Ф.А. Асадуллин
«Болгарыня» Улита
«Болгарский» след происхождения зачинателя Москвы Степана Кучки находит подтверждение в летописном упоминании «дщери Кучковой», которая названа «болгарыней», либо «болгаркой родом».
Обстоятельства убийства князя Андрея Боголюбского Улитой и ее братьями («окоянными Кучковичами») летописи объясняют местью мужу за разорение Волжской Болгарии, указывая также на имевшую место неудовлетворенность семейной жизнью супругов.
Действительно, летом 1164 г. состоялся военный поход Андрея Боголюбского на Волжскую Болгарию, которая к этому времени уже сформировалось как государство, входившее в ареал арабо-мусульманской цивилизации. По версии Тверского сборника, походы ее супруга Андрея Боголюбского на ее историческую родину пробудили к нему ненависть, которая вылилась наружу в 1174 г.
Несмотря на условный характер летописных репрезентаций и нарративную иносказательность, которой пользовались московские книжники, можно сделать вывод о том, что «дщерь Кучкова» вопреки крещению сохраняла земляческую (ментальную) связь с прежней семейной традицией, возможно храня в памяти верность обычаям и религии своих предков.
Для социального пространства средневековой Руси, где имели место разные формы контактов между восточными и южными соседями, подобное допущение вполне имеет право на существование.
Китай/Андрей Боголюбский
Образ Андрея Боголюбского, описанный книжником в «Сказании…» на основе известных «клишированных конструкций» религиозной космологии, еще более углубляет понимание современного читателя об условности и отвлеченности летописного изложения от реального исторического контекста. Значение тюрко-половецкого/болгарского фактора в жизни средневекового русского общества, а также присутствие тюркоязычных этносов в социальных стратах Владимиро-Суздальского княжества, можно проследить анализируя биографии Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского.
Согласно историческим источникам, Юрий Долгорукий был женат на половецкой княжне, дочери половецкого хана Аепы (Аййуба), от которой у него было 7 сыновей, включая старшего – князя Андрея Боголюбского. До крещения князь Андрей Юрьевич носил имя Китай, что подтверждает сильное влияние его половецкого окружения.
Союзнические отношения с половецкими ханами прослеживаются на протяжении всей жизни Юрия Долгорукого и его сына, а затем внуков, которые в сложные моменты княжеских распрей и междоусобиц могли рассчитывать на поддержку и гарантированную безопасность со стороны своих кипчакских родственников.
Историк А. Карпов, анализируя перипетии богатой на события жизни князя Андрея Боголюбского, указывает, что влияние матери-половчанки сказалось на тесных родственных узах, включая «общий язык» с половцами, а его сын, Юрий Андреевич, после смерти отца, в течении «восьми или около того лет» провел среди половцев, спасаясь от своего дяди Всеволода, претендовавшего на владимирский княжеский стол.
В городской топонимике Москвы слово Китай дало название самому древнему (после Кремля) месту – «Китай-город». Этимология этого слова (переводится как «укрепление», «крепость») также восходит к ареалу тюркской языковой группы. Существенным дополнением к этому лингво-культурологическому анализу «Повести…» служит антропологическая реконструкция облика князя, выполненная М.М.Герасимовым.
Заметно выраженные монголоидно-азиатские черты его лица служат наглядным подтверждением того, каким был «среднестатистический» московский житель на заре основания города. Думается, остальные шесть братьев Китая / Андрея от матери-половчанки мало чем могли внешне от него отличаться. Обращение к упомянутым в статье летописным памятникам и попытка их анализа через инструментарий герменевтики, позволяют реконструировать историческую реальность средневековой Москвы с её с разнородным по этнокультурному составу, населением.
Во всяком случае, анализ «Сказания о начале Москвы» дает право утверждать, что основание Москвы связано с выходцем из Волжской Булгарии, по имени которого местность между условными границами современных улиц Лубянка и Сретенка в XII–XVII вв. называлась «Кучково поле», являясь первым топонимом российской столицы.
Оригинальное название статьи - СТЕПАН КУЧКА КАК ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ТЮРКСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