Рассмотрим нелинейные повествовательные структуры и сопроводим их примерами из французской литературы.
Нелинейные повествовательные структуры нарушают традиционные хронологические правила рассказывания истории.
История рассказывается более сложными, и зачастую более увлекательными способами. Такие истории могут включать воспоминания, скачки во времени и различные точки зрения. Авторы могут манипулировать временем и пространством, чтобы создавать более богатые сюжеты и вызывать у аудитории более глубокие впечатления от чтения.
Типы нелинейных повествований
1. История в воспоминаниях
Имеются в виду так называемые “флешбеки” - термин, широко применяемый в кино и литературе, происходит от английского слова flashback:
- взгляд в прошлое;
- воспоминание;
- ретроспекция;
- обратный кадр;
- серия кадров о прошлом (в мыслях героев и т. п.);
- возвращение к прошлому;
- короткий "обратный кадр";
Эти “воспоминания”, представляют собой своего рода вставки. Они несут информацию о событиях, случившихся ранее.
Примеры произведений с флешбеками.
Из классики.
“Тошнота» Жана-Поля Сартра.
Тут воспоминания используются для изучения воспоминаний и интроспективных мыслей главного героя.
“В поисках утраченного времени” Марселя Пруста.
Это произведение известно своими отрывками из воспоминаний, в которых раскрывается жизненный опыт рассказчика, его судьба и переживания.
Современные авторы.
“Любовник” Маргариты Дюрас.
В этой книге передаются детские воспоминания автора.
“Годы” Анни Эрно.
Эта книга представляет собой серию воспоминаний, прослеживающих личную и коллективную историю.
2. Фрагментированное повествование
Фрагментированное повествование характеризуется скачками во времени и пространстве без четкого хронологического порядка. Это фрагменты истории, которые читатель должен собрать воедино.
Примеры.
Классика.
“Фальшивомонетчики” (Les Faux-monnayeurs) Андре Жида.
Роман имеет сложную структуру с пересекающимися линиями, включает в себя и фрагменты дневников.
Роман " Модерато кантабиле” Маргариты Дюрас.
В нём представлено фрагментарное повествование, чтобы постепенно раскрыть историю и эмоции персонажей.
Современные произведения.
“Геодезисты” Ким Туи.
Это фрагментарная история о пересекающихся жизнях вьетнамских беженцев.
“Компас” Матиаса Энара.
Фрагментарное повествование, исследующее воспоминания и грезы музыковеда.
3. Множественные точки зрения
Повествования с множеством точек зрения показывают события глазами разных персонажей, и часто не в хронологическом порядке.
Примеры романов.
Классика.
”Опасные связи” Пьера Шодерло де Лакло.
Серия писем, написанных разными персонажами, с целью рассказать историю с разных точек зрения.
“Восторг Лол В. Стайн” Маргариты Дюрас.
Это история, рассказанную через фрагментированные точки зрения разных персонажей.
Современные.
“Карта и территория” Мишеля Уэльбека.
Тут автор использует несколько точек зрения, чтобы исследовать жизнь художника Джеда Мартина.
“Правда о деле Гарри Квеберта” Жоэля Дикера.
Тут альтернативные точки зрения раскрывают тайны, окружающие это детективное дело.
4. “Зеркальный” сюжет
В зеркальных историях используются параллели между различными частями истории, чтобы выявить повторяющиеся темы или мотивы.
Примеры.
Классика.
“Модификация” Мишеля Бютора.
Зеркальное повествование разворачивается через мысли и воспоминания главного героя во время поездки на поезде.
“Любовник” Маргариты Дюрас.
Роман сочетает детские воспоминания и взрослые размышления, создавая зеркальную структуру.
Современные тексты.
“Дора Брудер” Патрика Модиано.
Используются параллели между жизнью самого автора и жизнью Доры Брудер.
“Расскажите им о битвах, королях и слонах” Матиаса Энара.
Автор использует зеркальные повествования для исследования параллелей между историческими событиями и художественной литературой.
5. Круговое, или циклическое повествование
Циклическое повествование часто возвращается к исходной точке, создавая зацикливание сюжета.
Примеры.
Классика.
“Состояние человека” Андре Мальро. Рассказ возвращается к исходной точке, создавая повествовательную петлю.
“Путешествие на край ночи” Луи-Фердинанда Селина.
Автор использует круглую структуру, чтобы рассказать историю странствий главного героя.
Современные.
«Повестка дня» Эрика Вюйара.
Сюжет возвращается к историческим событиям, чтобы показать их круговое влияние.
“Проповедь о падении Рима” автора Джерома Феррари.
Тут используется циклическая структура для описания взлета и падения различных разных поколений.
6. Переплетенное повествование
В переплетенных повествованиях смешиваются несколько сюжетов, которые пересекаются и сходятся вместе в разное время.
Примеры.
Классика.
“Прекрасная сеньор” Альберта Коэна.
Истории нескольких персонажей переплетаются в сложный сюжет.
“Планетарий” Натали Саррот.
Перепелетены истории, чтобы исследовать человеческие отношения.
Современные.
“Люди небесного цвета” Анаис Льобет.
Переплетаются истории персонажей, оказавшихся в кризисных ситуациях.
7. Перевернутое (обратное) повествование
Обратное повествование начинается в конце и возвращается назад во времени, чтобы раскрыть сюжет.
Примеры.
Классика.
“Незнакомец” Альбера Камю.
Автор использует элементы обратного повествования, чтобы раскрыть мотивы главного героя.
Современные.
“99 франков” Фредерика Бегбедера.
Сюжет начинается в конце и рассказывает об упадке мира рекламы.
Итак, нелинейные повествовательные структуры предлагают писателям мощные инструменты, позволяющие обогатить сюжеты и увлечь читателей.
Играя с временной шкалой и перспективой, авторы создают более динамичные и многомерные повествования.
Французская, в частности, литература изобилует примерами таких техник, демонстрируя их потенциал в превращении традиционного повествования в нечто глубоко уникальное и увлекательное.
Подписывайтесь на канал, делайте лайки и репосты!