Найти в Дзене

На ней заработали миллиарды, но не ее создатели: история игры Spacewar!

Оглавление

Эта игра создала всю игровую индустрию и перевернула нашу жизнь.

Сегодня трудно встретить того, кто бы не знал, что такое компьютерные игры. Во всяком случае словосочетание знакомо всем. А вот в середине прошлого века таких людей и такого словосочетания не было. Но в 1962 году все изменили американские студенты, которые создали Spacewar! — одну из первых в мире компьютерных игр. Она перевернула представления о развлечениях на планете Земля. А началось все с любителей железных дорог, плохой фантастической литературы и компьютера за 120 000 долларов, который использовали не по назначению.

К черту науку — компьютеры должны развлекать!

В 1960-х в Массачусетском технологическом институте (МТИ) существовал "Клуб технического моделирования железных дорог". И он полностью оправдывал свое название: его члены строили безумно сложные модели железных дорог. Кроме того, многие из них любили научную фантастику. В частности романы Эдварда Смита, который стал одним из родоначальников жанра "космической оперы". Так презрительно называли научную фантастику, авторы которой не сильно заботились о научности, но много времени уделяли эпическим сражениям и напыщенным героическим диалогам.

Обложка романа Эдварда Смита. Источник: chetvergvecher.livejournal.com
Обложка романа Эдварда Смита. Источник: chetvergvecher.livejournal.com

Большинство членов клуба были студентами и интересовались компьютерами, которые в то время были безумно дорогими, большими и редкими. Профессора института использовали компьютеры лишь для серьезных задач (в основном для разработки искусственного интеллекта) и ничего другого не поощряли.

Студенты же, напротив, готовы были заняться чем угодно, лишь бы это было забавно. Например, один из них написал программу-калькулятор для компьютера TX-0, который стоил 3 миллиона долларов. Профессора оценили эту работу в ноль баллов, потому что считали ее бессмысленной и выражающей презрение к высоким технологиям (ведь она просто повторяла функции настольного калькулятора). Однако даже такие последствия никого не останавливали.

А давайте сделаем штуку, в которой надо управлять космическими штуками на экране?

Когда в МТИ появился PDP-1, первый в институте компьютер с монитором и клавиатурой, группа студентов из "Клуба технического моделирования железных дорог" решила сделать "игру ,в которой нужно будет управлять штуками, которые бы передвигались по экрану как космические корабли" (чувствуете влияние "космооперы"?). Этими студентами были Стив Рассел, Дэн Эдвардс, Боб Сондерс, Уэйн Уитэйнем, Мартин Грэтц, Питэр Семсон и Алан Коток.

PDP-1. Один из первых компьютеров с монитором и клавиатурой. Выпускался с 1959 года. Стоил 120 000 долларов. Источник:  wikipedia.org
PDP-1. Один из первых компьютеров с монитором и клавиатурой. Выпускался с 1959 года. Стоил 120 000 долларов. Источник: wikipedia.org

Основную работу взял на себя Рассел. Создавая дизайн ракеты он опирался на рассказы Смита и американские военные ракеты "Редстоун". А моделируя ее движения, учитывал физику космоса. К концу 1961 года он показал первую версию игры: на черном фоне двигались две ракеты, стреляя друг в друга.

Стив Рассел в  молодости и в зрелом возрасте. Источник: redhotcyber.com
Стив Рассел в молодости и в зрелом возрасте. Источник: redhotcyber.com

Члены клуба предложили внести ряд поправок. Во-первых, добавили фон звездного неба, чтобы было понятно, насколько быстро движется ракета — фон взяли из бесполезной, по мнению профессоров, программы, созданной в клубе. Во-вторых, добавили инерцию в движение ракеты, поместив в центр звезду, которая создавала притяжение. В-третьих, создали контроллер с несколькими кнопками, чтобы не мучиться на неудобной клавиатуре PDP-1 с 18-ю переключателями. Финальная версия игры увидела свет в 1962 году.

Игровой процесс оригинальной Spacewar!
Игровой процесс оригинальной Spacewar!

Визуально Spacewar! по сегодняшним меркам не сильно впечатляет: на экране две ракеты, которые летают среди звезд и стреляют друг в друга. Причем происходит все ооооочень медленно, а играть можно только вдвоем в режиме дуэли (во всяком случае в оригинальной версии).

Однако механика Spacewar! интересна и в наши дни:

  • Ракету можно не только передвигать, но и вращать по и против часовой.
  • Если она залетает за край экрана, то появляется с его противоположной стороны.
  • Благодаря притяжению звезды, расположенной в центре экрана, можно совершить гравитационный маневр и изменить траекторию полета или столкнуться со звездой и проиграть.
  • Также есть функция "паническая кнопка" — если нажать ее, то ракета перемещается в случайную точку на экране (что тоже может привести к гибели).
  • При этом запас топлива и ракет ограничен.

