Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Софи Лорен

«Согласно древнегреческому мифу, Афродита появлялась пены морских волн. Новые времена — новые мифы и богини, например кинематографические. Рекламная мифология кинозвезды — мифология, рожденная в Голливуде, где культ звезд, их обожествление призваны увеличивать коммерческую стоимость кинематографического товара.

Когда американское телевидение показывало фильм о Софи Лорен, то даже документальные кадры становились мифотворческими. Снимаемая на удаленном расстоянии и с нижней точки, звезда появлялась на вершине лестницы, устремленной в небо: богиня сходила на землю со своего Олимпа. Мифотворческая эстетика кинокадров здесь столь же не случайна, как сама драматургия телефильма — от задворков Неаполя, города, в бедных и нищих лачугах которого прошло голодное детство будущей звезды, до сцен, изображающих Софи Лорен на фоне ее собственного дворца постройки XVIII века под руку с мужем, Карло Понти, крупнейшим кинопродюсером.

-2

Голливудская мифология кинозвезд не ограничивается лишь коммерческой рекламой. Она претендует на гораздо большее — утверждать и пропагандировать философию жизненной удачи, счастливого случая, модель успеха, увенчанного личной собственностью: дворцом и мужем-миллионером.

Стоит лишь вспомнить, что Голливуд с незапамятных времен и во множестве вариантов разрабатывал миф о Золушке, о бедной и красивой девушке, которой счастливый случай помог найти принца, обладающего, конечно же, чековой книжкой — этим символом жизненного идеала.

На первый взгляд артистическую карьеру Софи Лорен можно счесть очередным вариантом экранной истории о Золушке. Ведь само начало ее кинематографической судьбы может служить поистине классическим примером восхождения звезды на западном экранном небосклоне: фотоснимки в иллюстрированных журналах, участие в конкурсах красоты и, как итог этого, — приглашение сниматься в фильмах. Во многих фильмах Софи Лорен будет Золушкой, попадающей из городских трущоб в роскошные отели, из толпы бедного люда — в светские салоны.

-3

Однако при всей внешней схожести с этой рекламной мифологией жизненная и артистическая судьба Софи Лорен куда более земная. За ней, этой судьбой, жизнь многострадальной Италии военных и послевоенных лет. В то же время за экранной биографией, начавшейся дебютом в фильме «Сердца на море» (1949), — пути и перепутья итальянского кинематографа.

Интересно проследить, как жизненное, реальное входит в кинематографическую судьбу актрисы, в ее роли и как здесь соседствует творческое с коммерческим, подлинное с мнимым.

София Шиколоне (настоящая фамилия актрисы) родилась в1934 году в одном из бедных предместий Неаполя. Коммерческий экран — итальянский и голливудский — издавна любил воспевать прелести Неаполя. Неаполь становился в фильмах чуть ли неземным раем, даже нищета была здесь привлекательной, беззаботной. Голодные и безработные всегда были веселыми, жизнерадостными — хлеб и работу им с лихвой заменяли море и солнце. Лохмотья и лачуги бедняков всегда живописны. А богатые туристы, прежде всего американцы, уставшие от своих миллионных дел, обремененные чековыми книжками и личными виллами, прямо-таки завидовали такой «простой жизни» никогда не унывающих и беспечных неаполитанцев. Лучше быть бедным, чем богатым — такова нехитрая мораль этих фильмов, в которых Неаполю суждено было стать неким городом-мифом, созданным для счастья простого человека».

-4

Так было на экране. В жизни все было иначе. Софи Лорен, говоря о своих первых актерских попытках вжиться в образ, признавалась: когда снимались сцены, в которых надо было быть печальной, скорбной, отчаявшейся, она, не умея еще играть, просто вспоминала свое детство в Неаполе, и кинокамера лишь фиксировала эту ее «игру».

И не удивительно — нужда и голод были постоянными спутниками ее детства. В доме Шиколоне не было даже кровати для детей — все спали в одной, материнской. Рано ложились спать — ведь вовремя сна есть не хочется. Не было игрушек — дети лепили себе куклы из хлебного мякиша, а когда уж очень донимал голод, съедали свои игрушки.

-5

Детство было обездоленным, голодным, военным детством — фашизм привел Италию на грань национальной катастрофы. Ужасы войны, разрушенные города, погибшие люди, немецкие оккупанты, бомбежки — таковы детские впечатления будущей актрисы.

