Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Срывы в терапии. Часть 2.

Изменения в терапии проходят несколько этапов, которые при этом не линейны и не последовательны. Если представить эти этапы через известную притчу о собаке, лежащей на гвозде, то они примерно такие.

Про 1 и 2 этап можно прочитать тут: https://www.b17.ru/article/530262/

Этап 3. Гнев.

Этот этап базируется на процессе сепарации. Здесь появляется очень много энергии.

Клиент злится на гвоздь и не признаёт своё бессилие. От этого он также злится и на всех вокруг, активно расставляя свои границы.

Клиент отвергает гвоздь, он готов отгрызть его вместе с лапой, не обращая внимание на боль.

Клиент становится резким и неприятным в общении. В групповых процессах поднимается много конфликтов.

Что делать терапевту?

Поддерживать процесс злости на гвоздь, но фрустрировать процессы аутоагрессии и слива злости на переходные объекты.
Фрустрировать обесценивание.
Отражать действительность.
Поощрять процесс сепарации.
Радоваться за клиента, гордиться им, и показывать ему эту радость и гордость.

Возраст этой части изменений - подросток. Клиент бунтует и отделяется. Процесс нарциссический.

Слишком активная фрустрация обесценивания и злости на переходные объекты без поддержки и ясности может привести к срыву терапии.

Здесь терапевту очень помогает устойчивость и навыки разделения процессов: то, что происходит с клиентом - отдельный процесс.

В группе - обучение навыкам разделения процессов. Поддержка каждому, а не группе целиком, внимание к отдельности.

Этап 4. Печаль.

Этот этап базируется на процессе горевания.

Клиент уже не злится на гвоздь, это становится бессмысленным. Он признаёт своё бессилие. Он признаёт, что не может получить идеальную картину своего мира, и от этого очень грустно.

Клиент входит в процесс отгорёвывания того, что невозможно получить.

-2

Что делать терапевту?

Поддерживать процессы бессилия, разочарования и горевания о невозможном.
Фрустрировать стыжение родственников и друзей, и советы "пойти развлечься".
Отражать действительность.
Быть рядом с клиентом в его горе.

Возраст этой части изменений - порог взросления. Клиент узнаёт, что разочарование - это нормальная часть жизни, а печаль - целительна.

Невыдерживание терапевтом бессилия и печали, скудость поддержки разочарования может привести к срыву терапии.

Здесь терапевту очень помогает устойчивость и умение быть рядом с клиентом в его горе.

В групповых процессах - обучение навыкам поддержки горевания другого.

Этап 5. Принятие.

Этот этап базируется на процессе индивидуации.

Клиент видит гвоздь таким, какой он есть. Он признаёт влияние гвоздя на свою жизнь и право как-то с этим обходиться.

Он признаёт, что не может получить идеальную картину своего мира. Это грустно, но это факт. И этот факт не разрушает клиента.

Клиент выходит на новый этап терапии. Или уходит. И это тоже факт, который не разрушает терапевта. Это не срыв терапии, а логичное завершение этапа.

-3

Что делать терапевту?

Радоваться за клиента.
Быть рядом с клиентом и поддерживать любое его решение.

Это взросление. Взрослые люди идут своим путём.

В групповых процессах - обучение навыкам расставаться.

Автор: Тимохина Анна Сергеевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru