Найти тему

Кратко о книге Жоржа Вигарелло «История усталости от Средневековья до наших дней»

Оглавление

Когда мы говорим: "я устал(а)" и валимся на диван, или ложимся в ароматическую ванну, или едем на природу ничего не делать, но просто забыть о заботах на фоне птичьего щебета и отрадной для глаз зелени, мы воспринимаем это как свое священное право. Если человек устал, он должен отдыхать, это ведь нормально. Сейчас существует целая индустрия отдыха, борьбы с усталостью. И она готова обслужить каждого. В законодательстве официально признано право человека на отдых, то есть, признается, что он устает и требует времени для восстановления сил.

В современном обществе все эти вещи тривиальны. Но так было не всегда.

Жорж Вигарелло «История усталости от Средневековья до наших дней», книга
Жорж Вигарелло «История усталости от Средневековья до наших дней», книга

Французский социолог и историк Жорж Вигарелло, работающий в Высшей школе социальных наук в Париже, написал даже целую книгу, в которой со всех сторон рассмотрел проблему усталости, притом показал историю ее постепенного решения. Книга так и называется — "История усталости от средневековья до наших дней". Перевод сделала Ольга Панайотти. Автор пишет, что отличие физической усталости от духовной было понято не так давно. Поначалу люди не видели отличий между ними. Признание разных аспектов усталости шло постепенно и долго.

Вигарелло идет в своей книге хронологическим путем, начиная со Средних веков, и это очень удобно для чтения.

Ткач. Нюрнберг, 1524 год
Ткач. Нюрнберг, 1524 год

Рассматривая понимание усталости в разные эпохи, автор анализирует разные проявления этого состояния и то, как оно отражалось в быту, в литературе, в спорте, труде, медицине, в технологиях, в еде, сексе и также в мебели. Как выясняется, все эти сферы жизни несли на себе так или иначе влияние усталости. При этом надо ведь помнить, что общество неоднородно в социальном смысле. Разные классы и сословия устают по-разному и от разного. Одно дело — устать от балов и банкетов, другое — от работы в поле от заката до рассвета. Это несколько разная усталость, согласитесь, и требует разного отдыха.

Меж тем в средние века обычный работник не мог претендовать на понимание своей усталости. За ним, конечно, признавалось право на сон и короткий перерыв на еду, но и все. Отдых считался бездельем, который надо было немедленно нарушить, дав работнику очередное занятие. В средние века только воины, путешественники и те, кто искупал грехи молитвами, имели право на усталость. Появление нормированного рабочего дня стало важной вехой в признании усталости и за тружеником.

Вот с этого всё и пошло, и законы, регулирующие эту сферу жизни, и индустрия отдыха. Надеюсь, вы не устали читать эту статью.))

Приглашаю вас в другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях", а также прошу поддержать своим присутствием добиваемый Дзеном канал моего мужа "Александр имхо"

А тут я читаю стихи