После окончания войны Неаполь, освобожденный американскими войсками, жил смятенной жизнью со всеми следами социальных, нравственных и психологических потрясений военных лет. Подобно многим своим сверстникам неаполитанцам, худущая, всегда голодная девчонка охотилась за добычей — банками мясной тушонки, которую, как милостыню, бросали им солдаты-американцы. Разруха, безработица, нищенское существование, прости**ция. Бездомные и голодные дети осаждают американских солдат, выпрашивают у них консервы, папиросы. Девушки продают себя за пару чулок и плитку шоколада.

-6

Вспоминая это трагическое время, которое и после войны продолжало еще доламывать и добивать человеческие судьбы, Витторио Де Сика писал: «Я столько всего нагляделся, что чувствовал себя потрясенным до глубины души. Женщины разъезжали на джипах с солдатами, мужчины и мальчишки набрасывались на сигареты и леденцы, которые американцы швыряли им на землю. Я думал не столько о взрослых, сколько о детях... Глядя на этих маленьких оборванцев, я понял, до чего дошло моральное разложение нашей страны».

Именно такая Италия, трагически обездоленная, измученная войной, фашизмом, социальными бедами, нищетой, безработицей, стала главным героем неореализма — искусства, родившегося в итальянском послевоенном кинематографе.

-7

Достаточно лишь вспомнить классические фильмы неореализма — «Похитители велосипедов», «Умберто «Д» Де Сики, «Рим — открытый город» Росселини, «Рим, 11 часов» Де Сантиса, «Машинист» Джерми... А ироническое название фильма — «Неаполь — город миллионеров» говорит само за себя.

Правда жизни была не только социальным, эстетическим, но и нравственным, этическим кредо неореализма, сразу же противопоставившего себя коммерческому кинематографу, символ которого — Голливуд.

Однако в те годы, когда Софи Лорен только еще начинала свою экранную карьеру, снимаясь статисткой в эпизодических ролях, неореализм переживал глубокий идейный и художественный кризис. Все чаще стали появляться фильмы, которые перенимали и заимствовали у неореализма его темы, героев, стилистику, внимание к повседневной жизни простых людей с их бедами, надеждами, разочарованиями. Все чаще и чаще коммерческий кинематограф стал гримировать себя под неореализм. Будучи неореалистическими лишь по внешности, такие фильмы выхолащивали самую суть неореализма — его жизненную правду, реальный драматизм коллизий, человеческих судеб.

-8

Недаром этот коммерческий неореализм итальянская кинокритика называла «розовым» — за легковесность содержания, откровенную развлекательность, «раскрашенность» жизненных картинок. Даже лохмотья и лачуги выглядели на экране живописными, особенно в тех случаях, когда действие фильмов происходило в Неаполе, вновь ставшем городом любви, песен и беспечной жизни под ярким солнцем.

И по какой-то иронии кинематографической судьбы именно Софи Лорен, жизненная биография которой столь «неореалистична» по своему происхождению, пришлось стать звездой «розового неореализма» в коммерческих лентах толка «Хлеб, любовь и...», «Бедность и благородство», «Прекрасная мельничиха».

Впрочем, в таком начале кинематографической карьеры есть закономерность. Ведь уже с юных лет Софии Шиколоне ее мать, в прошлом неудавшаяся актриса, жила страстью — сделать дочери во что бы то ни стало карьеру в кино. Для практически мыслящей синьоры Шиколоне эта карьера означала одно — вырваться из нужды, выиграв счастливый билет в очередном розыгрыше кинематографической лотереи, схватить свой миг удачи. Ставка была — внешность старшей дочери Софии. Между тем сама она, будучи с детства робкой, замкнутой, считала себя некрасивой. К тому же она не была уверена в своем артистическом призвании, намереваясь стать учительницей в школе. Синьоре Шиколоне пришлось терпеливо объяснять разницу между более чем скромным существованием учительницы и положением будущей звезды.

-9

Путь к экрану был нелегким, порой унизительным. И не удивительно — ведь только в сентиментальных голливудских киносказках о современных Золушках сама судьба ведет их за руку (впрочем, серьезные американские фильмы, например «Всё о Еве», показывают без грима и саму Золушку, и историю ее карьеры). В жизни все иначе — для коммерческого кинематографа красивая внешность всегда имела товарную стоимость, которая менялась в зависимости от рыночного спроса.

