Найти тему
СФУ | Мозговой Шторм

«Заботы и забавы маленьких енисейцев»: идея и будущее проекта о прошлом

Оглавление

Осознание своих корней даёт подрастающему поколению силу. Знание рода — личную силу, знание малой родины — социальную. Именно поэтому в 2022 году издательство СФУ совместно с Ассоциацией цифровых гуманитарных наук выпустило книгу, призванную понятно и красочно представить прошлое, да так, чтобы пробудить в подрастающем поколении интерес к своей малой родине.

«Заботы и забавы маленьких енисейцев» — это художественно-публицистические сюжеты о жизни детей Енисейской губернии, Хакасии и Тывы. Своеобразные сказочные новеллы расскажут о том, чем занимались дети сто-двести лет назад, как они участвовали в жизни своей семьи, какую роль им отводили в рамках рода и в социальной жизни того времени.

Отсканируй QR-код — и герой вдруг оживёт!

Это издание — не просто печатная книга: каждый сюжет сопровождает технология дополненной реальности. С помощью маркеров для мобильного приложения, расположенных в книге, на страницах «оживают» герои, дополняющие текст книги устными историями. Книга содержит ещё и сборник игр, популярных у детей того времени, викторин и творческих «тестов». Во всё это легко можно сыграть: во что-то вживую, а во что-то online, с помощью того же приложения и интернет-пространства. Вот так ребёнок, играя в телефоне, будет попутно узнавать о быте предков, живших 200 лет назад.

Самый милый герой этих книжных историй — Хохлик. Образ этого обаятельного маленького домовёнка навеян славянской мифологией. Забавный человечек в узелке повсюду сопровождает мальчика Николашу. Он его проводник в далёкое прошлое, разговаривает с ним, подсказывает, наставляет, учит.

Хохлик
Хохлик

Проект по разработке и изданию детской книги с применением технологии дополненной реальности победил в конкурсе президентских грантов в направлении «Сохранение исторической памяти» и был приурочен к 200-летию Енисейской губернии.

Продолжение следует

Творческая группа настолько вдохновилась темой традиций Енисейской Сибири, что решила пойти дальше и развить её ещё и в мультфильмах, а заодно и расширить аудиторию проекта. Кто-то из ребят прочитает саму книгу, кто-то узнает её содержание через приложение, но ещё больше детей смогут познакомиться с темой, если посмотрят мультипликационные фильмы.

«Когда мы в первый раз привезли книгу "Заботы и забавы маленьких енисейцев" на московскую ярмарку, то не ожидали такого ажиотажа. Но история о приключениях мальчика, который попадает в прошлое и встречается там со своей семьёй, предками, оказалась настолько тёплой и живой, что у нас не осталось сомнений — эту благодатную тему нужно продолжать», — говорит руководитель редакционного отдела издательства СФУ Елена Лисюткина.
-3

Мечта стала воплощаться в реальность в 2023 году после победы в очередном конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Проект «Мультурок "Енисейские истории"» получил грант в тематическом направлении «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей».

Все истории, вошедшие в книгу, сочинила Мария Романюк, а проиллюстрировала художник Лариса Булатникова. Теперь эти сюжеты из жизни детей Енисейской губернии лягут в основу мультфильмов по каждой части книги. Таких частей четыре: приключение мальчика в семье, приключение в школе, игры со сверстниками и посещение ярмарки того времени. Первая и вторая серии уже готовы, а ещё две появятся к декабрю.

Кроме того, мобильное приложение, которое уже есть в книге, сейчас расширяется, дополняется новыми электронными играми и заданиями. Отвечают за это сотрудники университетской лаборатории цифровой гуманитаристики «Digital Humanities» (DHlab). Электронные игры на основе содержания мультфильмов им помогают разрабатывать студенты кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях Гуманитарного института СФУ.

