Найти тему
Живая Средняя Азия

Почему мечети называют мечетями? Как они появились?

Слово «мечеть» происходит от арабского понятия «масджид», что дословно переводится, как «падать ниц» в значении «место для молитвы». Собственно, это и есть основное предназначение мусульманских храмов, а все остальные являются второстепенными.

Кул-Шариф в Казани
Кул-Шариф в Казани

Согласно традиции, мусульмане не считают, что Мухаммед стал основателем новой религии – он лишь очистил веру предков, которая за века погрязла в многочисленных заблуждениях. Поэтому первой мечетью называют Каабу, на месте которой построил жертвенник еще Адам, а пророк Авраам со своим сыном Исмаилом поставил более внушительное святилище.

Тем не менее на момент начала миссии Мухаммеда, она находилась в распоряжении язычников. И тот, несмотря на то, что как человек из племени курайшитов имел туда свободный проход, был вынужден молиться в ближайших окрестностях. А когда из его последователей образовалась внушительная община, верующие встречались в домах у влиятельных мусульман.

Затем последователи ислама были вынуждены перебраться в Медину. Там они начинали с нуля, и стали молиться в новом доме пророка Мухаммеда. Нет никаких сомнений, что все последующие мечети создавались по его модели. Там имелась специальная декоративная ниша михраб, сориентированная на киблу – направление для молитвы в сторону Каабы; там была кафедра минбар, откуда можно было произносить проповеди; там было помещение для ритуального очищения вуду. Также, в той или иной степени мечеть должна быть спроектирована так, чтобы мужчины поклонялись Всевышнему в отдельных помещениях. И считается желательным, чтобы был большой двор.

Мечеть Лабаранга в Гане
Мечеть Лабаранга в Гане

Несмотря на то, что в исламе к мечетям нет каких-то жестких требований, за исключением молитвы в сторону киблы, перечисленные выше требования представляют из себя самую базовую модель мечети, которая принимала самые разные формы, в зависимости от времени, места и исламской конфессии. Даже двор и минбар не считались обязательными для небольших сельских мечетей, но со временем часто стали появляться и в них.

Первой мечетью, построенной мусульманами, стала мединская Масджид ан-Набави, где ныне упокоен пророк Мухаммед. При нем там было возведено небольшое здание, удовлетворявшее указанным выше требованиям, но позже оно было снесено другими халифами в пользу более грандиозного здания. Также, одной из первых мечетей считается Масджид аль-Киблатайн – мечеть в двумя киблами. Она появилась до того, как было принято решение молиться в сторону Каабы, поэтому одна кибла направлена на Мекку, а вторая – на Иерусалим.

Во время ранних мусульманских завоеваний и после них в мечети были превращены многие христианские храмы и синагоги. Так, например, в 705-м году халиф Аль-Валид выкупил у христиан церковь святого Иоанна в Дамаске в обмен на право построить в городе несколько новых церквей, в чем он обещал поспособствовать.

Мечеть в Сиане, 8 век, Китай
Мечеть в Сиане, 8 век, Китай

Поэтому на стилистику мечетей весьма повлияла иностранная, особенно византийская архитектура. В настоящее время выделяют три основных стиля: арабский, иранский и османский. Но есть мечети, похожие на китайские и индийские здания, и есть мечети в стиле хай-тек. Напоминаю, что к ним нет никаких особых требований, кроме тех, чтоб там были михраб, минбар и место для омовения.

В свое время в постройке Масджид ан-Набави принимал участие лично пророк Мухаммед, который помог в разработке концепции, согласно которой она бы стала центром исламского города. Поэтому изначально мусульманский храм мыслился, как многофункциональный общественный центр, где проводят бракосочетания и погребальные обряды, ужинают во время месяца рамадана, обирают и раздают милостыню, учат детей, проводят религиозные, научные и политические дискуссии, вершат суд, заключают деловые соглашения, предоставляют приют бездомным и странникам.

К большому сожалению, многие из этих функций в настоящее время не то, чтобы исчезли, но ушли в тень. Хотя среди мусульманских ученых растет понимание, что современное восприятие мечети, как дома молитвы не вполне соответствует их изначальной концепции, как большого центра общины.

Хотя регулярные намазы можно совершать и дома, существуют малые мечети для повседневной молитвы, соборные джума-мечети для коллективной пятничной молитвы (возносить их следует в храме) и общегородские мечети, где отмечают большие праздники.

Мечеть Аймани Кадыровой в Аргуне, Чечня
Мечеть Аймани Кадыровой в Аргуне, Чечня

Молитву может вести любой совершеннолетний верующий, кто освоил арабский и способен это делать правильно. Однако, в большинстве мечетей есть постоянный имам, которому это вменяется в обязанности. Также, в крупных мечетях есть хатыб, который произносит хутбу – проповедь. Но эта должность часто совмещается. А в крупных или главных для того или населенного пункта имеется муэдзин – он призывает людей к намазу голосом.