А как раз к тому времени в западном кинематографе все чаще, на экране новый тип звезды — ярко выраженного эро*изма, агрессивной женственности. Именно на нее возрос рыночный спрос, подогреваемый рекламой новых богинь — се*сбомб.

-10

Вряд ли можно счесть случайным, что именно в эти годы начинаются их карьеры: во Франции — Брижитт Бардо, в США — Мерилин Монро, в Италии — Софи Лорен.

Но прежде чем оказаться ходким кинематографическим товаром, ей пришлось быть ходячим товаром — сама синьора Шиколоне стала личным рекламным агентом дочери. Фотографии ее начали появляться на обложках иллюстрированных журналов сомнительного толка — вызывающие эротические позы, смелые декольте. Как говорится, товар налицо. Поначалу предложение превышало спрос, и хваткая синьора Шиколоне, не веря в счастливый случай, стала вместе с дочерью обивать пороги киностудий.

-11

В поисках экранного успеха юная карьеристка была готова взяться за все — и за роли, требующие актерского мастерства и таланта, и за роли, не требующие ничего кроме внешности, даже за роли, исполнение которых требовало физической подготовки.

Однажды она согласилась сняться в фильме, где героиня должна была плавать и нырять. После первой же съемки едва не утонувшую «пловчиху» вытащили из воды.

И тем не менее настойчивость, жажда успеха, внешность, рыночный спрос сделали свое — София Шиколоне стала все чаще и чаще сниматься в фильмах сперва под псевдонимом Софии Ладуоро. Конечно, в коммерческих, в таких, как «Сердца на море», «Обещание», «Это был он, да, да», «Торговля невольницами», «Шесть жен Синей Бороды», «Милан миллиардеров», «Африка под морями» (здесь она впервые выступила под псевдонимом Софи Лорен).

-12

По ее же признанию, она была в этих фильмах чем-то вроде позирующего манекена. Им же, в сущности, она была в «Аиде», в халтурных исторических боевиках типа «Атиллы», в так называемых «неаполитанских комедиях», где она выступала в однообразном амплуа темпераментной рыночной торговки, местной красавицы, побеждающей мужские сердца.

Здесь она создавала чисто условный образ простой девушки из народа. И в фильмах «розового неореализма» «Жаль, что это канал*я», «Счастье быть женщиной», «Женщина с реки», «Хлеб, любовь и...» от восходящей звезды ничего не требовали, кроме внешности, умения быть привлекательной даже в самом бедном «неореалистическом» платье.

-13

Крупным планом и в смелых ракурсах давалась пышная и чувственная красота новой коммерческой кинодивы. Софи Лорен — актрисы в те годы просто не существовало. Писали о внешности, о размерах талии и бюста. В этой связи бульварная пресса взахлеб рассказывала о соперничестве Софи Лорен и Джины Лолобриджиды — о «войне бюстов», победу в которой суждено все-таки было одержать Софи Лорен.

Правда, в одном из интервью тех лет сама она выражала надежду, что настанет время, когда ее будут хвалить за игру, актерское мастерство, а не за фигуру. Стоит отметить, что в те годы в некоторых рецензиях на ее фильмы выражалось сожаление, что постановщики не используют бесспорные актерские возможности звезды. Однако у рыночного спроса свои права, свои законы — постановщики предпочитали эксплуатировать лишь ее внешние данные.

-14

Встреча с Витторио де Сика, выдающимся итальянским кинорежиссером, одним из классиков неореализма, стала поворотной в судьбе актрисы. Она встретилась с художником, с искусством, а стало быть, и с подлинной, артистической славой.

Фильм «Золото Неаполя» (1955) Де Сики стал первым успехом Софи Лорен — актрисы. И хотя эта лента была коммерческой и в ее героине «пиццайоле» (торговке неаполитанскими лепешками — пиццей) было нечто условное, стилизованное под фольклор, т.е. привычное изображение неаполитанцев, все же актрисе удалось передать острохарактерное, чисто национальное своеобразие героини, душевную открытость, непосредственность, стихийный темперамент, терпкий народный юмор.

