Найти тему

Как принять то, что не можешь?

Оглавление

Что такое принятие?

Каждый человек сталкивался в жизни с принятием. Это фоновый процесс, который сопутствует жизни человека. Мы постоянно принимаем, что-то или не принимаем.

Особую роль принятие играет в психологии. Люди могут принимать себя, близких, родных, ситуации своей жизни, чувства, а могут не принимать. На это влияет множество факторов.

В отдельных случаях принятие-непринятие может стать источником проблемы. Нам сложно принять некоторые вещи. Бывают ситуации, когда мать не принимает ребенка. Отец не принимает достижения сына. Мы не принимаем тяжелые события, например утрату.

Цель этой статьи приоткрыть завесу над процессом принятия и том, как он происходит. Дать человеку несколько способов облегчить его и принимать то, что сложно, больно и не хочется. Эти способы можно использовать и в повседневной жизни для обращения с простыми ситуациями или для исследования себя и своего внутреннего мира.

Это не универсальный рецепт, а одна из моделей работы с принятием. Если вы знаете другие способы, которые могут вам помочь или дополнить то, что есть в этой статье, смело пользуйтесь.

Если вы выполнили рекомендации этой статьи не почувствовали улучшения, вам рекомендуется обратить к психологу. Вероятно, ваша ситуация достаточно специфическая и требует индивидуального подхода.

Как происходит принятие и непринятие?

Процесс принятия — это работа психики с информацией. Проблемы с принятием могут возникнуть на любом шаге. Чем она сильнее, тем раньше она возникнет, на более ранней стадии. Самое острое неприятие касается всех этапов.

Последовательность принятия такова:

1. Человек получает информацию из окружающего мира. Она может касаться чего угодно. Человек на ее основе создает визуальный образ внутри.

Если есть сложности в том, чтобы поверить, что ситуация произошла, то не будет формироваться визуальный образ внутри. Он может быть не полным или сильно искаженным. Может отражаться только часть события.

Например, это свойственно некоторым родителям детей-инвалидов. Они видят сильно искаженный образ своего ребенка и для них он вполне нормальный чтобы ходить в обычный класс с другими детьми. Они отмечают каждый его успех и прогресс, но по факту это не так.

В этом случае такое искаженное принятие их способ справиться с реальностью, приглушить внутреннюю боль и другой негатив. Таких родителей можно понять.

Другой пример, это женщины находящиеся в созависимых или деструктивных отношениях. Они оправдывают партнеру все его выходки. В их глазах, он действительно случайно разбил ей в пятый раз голову и не хочет этого.

2. Взаимодействие с этой внутренней картиной (или фильмом) дает определенные чувства.

На этом шаге чаще всего и происходит затык. Большинству людей хватает осознанности и здравомыслия принять факт, что ситуация произошла и создать ее картинку внутри. А вот принять чувства, которые эта ситуация вызывает они не могут.

Что значит принять чувства? Это значит быть способным испытать их, прожить. Не принять – соответственно не чувствовать, отторгать, выводить за пределы тела.

Представьте перед собой цветущее дерево. Какие чувства оно у вас вызывает? А теперь представьте переполненный канализационный люк. Какие чувства вызывает он? В обоих случаях у вас была гамма чувств по поводу представленного. Эти чувства были разные. Предположу, что одни испытывать было приятно, а другие нет.

Так вот непринятие на этом шаге это внутренний отказ чувствовать какое-то чувство и удержание его за пределами тела. Оно слишком неприятно и не вписывается в остальные чувства. Мы не можем присоединить его к ним.

Примеры. Утрата. Тяжелое травмирующее событие: нападение, насилие. Хотя некоторые травмирующие события порождают непринятие на всех этапах. Человек, который это насилие совершил.

3. Эти чувства оцениваются человеком, как позитивные-негативные, полезные-вредные, приятные и не очень.