«Всего таких игр пять: "Сибирская похлёбка", "Одеть Николашу", "Что это?", "Ярмарка" и "Словарь"», — рассказывает заведующий DHlab Алексей Санин. — «В игре "Словарь", к примеру, будет определённое количество карточек, на которых изображены старинные предметы домашней утвари. Они упоминаются в тексте книги — ухват, рубель, чугунок, кринка, сечка и так далее. И ребёнку нужно правильно угадать, что изображено на каждой карточке. Если несколько раз правильно ответить — Хохлик тут же похвалит!»
-4

Над мультипликационной историей работают партнёры проекта — специалисты красноярской видеостудии Gera-group. Они пишут сценарии, рисуют персонажей и вообще делают весь видеоконтент.

Чтобы ребята могли закрепить полученные знания, в том числе в игровой форме, создана и недавно вышла из печати рабочая тетрадь «Заботы и забавы маленьких енисейцев». Разрабатывал её редакционный отдел издательства во главе с Еленой Лисюткиной. Красочные иллюстрации рисовала дизайнер Галина Инькова.

«Сегодня дети часто думают: у их сверстников, которые жили 200 лет назад, не было смартфонов и интернета, и, наверное, это были просто дремучие ребята! Но они помогали взрослым по хозяйству, тоже учились в школе и как могли развивали свою малую родину. Историю эту сегодня важно знать, чтобы появилось желание сделать жизнь в нашем крае ещё лучше», — поясняет Елена Ивановна. — «Когда мы работали над проектом "Заботы и забавы маленьких енисейцев", накопилось много образовательного материала, привезённого из экспедиций, который не вошёл в книгу. Поэтому в дополнение к «Мультуроку "Енисейские истории"» мы сделали рабочую тетрадь. В ней, как и в книге, четыре раздела: дом, игры, школа, ярмарка. О доме, например, говорится как о главной опоре в жизни человека. Каждый ребёнок должен понять, что это маленькая первая ступенька для его будущего. Мы просим ребят найти и сфотографировать в их городе старинные дома. Сходить туда с родителями, узнать историю этих зданий.
Через приложение по QR-коду в рабочей тетради можно познакомиться с давно забытыми старинными играми. Например, есть задание придумать игру, в которой могли бы участвовать все члены семьи одновременно. Стараемся донести до ребят, что в играх очень важна взаимовыручка.
В тетради собраны разные задания — загадки, кроссворды, ребусы, есть раскраски и наклейки. В каждой части даём ещё и домашнее задание, и сделать его можно с друзьями в классе или дома с семьёй. Допустим, просим вспомнить фильмы или мультфильмы, литературные произведения, в которых рассказывается о школе.
В разделе "Ярмарка" мы предлагаем ребёнку взять деньги того времени, получить задание от родителей и купить какие-то предметы. Попутно ребёнок узнаёт, из каких мест на ярмарку приезжали купцы и какие товары привозили из разных стран. Чтобы это задание до конца выполнить, нужно либо книжку прочитать, либо с учителем побеседовать, либо мультик посмотреть».

Среди партнёров «Мультурока» — Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На его базе пройдёт конференция для педагогов дошкольного и начального школьного образования края, где учителям расскажут, как пользоваться рабочей тетрадью на уроках. Издательство СФУ сотрудничает также с учреждением культуры «Енисей Кино». В его ведении около 200 точек по краю, где будут показаны мультики из цикла «Енисейские истории». Согласился устроить показы и красноярский «Дом кино», в том числе в детском кинотеатре «Мечта» в рамках образовательного проекта «Киноуроки».

Детские книги и другие материалы по истории Сибири — большая редкость. Неудивительно, что проектами издательства СФУ заинтересовались, например, в Тыве. Хотят написать для детей книгу об истории малой родины с применением технологии дополненной реальности на своём национальном материале.

-5

Тем временем, издательство СФУ уже подало заявку ещё на один грант. На этот раз задумано сделать детскую книгу с дополненной реальностью о Красноярске, приуроченную к 400-летию краевого центра.

«Это будет серьёзная, хотя и для малышей, история нашего города. История научно-популярная, с привлечением университетских учёных», — поделилась планами Елена Лисюткина.