Штука понравилась всем, но не стала массовой

В МТИ игра сразу вызвала фурор. Все студенты, имевшие доступ к компьютеру, играли в нее. Все, кто доступа не имел, старались его получить. Программа быстро распространилась за пределами МТИ: чуть ли не в каждой лаборатории, где стояли PDP-1, играли в Spacewar!. Более того, ее взяла на вооружение компания, производящая эти компьютеры. С помощью игры они демонстрировали графическую мощь PDP-1. И это работало — продажи выросли в несколько раз. Таким образом Spacewar! стала первой игрой, которую можно было установить на компьютер и которую стали распространять игроки.

1983 год. Алан Коток, Стив Рассел и Мартин Грэтц играют в Spacewar. Источник: computerhistory.org
1983 год. Алан Коток, Стив Рассел и Мартин Грэтц играют в Spacewar. Источник: computerhistory.org

Однако массовой она не стала. Во-первых, из-за того, что компьютеры были очень дорогими (PDP-1 стоил 120 000 долларов). Во-вторых, потому что для ее установки и запуска нужно было обладать навыками программиста. Но в начале 1970-х Spacewar! дала мощнейший толчок для развития других игр и игровой индустрии в целом.

Двое студентов попытались создать на Spacewar! бизнес, но прогорели

В 1966 году студент Стэнфордского университета Билл Питтс случайно попал в лабораторию искусственного интеллекта, где стоял компьютер PDP-6. Здесь он познакомился со Spacewar!, которая просто захватила его. Однажды он привел в лабораторию своего друга, Хью Така, и тот заметил, что из этой игры можно сделать игровой автомат и зарабатывать на нем. Биллу понравилась идея, но осуществлять ее друзья начали только в 1969 году.

Автомат под названием Galaxy Game со слегка измененной Spacewar! был готов в 1971 году. Его сделали из компьютера PDP-11, который стоили 20 000 долларов. При этом уже готовые механизированные игровые автоматы (вроде пинбола) продавали в среднем по 1000 долларов. Рассчет был на то, что игра станет сверхпопулярной. Так и случилось, но только в пределах кампуса университета, где стоял Galaxy Game. Аппарат так и не окупился. Железо было слишком дорогим, а стоимость игры (10 центов за один раунд и 25 — за три) слишком низкой.

Galaxy Game. Источник: gamesdb.launchbox-app.com
Galaxy Game. Источник: gamesdb.launchbox-app.com

Зато двое инженеров основали целую индустрию и заработали миллиарды благодаря Spacewar!

Таких ошибок удалось избежать создателям автомата Computer Space, Нолану Бушнеллу и Теду Дабни, которые так же в середине 60-х познакомились со Spacewar! и решили сделать из игры бизнес. После долгих экспериментов с компьютерами, Бушнеллу пришла идея создать свое железо, а не покупать чужое. Это сильно удешевило производство. К тому же Нолан не испугался изменить саму игру: в его варианте была ракета, которая сбивала две летающие тарелки и играть можно было одному.

Бушнелл даже встречался с Питтсом и Таком, предлагал им сотрудничать и создавать свое железо, но они отказались. И зря: Computer Space, так же выпущенный в 1971 году, продавался тысячами и приносил огромную прибыль. Коммерческий потенциал был настолько большим (а еще банки настолько не хотели давать кредиты под непонятную для них вещь), что Бушнелл создал свою компанию и назвал ее Atari.

Computer Space. Источник: ebay.com/itm/114830174763
Computer Space. Источник: ebay.com/itm/114830174763

Благодаря успеху Computer Space уже в 1972 году Atari выпустила игровой автомат Pong с классической игрой пинг-понг, где два прямоугольника на разных сторонах поля отбивают мячик. Этот автомат можно было найти в каждом уголке страны. Он стал настолько популярным, что превратил игровые залы из злачных мест в места для семейного отдыха. По лицензии Atari копии Pong делал во Франции, Японии, Италии и других сарнах. А еще этот автомат помог продать 200 000 первых в мире игровых приставок под названием Odyssey.

Magnavox Odyssey. Источник: bbc.com (credit:Alamy)
Magnavox Odyssey. Источник: bbc.com (credit:Alamy)

Приставку выпустила в 1962 году компания Magnavox, которая производила телевизоры. Odyssey содержала 12 игр и одной из них был пинг-понг, который многие игравшие в автомат Atari захотели иметь у себя дома. При этом приставка разрабатывалась с 1960-х годов и игры для нее были придуманы еще до серийного производства. Поэтому Magnavox грозила судебными исками, но дело закончилось тем, что Atari единоразово выплатила 700 000 долларов. И все остались довольны.

Так Spacewar!, созданная ради забавы, породила целую индустрию и изменила нашу жизнь.

________________________________________________________

Надеемся, статья вам понравилась. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.

А это мощный, стильный и удобный российский ноутбук серии Fplus* Flaptop I со скидкой— для учебы, работы, запуска современных ретро-игр. Цена начинается от 40-45 тысяч рублей, можно забрать самовывозом или заказать доставку.

-10

Яркий IPS-экран с диагональю 15,6 раскрывается на 180 градусов

● Восьмиядерный процессор AMD Ryzen 7 5825U 2 ГГц

● Оперативная память 16 Гб и SSD 512 гб

● Прочный алюминиевый корпус и до 7 часов автономной работы

*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.