Предположим, человек допустил, что ситуация произошла. Ему хватило сил пережить чувства, которые она породила. Далее происходит оценка ситуации и чувств по ее поводу.

На этом этапе принимается решение, что с этой ситуацией делать. Здесь непринятие выражается в негативной исключающей оценке. Человек может принять решение, что это недопустимо.

Например, пережив травлю в школе человек может вспоминать образы этого. Да, он способен испытывать чувства из этого воспоминания, но он решает, что эти чувства не то, что он хочет испытывать и задвигает их в дальний уголок своей души. Проблема остается нерешенной.

Это как оставить занозу в пальце и просто им больше не пользоваться, потому что болит.

В отдельных случаях особо сильных травмирующих ситуаций проблемы с принятием сопровождают все стадии. Если вы столкнулись именно с таким непринятием рекомендуется обратиться к специалисту.

Что можно сделать?

Помните принять можно, что угодно. Ресурсы человеческой психики позволяют ему охватить и интегрировать в себя любой объем информации. Человек способен принять любую ситуацию, событие, явление и факт в этом мире, включая сам мир и себя.

Принятие может быть непростым и болезненным, но оно возможно и реально. Общая рекомендация по всем случаям непринятия - захотите. Вы ничего не примите пока не хотите этого делать.

0. Нулевой шаг — это желание принять, то, что произошло и того, что с этим связано.

Захотеть может быть непросто. Вам может помочь взвешенный анализ стоит это делать или нет. Возьмите лист бумаги разделите его на две половины и напишите слева все аргументы в пользу непринятия, а справа принятия. Проанализируйте их. Иногда действительно проще не решать, чем решать. Выбор за вами.

1. Итак, у вас проблема в том, чтобы поверить, что ситуация случилась. Вы не можете допустить сам факт того, что это произошло. Решение на этом шаге создать образ. Это можно сделать несколькими способами:

· Нарисовать его в виде метафоры, символа, персонажа. Повесьте рисунок на видное место. Больше делать ничего не надо. Глаза сами будут цепляться за него и потихоньку он будет конструироваться внутри. Хорошо работает с детьми. Бывает, что рисуешь на бумаге, а параллельно он рисуется внутри. К тому, моменту, как рисунок готов, готов и образ перед вашим внутренним взором.

· Если у вас хватает сил, можно сделать это же, но внутри. Создайте иносказательный образ произошедшей ситуации в виде: сказочного персонажа, метафоры, символа. Рассматривайте его со всех сторон. Крутите-вертите его, как хотите. С ним можно разговаривать, как бы странно это не звучало. Рассматривая получившийся образ, говорите с собой вслух, если хотите, это помогает. Образ может отвечать вам или нет. На этом шаге это не важно.

· Делайте это периодически. Раз в день или несколько, 5-15 минут. Столько сколько можете. Чем больше и дольше делаете, тем быстрее происходит принятие на этой стадии. Это существенно сокращает процесс принятия. Придет момент, когда вы обнаружите, что можете думать о произошедшей ситуации, такой какая она есть, свободно.

2. Если проблема на этом шаге, то важно понять, что не обязательно прочувствовать ситуацию целиком и сразу. Следует действовать, как в загадке: «Как съесть слона?». Ответ – по кусочкам.

Я предположу, что образ ситуации у вас уже есть перед глазами. Либо вы выполнили рекомендации предыдущего шага, и он у вас все равно присутствует.

· Глядя на то, что у вас перед глазами, задайтесь вопросом: «Какую часть этого я могу принять?». Если какая-то часть есть, буквально представьте, как вы отделяете этот кусочек от образа и переносите в тело делая его ощущением. Прочувствуйте, найдите ему подходящее место, представьте, как этот кусочек соединяется с другими вашими ощущениями. Делайте это с комфортной для вас периодичностью, и вы придете к результату. Принятие наступит.

