Найти тему
Дамир Исхаков

Князь Андрей Боголюбский был убит за разгром Волжской Булгарии

Оглавление

Ф.А. Асадуллин

«Болгарыня» Улита

«Болгарский» след происхождения зачинателя Москвы Степана Кучки находит подтверждение в летописном упоминании «дщери Кучковой», которая названа «болгарыней», либо «болгаркой родом».

Обстоятельства убийства князя Андрея Боголюбского Улитой и ее братьями («окоянными Кучковичами») летописи объясняют местью мужу за разорение Волжской Болгарии, указывая также на имевшую место неудовлетворенность семейной жизнью супругов.

Так могла выглядеть Улита - дочь Степана Кучка
Так могла выглядеть Улита - дочь Степана Кучка

Действительно, летом 1164 г. состоялся военный поход Андрея Боголюбского на Волжскую Болгарию, которая к этому времени уже сформировалось как государство, входившее в ареал арабо-мусульманской цивилизации. По версии Тверского сборника, походы ее супруга Андрея Боголюбского на ее историческую родину пробудили к нему ненависть, которая вылилась наружу в 1174 г.

Несмотря на условный характер летописных репрезентаций и нарративную иносказательность, которой пользовались московские книжники, можно сделать вывод о том, что «дщерь Кучкова» вопреки крещению сохраняла земляческую (ментальную) связь с прежней семейной традицией, возможно храня в памяти верность обычаям и религии своих предков.

Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский

Для социального пространства средневековой Руси, где имели место разные формы контактов между восточными и южными соседями, подобное допущение вполне имеет право на существование.

Китай/Андрей Боголюбский

Образ Андрея Боголюбского, описанный книжником в «Сказании…» на основе известных «клишированных конструкций» религиозной космологии, еще более углубляет понимание современного читателя об условности и отвлеченности летописного изложения от реального исторического контекста. Значение тюрко-половецкого/болгарского фактора в жизни средневекового русского общества, а также присутствие тюркоязычных этносов в социальных стратах Владимиро-Суздальского княжества, можно проследить анализируя биографии Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского.

Согласно историческим источникам, Юрий Долгорукий был женат на половецкой княжне, дочери половецкого хана Аепы (Аййуба), от которой у него было 7 сыновей, включая старшего – князя Андрея Боголюбского. До крещения князь Андрей Юрьевич носил имя Китай, что подтверждает сильное влияние его половецкого окружения.

Юрий Долгорукий
Юрий Долгорукий

Союзнические отношения с половецкими ханами прослеживаются на протяжении всей жизни Юрия Долгорукого и его сына, а затем внуков, которые в сложные моменты княжеских распрей и междоусобиц могли рассчитывать на поддержку и гарантированную безопасность со стороны своих кипчакских родственников.

Историк А. Карпов, анализируя перипетии богатой на события жизни князя Андрея Боголюбского, указывает, что влияние матери-половчанки сказалось на тесных родственных узах, включая «общий язык» с половцами, а его сын, Юрий Андреевич, после смерти отца, в течении «восьми или около того лет» провел среди половцев, спасаясь от своего дяди Всеволода, претендовавшего на владимирский княжеский стол.

В городской топонимике Москвы слово Китай дало название самому древнему (после Кремля) месту – «Китай-город». Этимология этого слова (переводится как «укрепление», «крепость») также восходит к ареалу тюркской языковой группы. Существенным дополнением к этому лингво-культурологическому анализу «Повести…» служит антропологическая реконструкция облика князя, выполненная М.М.Герасимовым.

Заметно выраженные монголоидно-азиатские черты его лица служат наглядным подтверждением того, каким был «среднестатистический» московский житель на заре основания города. Думается, остальные шесть братьев Китая / Андрея от матери-половчанки мало чем могли внешне от него отличаться. Обращение к упомянутым в статье летописным памятникам и попытка их анализа через инструментарий герменевтики, позволяют реконструировать историческую реальность средневековой Москвы с её с разнородным по этнокультурному составу, населением.

Во всяком случае, анализ «Сказания о начале Москвы» дает право утверждать, что основание Москвы связано с выходцем из Волжской Булгарии, по имени которого местность между условными границами современных улиц Лубянка и Сретенка в XII–XVII вв. называлась «Кучково поле», являясь первым топонимом российской столицы.

Оригинальное название статьи - СТЕПАН КУЧКА КАК ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ТЮРКСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