Это очень важная тема, поскольку все что мы имеем во взрослой жизни, наши сексуальные особенности предпочтения, все это закладывается на этапах психосексуального развития, с рождения до 26 лет. И мы должны понимать, какие этапы существуют, когда что закладывается, на что обратить внимание, в дальнейшем это будет влиять на всю сексуальную жизнь человека.
Итак, как же происходит психосексуальное развитие ребенка, какие основные этапы?
Первый этап психосексуального развития
Формирование полового самосознания (3-5 лет)- формируется осознание половой принадлежности собственной личности. Возраст 3-5 лет, рамки ориентировочные, каждый ребенок формируется по разному, в каждой семье могут быть несколько детей, и у каждого ребенка будет разное психосексуальное формирование.
В этот период ребенок должен понять, кто он мальчик или девочка, эта уверенность должна быть уже окончательной, и ребенок в этот период понимает, что обратного пути уже нет.
1 фаза- выработка установки- осознание собственной принадлежности и пола других людей.
2 фаза – научение и закрепление установки- любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов.
Этот период характеризуется тем, что социализация еще ограничена, в большей степени ребенок видит родителей, бабушек, дедушек, и определение собственного пола в большей степени зависит от того, как ведут себя родители ребенка. Ребенок может задавать вопросы, это любопытство должно поощряться родителями, ребенок должен видеть, чем отличается мужчина от женщины, мальчик от девочки. В этот период ребенок осознает наличие двух полов, все это проявляется и в играх в том числе.
Второй этап психосексуального развития.
Формирование стереотипа полоролевого поведения (5- 10 лет)
Выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и полоролевого поведения микросоциального окружения, а также представлениям о том, как должен вести себя «настоящий мужчина» или «настоящая женщина».
Половая роль- это набор всех тех признаков (внешность, мимика, моторика,одежда, вербальные особенности, социальное поведение и пр.) которые позволяют отнести человека к определенному полу в данной среде с присущими ей стереотипами.
1 фаза- выработка полоролевых установок.
2 фаза- научение полоролевому поведению в играх
На этом этапе происходит закладка, что должна делать женщина, и что должен делать мужчина, поэтому родителям важно быть образцом для подражания на этом этапе. Помимо этого, расширяется социализация ребенка, через которую он также берет информацию.
Третий этап психосексуального развития.
Формирование психосексуальных ориентаций (10-26 лет)
Максимальное функционирование эндокринной системы, в частности половых желез.
1 стадия - формирование платонического либидо
1 фаза- обожание, платонические мечты, фантазии
2 фаза- ухаживания, платоническое общение
Этот период очень важен, это переживание любви, романтики в фильмах, на этом этапе еще нет никаких сексуальных сцен. Ребенок может влюбляться, причем влюбленность может быть как в живого человека, так и в образ какой-то выдуманный. Реализация может проявляться, к примеру сидеть за одной партой, дружить с объектом любви.
2 стадия – формирование эротического либидо
1 фаза- эротические фантазии
2 фаза- эротические ласки и игры
Здесь наблюдается переход на телесные навыки, желания реализуются в виде телесных контактов, полового акта, конечно же еще нет, но уже есть прикосновения, поцелуи, может появиться петтинг.
3 стадия формирование сексуального либидо
1 фаза- сексуальные фантазии
2 фаза- начало половой жизни, сочетание сексуальных связей с периодами воздержания и мастурбации.
Ориентир на сексуальную реализацию, мастурбаторная практика, формирование представлений о половой жизни, половые реакции. Формируются эрогенные зоны, появляется первый оргазм, партнерская практика.На этом этапе все что формируется в сексуальной жизни должно в дальнейшем соответствовать реальной партнерской жизни, это очень важно и накладывает отпечаток на всю сексуальную жизнь в будущем.
Зрелая сексуальность является результатом всего психосексуального развития, но шлифуется и становится зрелой только в ходе успешной реальной партнерской практики.
Надеюсь, информация была полезной для Вас.
Ваш сексолог,
Светлана Кораблинова