOPOLIT | Военная история

Американский стелс-самолёт F-35 переиграл своих же создателей — В США потеряли и не нашли самолёт ценой более 100 млн $. При чём тут Куба?

События вокруг исчезновения американского Ф-35 заставляют вспомнить исторический инцидент 1989 года, когда советский МиГ-23, преодолевший всю Европу, потерпел крушение около Белленгема, близ Кортрейка в Бельгии. Тогда Николай Скуридин, полковник ВВС СССР и ведущий специалист, был вынужден экстренно покинуть истребитель, взлетев с польского аэродрома, где проводилась проверка вновь отремонтированной техники. Инцидент произошёл из-за неожиданного помпажа и сбоя в работе двигателя

МиГ-23. Фото в свободном доступе.
МиГ-23. Фото в свободном доступе.

Как стало известно позднее, самолет не имел намерений совершать посадку и продолжил свой путь в воздушном пространстве, которое контролировалось так называемым "агрессивным блоком НАТО".

  • Пилоты НАТО начали сопровождение этого самолета, обнаружив, что он летел без пилота и кабина была открыта, что указывало на экстренное катапультирование.
  • В конечном итоге, не долетев до французского города Лилль, советский истребитель упал, разрушив при этом коровник в Бельгии, где случайно оказался один несчастный бельгиец.

Почти 35 лет спустя после известного происшествия, когда отношения между СССР и НАТО были относительно дружественными и инцидент был разрешен с помощью выплаты компенсации, вновь произошел аналогичный случай. На этот раз речь идет о современном американском стелс-самолете F-35 Lightning II, который базировался на авиабазе "Чарльстон" в Южной Каролине.

  • В ходе полета возникла аварийная ситуация с новейшим F-35B Морского корпуса США, что привело к катапультированию пилота, который получил при этом лишь легкие травмы.
F-35. Фото в свободном доступе.
F-35. Фото в свободном доступе.

"Молния-2" (он же F-35), исчезла в воздухе над Южной Каролиной - стала невидимой для радаров американской ПВО.

  • Между тем, двигатели Ф-35, Pratt & Whitney F135, которые ранее были гордостью и знаком технологического могущества американской военной промышленности, стали объектом критики.
  • Недавно объявлено о планах на замену этих установок на новые, более эффективные и долговечные агрегаты, подготавливаемые к производству.
F-35. Фото в свободном доступе.
F-35. Фото в свободном доступе.

В интернете появились предположения о том, что исчезнувший Ф-35 мог не только исчезнуть, но и появиться на Кубе, причем пилот, по этой версии, не покинул кабину, а перешел на сторону другой страны. Эта гипотеза, опубликованная на серьезных новостных ресурсах, представленных в социальных сетях, вызвала не меньше удивления, чем само исчезновение самолета, которое уже стало предметом глобального юмора и бурных дискуссий.

  1. Особенно настораживает, что такой высокотехнологичный летательный аппарат не смог как-либо отметиться в момент кризиса, несмотря на всю свою сложную электронику.
  2. Если предположения подтвердятся, и на военной базе под Гаваной действительно приземлился американский стелс, как это показали недавно неясные телекадры на государственном кубинском телевидении, то это может вызвать скандал, превосходящий по масштабам инцидент с перелетом Виктора Беленко на МиГ-25 в Японию в сентябре 1976 года.
  3. То, что могло начаться как невинная шутка, принимает серьезные обороты с участием кубинского правительства.

Мне кажется, что ситуация напоминает инцидент, произошедший в Кортрейке в 1989 году. Вероятно, летчик вынужден был покинуть самолет раньше времени, и аппарат продолжил полет в автономном режиме, пока не разбился в отдаленной местности после исчерпания топлива.

  • В последнее время американцы нервничают из-за проблем с F-35 Lightning II, ведь после потери трех таких самолетов в разных регионах в конце 2021 и начале 2022 годов, их репутация сильно пострадала.
  • Дополнительно, были еще несколько происшествий, включая одно на базе "Форт Уэрт" в Техасе, где пришлось списать новый самолет стоимостью свыше 100 миллионов долларов.
F-35. Фото в свободном доступе.
F-35. Фото в свободном доступе.

Представим гипотетическую ситуацию, когда американский Ф-35 оказывается на Кубе, что сегодня кажется маловероятным. Это добавило бы еще одно негативное пятно на имидже этого ведущего американского "стелс"-самолета.

  • Однако ни производители, ни руководство ВВС США, ни Пентагон особо не беспокоятся по этому поводу. Их союзники продолжают приобретать самолеты несмотря на возможные недостатки.
  • Например, Германия купила авиакрыло за 330 миллионов долларов за штуку, что в три раза превышает стоимость их "Молнии-2".

Куда же делся стелс-самолёт? Рад буду выслушать Ваше мнение в комментариях!