Найти в Дзене

Руны и магия: рунические практики, обряды, заклинания, мистические аспекты рун и их влияние на реальность в скандинавских сагах

Оглавление

Как древние колдовали с помощью рун? Об этом нам рассказывают средневековые саги, запечатлевшие в себе вековую устную традицию.

Что поведал о рунах Один? Что известно о них валькирии? Как укротить строптивую в условиях мистического Севера?

Всем привет! Вы в гостях у Апологии чуда. Здесь я делюсь своими знаниями и опытом работы с Таро и скандинавскими рунами и, конечно, ищу единомышленников.

Больше полезных материалов (личные наработки, экспертные разборы чужих раскладов и много другое) есть в моей группе ВК "Апология чуда". Забегайте, подписывайтесь и не теряйтесь! ☺

Если эта статья попалась Вам случайно, советую начать со статьи "История рун Старшего Футарка". Это позволит увидеть картину в целом. Здесь.

Бесспорно, в начале эры руны Старшего Футарка представляли собой, в первую очередь, магический инструмент, и лишь во вторую – инструмент письма. Свидетельств этому много. Почитать о них можно в статье «Происхождение рун». Здесь же рассмотрим практический аспект их использования, а именно: кто, как и для чего применял руническую магию.

Важнейшим литературным источником знания о рунах служат «Речи Высокого»:

142 «Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал».

Здесь же Один сообщает:

146 «Заклинанья я знаю
не знает никто их,
даже конунгов жены».

Таким образом, знание рун, каким оно представлялось средневековому автору – это тайное, мистическое знание, происходящее от божества и доступное избранным. В качестве археологического подтверждения этому факту служат многочисленные рунические надписи, подписанные автографом автора.

Например, надпись на могильном камне Эйнанг, найденном во Фагернесе, Норвегия, и датируемом IV веком: «Я, Дгест, написал эту руническую надпись».

Надпись на камне Эйнанг (Норвегия)
Надпись на камне Эйнанг (Норвегия)

Итак, умение резать руны – это знание доступное не всем. Постараемся всё же проникнуть за завесу тайны и разобраться в магическом значении рун.

В этом нам помогут песни Старшей Эдды.

Речи Сигрдривы

-3

Сигрдрива – имя валькирии, на которую Один наслал проклятье вечного сна.

Сигурд смог разрубить на валькирии кольчугу сна. В благодарность Сигрдрива посвящает героя в тайну рунической магии.

5 «Клену тинга кольчуг даю я напиток,
исполненный силы и славы великой;
в нем песни волшбы и руны целящие,
заклятья благие и радости руны».

Чтобы не цитировать здесь длинную речь валькирии, перечислю лишь все обозначенные ею группы рун:

  • руны победы (их валькирия предлагает освятить именем Тюра),
  • руны пива, призванные защитить от обмана (среди них указана руна Науд),
  • повивальные руны,
  • руны прибоя для защиты корабля,
  • целебные руны,
  • руны речи,
  • руны мысли

Восьмая строфа Речей Сигрдривы относится к рунам пива и переводится так:

8 «Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят».

Здесь нас интересует фраза «лук брось во влагу, тогда зельем тебя не опоят». Со значением дикого лука ассоциируется руна Лагуз (ᛚ). Можно предположить, что в этом отрывке речь идёт именно о ней.

К этой же группе рун по прямому указанию валькирии отнесём руну Наутиз. Руну Тейваз, напрямую связанную с именем бога Тюра логично отнести к рунам победы.

Подробнее о значении названий рун в статье "Как на самом деле назывались руны?".

Речи Высокого

-4

Именем Высокий в этой песни назван верховный бог Асгарда Один. Речи его обладают схожим сожержанием с Речами Сигрдривы.