-15

Позже, девять лет спустя, в фильме «Вчера, сегодня, завтра» (первая новелла) режиссер

и актриса как бы повторят этот успех, но на более высоком художественном уровне.

Прежде чем добиться с помощью Де Сики блестящих актерских удач в его фильмах «Чочара», «Брак по-итальянски», Софи Лорен довелось сняться в ряде американских лент — Голливуд заинтересовался новой итальянской звездой.

-16

Но интерес был все тот же — коммерческий. Разница лишь в том, что ей здесь пришлось играть штампованные роли некой экзотической красавицы, чаще всего женщины с прошлым, загадочной и печальной («Ключ»), всегд одинокой, ждущей большой, настоящей любви («Легенда прошлого», «Дом моряка», «Тип женщины», «Черная орхидея», «Неаполитанский залив»).

Это сковывало ее актерские возможности, делало ее роли однотипными и однотонными. Достаточно лишь назвать «Ключ» и «Любовь под вязами» — исполнение мужских ролей здесь гораздо интереснее и выразительнее.

Лишь вернувшись в Италию и выступив в антивоенном фильме Де Сики «Чочара» (1960), Софи Лорен впервые смогла создать характер трагической силы. Видимо, в этой роли актриса впервые нашла ту жизненную правду, которая ею самой была пережита в годы войны, смерти, разрушений, разбитых человеческих судеб.

-17

Правда, в первых сценах «Чочары» ее героиня Чезира, римская лавочница, воспринимает войну лишь как досадную помеху — плохо идут торговые дела. Грубоватая, житейски оборотистая и цепкая Чезира живет лишь одной мыслью: скрыться от войны, переждать ее. Чеэире в равной мере безразличны и фашисты, и партизаны. Сопротивление, немцы, союзники; не все ли равно, кто там у них победит, если лавчонка не приносит доходов, а ее дочь Розетта смертельно боится бомбежек? А так как Чезира живет лишь ради дочурки и лавчонки, то война и все, что связано с нею, не особенно интересует героиню. У мира свои дела, у синьоры Чезиры — другие.

Свою героиню актриса изображает психологически емко, точно, многогранно: самоотверженность материнской любви соседствует с расчетливостью лавочницы, наивное простодушие с умением приспосабливаться, народное, почвенное начало с мещанскими представлениями. Чезира — Лорен вызывает жалость, горечь, усмешку и боль... Ведь для нее неминуемо придет время личной, выстраданной причастности к истории.

-18

В финальных кадрах «Чочары» на экране — почти обезумевшая от горя, трагически прозревшая, все потерявшая женщина, которая, словно ослепнув от свалившихся на нее бед и несчастий, бредет, спотыкаясь, по бесконечной дороге войны...

Премия за лучшее исполнение женской роли на Каннском кинофестивале и золотая статуэтка знаменитого «Оскара» (наиболее ценимая награда в западном мире) заслуженно увенчали эту актерскую победу Софи Лорен.

В «Браке по-итальянски» Де Сика актриса вновь нашла себя в роли обыкновенной, земной женщины, судьба и характер которой имеют национальные, социальные, жизненные корни в самой итальянской действительности.

-19

Как в «Чочаре», так и здесь актриса показывает как бы второе рождение героини, рост ее человеческой личности, сохраняющей свою изначальную, неискоренимую человечность в самых драматичных обстоятельствах жизни.

Актриса показала себя мастером психологического анализа и перевоплощения, рассказав с экрана целую жизнь своей злосчастной Филумены Мартурано. В одной и той же роли Софи Лорен была жалкой и возвышенной, доверчиво-наивной и скорбной, страдающей, смешной и одновременно драматичной... Стала богатой актерская палитра — здесь и тонкий психологический рисунок, и комическое преувеличение, и взлет страстей, и бытовая характерность, сочные, чисто национальные краски в живописании простой итальянской женщины из гущи народной жизни.

В печати промелькнуло недавно сообщение о том, что крупнейший художник современного экрана Антониони собирается экранизировать брехтовскую «Мамашу Кураж» с Софи Лорен в главной роли. Вряд ли кого-нибудь это сообщение удивило. Оно лишь подтвердило очевидную истину — превращение звезды в настоящую актрису» (Муратов, 1971: 124-139).

(Муратов Л. Альберто Сорди // Актеры зарубежного кино. Вып. 6. Л.: Искусство, 1971. С. 124-139).