· Может быть, что вы не можете принять ситуацию даже частично, даже самую малость. В этом случае ваша задача начать что-то делать с ее образом. Выполните предыдущие шаги. Представьте ситуацию, которую вы не можете прочувствовать и принять в виде персонажа. начните общение с этим, разговаривайте. Здесь как раз важно, чтобы образ отвечал вам. Да, это может показаться диким, разговаривать с картинками в своей голове, но так это и работает. На этой стадии диалог это хороший результат.

· После того, как диалог построен начните взаимодействие с образом. К этому моменту вы уже сможете находиться с ним рядом. Задача этого шага сократить дистанцию и начать что-то делать вместе. Например, играть. Это не должна быть соревновательная игра, как теннис или шашки. Игра или деятельность должна быть совместной: собрать паззл, разложить пасьянс, построить замок из песка и тому подобное.

· Делайте это с комфортной для вас периодичностью. Время от времени задавайтесь вопросом, какую часть этого я могу принять? Если она появляется принимайте.

Это только выглядит громоздким. На самом деле выполняется просто и легко, в любом месте и не требует особых затрат сил и мысли. Принятие придет очень скоро, если вы ответственно подойдете к выполнению всех этих шагов и рекомендаций.

3. Предположим, что вы можете представить ситуацию и принимаете то, что она произошла. Вы допускаете чувства и эмоции, которые эта ситуация порождает. Но ситуацию эту вы не любите вспоминать, стараетесь избегать ее в своей жизни. Вероятно, вы боитесь того, чтобы она произошла.

Вы можете по-разному воспринимать то, что случилось с вами. Оценивать эти события так, как вам удобно. Но лучше всего, если память наполнена ресурсами, а не страданиями. Вы можете загонять негативные чувства подальше, но это их не решает.

Интересный факт. Мы храним в памяти непринятые чувства, чтобы потом воскресить их и на их основе заставить себя действовать. Например, мотивировать себя становиться сильнее пережитым унижением. Больше работать вспоминая нужду и бедность. Это мотивация кнута. Она болезненная, но хорошо работает.

Если вы хотите окончательно освободиться от ситуации непринятия, эти чувства и образы предстоит достать, проанализировать и вернуть на новое место в новом качестве. Вот как это сделать.

· Представьте перед вами большой экран или телевизор, на комфортно расстоянии. Найдите ситуацию, которую вы не принимаете. Вспомните чувства, которые она вызывает у вас.

· Прокрутите на экране эту ситуацию от начала до конца, глядя на нее со стороны. Особенно хорошо смотрите на себя в этом фильме. Задача этого шага посмотреть на себя со стороны в каждом моменте произошедшего.

· Представьте рядом с собой человека, чье мнение вы цените и считаете авторитетным. Предложите ему просмотреть с вами фильм и прокомментировать его, высказать свое мнение. Хороший результат этого шага, новая оценка ситуации. Как только она сложится и этот фильм с ситуацией, и чувства, которые они вызывали, станут ресурснее, приятнее и полезнее.

· Делайте это с комфортной для вас периодичностью. Можете «приглашать» разных экспертов и авторитетов. Переоценка будет происходить, а вместе с ней будет возрастать и степень принятия произошедшего.

Итог.

Вот мы и добрали до конца. Если вы выполнили все рекомендации этой статьи, знайте, вы проделали большую работу. Здесь есть чем гордиться.

Освоив предложенные способы и выполнив предложенные упражнения, вам будет проще принять и справиться со сложными и негативными ситуациями в будущем.

Отдельно стоит отметить случаи, когда человек не принимает самого себя. Действуйте так же. Только вместо ситуаций, которые вы не можете принять представляйте себя. Можно представлять отдельно часть или характеристику в себе, с которой вам сложно согласиться. Структура действий схожа и ничем не отличается.

Вы можете адаптировать эти шаги и научить этому своих детей. Перспективы и бонусы от этих знаний полезны и укрепляют психическое здоровье.

Пользуйтесь. Всего доброго.

Мой канал.