"Бабьи басни", храм святителя Митрофана и сложности захоронений в Пантелеимоновом монастыре
Мы стоим перед главным собором монастыря - храмом во имя святого великомученика Пантелеймона.
Собор этот византийской архитектуры, заложен в 1812 году. завершен в 1814 году Освятил собор в 1815 году священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский. В пантелеймоновом монастыре совершалось богослужение на греческом языке, а после выхода части греческой братии из монастыря на церковнославянском и греческом. Для братства Пантелеймонова собр был тесен, и был устроен Покровский собор. На фоне этих исторических размышлений вспоминается бытовая история. После службы стоит монах-простец (речь о нем пойдет позже) и о чем-то разговаривает с другими Мы стоим перед главным собором монастыря - храмом во имя святого великомученика Пантелеймона.
Собор этот византийской архитектуры, заложен в 1812 году, завершен в 1814 году. Освятил собор в 1815 году священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский. В Пантелеимоновом монастыре совершалось богослужение на греческом языке, а после выхода части греческой братии из монастыря на церковнославянском и греческом. Для братства Пантелеймонова собор был тесен, и был устроен Покровский собор. На фоне этих исторических размышлений вспоминается бытовая история. После службы стоит монах-простец (речь о нем пойдет позже) и о чем-то разговаривает с другими монахами. И вдруг к нему подходит епископ Кирилл, (ныне митрополит Казанский и Татарский Кирилл (Наконечный)) и, сложив крестообразно руки, подходит к о. Иннокентию за благословением. Тот шарахается в сторону в ужасе. Но, епископ Кирилл открывает своё инкогнито: он тот самый алтарник из Успенского кафедрального собора города Владимира, из которого старец был призван на монашеское служение. Старец успокоился, освоился и уже через пять минут по монастырь раздавалось: А как там Володька? А что стало с... Вот, таки воспоминания всплывают, когда касаешься рукой каменной кладки храма, сделанной к слову, из жёлто-серого тесаного камня. А когда не можешь, коснуться, то все равно всплывают... Восемь куполов венчают храм, восемь колонн удерживающих галерею, охватывающую с западной стороны храм и частично продолжающуюся на север и восток. Четыре мраморный колонны, огромного размера (взятые при строительстве из Старого Руссика) держат своды притвора, четыре же колонны удерживают и главный купол собора. Иконостас прислан в 1850 году из Росси, из Старого Оскола
Иеромонах Василий (Селезнев) – известный иконописец, устроивший в обители
первую иконописную мастерскую. «Бог помог ему расписать половину собора; и он вероятно все окончил бы; но с ним случилось несчастье: он оборвался с лесов – с самого верху, крепко убился и был долго болен»
В Пантелеимоновом соборе еще в 1855 году были расписаны стены русским
иконописцем отцом Василием, пребывавшим со своими учениками на келлии преподобных Печерских. На купола Пантелеймонова собора были установлены
позолоченные кресты. Еще одно имя монаха-иконописца упоминает епископ Порфирий (Успенский) в капитальном труде «История Афона»: «В сем же году (1854) в Руссике русский живописец Василий изрядно написал лики Спаса и Богоматери на стене в литийном притворе соборного храма». Очевидно, он имеет в виду иконописца иеромонаха Василия (Селезнева)». Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Рукоположен в иеродиакона 3 июля 1856 года, а в иеромонаха — 8 сентября 1857 года. Он устроил в монастыре первую настоящую иконописную мастерскую, где собрал несколько одаренных иноков-иконописцев. Многие написанные им иконы посылались в Россию, и многие из них стали там чудотворными. Ряд икон, написанных им, были предназначены
для поднесения в дар Их Величествам Высоким Особам. В 1867 году схимонах Василий написал для Пантелеимоновского храма икону святого великомученика Пантелеимона, которая с тех пор прославилась многими чудесами. Икона эта в большом позолоченном киоте находится у правого столпа, поддерживающего юго-восточную сторону, напротив архиерейской кафедры. Написана на цинке. Риза на ней серебро-позолоченная, с камнями и сделана в 1844 на средства вологодского купца Егора Шучкова в Петербурге.
Про о. Василия (Селезнёва) читаем в монахологии дополнение: "Был знаменитым иконописцем, певцом, пел второго тенора. Многие иконы, вышедшие из-под его кисти очудотворились в России".
Нужно добавить что хорос, огромен и опоясывает тяжелое русское паникадило, окруженное с четырех сторон четырьмя малыми. Весь это комплекс, представляющий как бы планету с четырьмя спутниками, в воскресные и праздничные дни раскручивают экклесиархами и изображают светлых духов, парящих под куполом Божьего храма. В алтаре собора находится главная святыня - глава великомученика.
Тут не могу не вспомнить еще одну историю. Дело было на празднике Пантелеимона. Из России приехали архиереи во главе с митрополитом Иовом (Тывонюком). Праздничная служба несколько затянулась, а паром идет один раз в определенное время, значит, существовала опасность, что многочисленные гости предпочтут паром богатому угощению. Не накормить гостей на панигер - позор для обители. И вот иеросхимонах Филарет, отвечавший за трапезу, подходит к окну алтаря и начинает ругаться. Митрополит Иов в этот момент произносит проповедь и заканчивает её так: Вот и трапезарь, говорит, что надо заканчивать и сворачивает свое слово. Удивительный архиерей. Потом я его обнаружил на службе в Храме Живоначальной Троицы в Москве. Он приходил в длинном плаще, становился незаметно у колонны и молился, не желая быть замеченным. Вот такие бывали архиереи. Для них главнее всего была молитва и. очевидно, он не мог усидеть дома, когда приезжал в Москву из Челябинска. Видел его и ездившего в этом своем длинном плаще в метро.