В этом тексте Один обучает слушателя всяким премудростям. Среди них – восемнадцать заклинаний, которые «не знает никто, даже конунгов жёны». Нельзя утверждать, что заклинания эти тождественны рунам. И всё же…

Каждому заклинанию в песне посвящено несколько строк, описывающих назначение этого заклинания. Никакой конкретики о том, как совершать эти заклинания, Одином не даётся. Чтобы воздержаться от длинных цитат, перечислю здесь только назначения заклинаний, названных Высоким:

  1. помогает в печалях, заботах и горестях;
  2. врачеванью пользу приносит;
  3. защищает в битве с врагами;
  4. освобождает от оков;
  5. останавливает стрелы («стрела не долетит, взору покорная»);
  6. спасает от отравления или наказывает врага («коль недруг корнями вздумал вредить мне, немедля врага … несчастье постигнет»);
  7. гасит пламя;
  8. примиряет ссоры;
  9. прекращает шторм;
  10. укрощение ведьм («если замечу, что ведьмы взлетели, сделаю так, что не вернуть им душ своих старых, обличий оставленных»);
  11. приносит победу в бою;
  12. оживляет мёртвого;
  13. освящает (благословляет) новорождённого;
  14. дарит мудрость;
  15. прославляет богов;
  16. привораживает («дух шевельну девы достойной, коль дева мила, овладею душой, покорю её помыслы»);
  17. предотвратить измену любимой;

18) неизвестное заклинание, которое Один готов раскрыть только жене или сестре («ни девам, ни жёнам сказать не смогу я, один сбережёт сокровеннее тайну, откроюсь, быть может, только жене иль сестре расскажу»).

Анализу этих строф нужно посвятить отдельную статью. Здесь же ограничимся тем, что заклинания Одина во многом пересекаются с рунами Сигрдривы и этим они взаимно утверждают друг друга.

Поездка Скирнира

-5

Эта песнь посвящена Скирниру - слуге бога Фрейра. Когда Фрейр влюбился в прекрасную великаншу Гердр, верному слуге пришлось отправиться за ней в мир великанов Ётунхейм, чтобы попытаться склонить к браку.

Гердр оказалась дамой неприступной, так что спустя много строф, уговоры Скирнира превратились в угрозы, которые, впрочем, тоже не смогли убедить великаншу. Наконец, Скирнир нашёл решающий аргумент и пригрозил великанше применить магию рун.

«Я вырежу «турс» и три тайные знака –
Похоть, скорбь и безумье в удел тебе дам.
Но от злой ворожбы той могу я избавить
И снять чары, когда захочу».

Помимо Турса (ᚦ) Скирнир здесь упоминает три руны, соответствующие похоти, скорби (беспокойству) и безумию. Если похоть можно попытаться соотнести с рунами-приворотами из «Речей Высокого», то руны безумия и скорби, кажется, упоминаются впервые.

Как применяли руны

О том, как применяли руны, можно узнать из «Саги об Эгиле».

Главному герою этой саги подали рог отравленного вина. Тогда Эгиль вырезал на роге руны, порезал свою ладонь и окропил руны кровью. От силы рун рог с отравленным вином разлетелся на осколки. На основании этого источника мы делаем вывод, что в фольклоре, по крайней мере, была известна традиция освящения рун кровью.

В другом сюжете тот же Эгиль остановился в доме, в котором давно и тяжело болела женщина. Опросив домочадцев, Эгиль узнал о том, что лечить её с помощью рун пытался соседский юноша, но с тех пор женщине становилось только хуже.

-6

Эгиль нашёл в постели больной китовый ус с рунами, соскоблил символы и бросил ус в огонь. С этого момента больная пошла на поправку. Здесь Эгиль заключил: «Рун не должен резать тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках всякий может сбиться».

В последствии Эгиль выяснит, что разрушительная формула была подложена больной не от простого незнания. На самом деле автор этой формулы хотел подложить девушке приворот, но ошибся в знаках.

Из этого сюжета мы узнаём о способе прерывания действия рун через сожжение рунической формулы. Кроме того, Сага показывает, что рунические формулы с различными свойствами могут быть достаточно похожи друг на друга, чтобы неопытный человек смог их перепутать.

О примерах использования рун, подтверждённых археологическими находками, в моей статье "Рунические ставы и формулы в магии древних". В ней всё с картинками и реальными примерами.

Ещё раз приглашаю к себе в группу ВК "Апология чуда". Там больше, красивее и интереснее. Там я могу публиковать то, что не пропустят алгоритмы Дзена.

Ключевые слова: гадание на рунах, скандинавские руны, Старший Футарк, история рун, древнегерманская письменность, скандинавские саги, как древние использовали руны, история рун.