Найти в Дзене

Нелинейное повествование в литературе: приемы и примеры

Оглавление


Рассмотрим нелинейные повествовательные структуры и сопроводим их примерами из французской литературы.

Нелинейное повествование во французской литературе
Нелинейное повествование во французской литературе

Нелинейные повествовательные структуры нарушают традиционные хронологические правила рассказывания истории.

История рассказывается более сложными, и зачастую более увлекательными способами. Такие истории могут включать воспоминания, скачки во времени и различные точки зрения. Авторы могут манипулировать временем и пространством, чтобы создавать более богатые сюжеты и вызывать у аудитории более глубокие впечатления от чтения.

Типы нелинейных повествований



1. История в воспоминаниях

Имеются в виду так называемые “флешбеки” - термин, широко применяемый в кино и литературе, происходит от английского слова flashback:

  • взгляд в прошлое;
  • воспоминание;
  • ретроспекция;
  • обратный кадр;
  • серия кадров о прошлом (в мыслях героев и т. п.);
  • возвращение к прошлому;
  • короткий "обратный кадр";

Эти “воспоминания”, представляют собой своего рода вставки. Они несут информацию о событиях, случившихся ранее.

Примеры произведений с флешбеками.


Из классики.
“Тошнота» Жана-Поля Сартра.
Тут воспоминания используются для изучения воспоминаний и интроспективных мыслей главного героя.
“В поисках утраченного времени” Марселя Пруста.
Это произведение известно своими отрывками из воспоминаний, в которых раскрывается жизненный опыт рассказчика, его судьба и переживания.
Современные авторы.
“Любовник” Маргариты Дюрас.
В этой книге передаются детские воспоминания автора.

“Годы” Анни Эрно.
Эта книга представляет собой серию воспоминаний, прослеживающих личную и коллективную историю.


2. Фрагментированное повествование



Фрагментированное повествование характеризуется скачками во времени и пространстве без четкого хронологического порядка. Это фрагменты истории, которые читатель должен собрать воедино.
Примеры.
Классика.
“Фальшивомонетчики” (Les Faux-monnayeurs) Андре Жида.
Роман имеет сложную структуру с пересекающимися линиями, включает в себя и фрагменты дневников.

Роман " Модерато кантабиле” Маргариты Дюрас.
В нём представлено фрагментарное повествование, чтобы постепенно раскрыть историю и эмоции персонажей.

Современные произведения.

“Геодезисты” Ким Туи.
Это фрагментарная история о пересекающихся жизнях вьетнамских беженцев.

“Компас” Матиаса Энара.
Фрагментарное повествование, исследующее воспоминания и грезы музыковеда.


3. Множественные точки зрения


Повествования с множеством точек зрения показывают события глазами разных персонажей, и часто не в хронологическом порядке.


Примеры романов.
Классика.
”Опасные связи” Пьера Шодерло де Лакло.
Серия писем, написанных разными персонажами, с целью рассказать историю с разных точек зрения.

“Восторг Лол В. Стайн” Маргариты Дюрас.
Это история, рассказанную через фрагментированные точки зрения разных персонажей.

Современные.
“Карта и территория” Мишеля Уэльбека.
Тут автор использует несколько точек зрения, чтобы исследовать жизнь художника Джеда Мартина.

“Правда о деле Гарри Квеберта” Жоэля Дикера.
Тут альтернативные точки зрения раскрывают тайны, окружающие это детективное дело.


4. “Зеркальный” сюжет

В зеркальных историях используются параллели между различными частями истории, чтобы выявить повторяющиеся темы или мотивы.

Примеры.
Классика.

“Модификация” Мишеля Бютора.
Зеркальное повествование разворачивается через мысли и воспоминания главного героя во время поездки на поезде.

“Любовник” Маргариты Дюрас.
Роман сочетает детские воспоминания и взрослые размышления, создавая зеркальную структуру.

Современные тексты.
“Дора Брудер” Патрика Модиано.
Используются параллели между жизнью самого автора и жизнью Доры Брудер.

“Расскажите им о битвах, королях и слонах” Матиаса Энара.
Автор использует зеркальные повествования для исследования параллелей между историческими событиями и художественной литературой.

5. Круговое, или циклическое повествование

Циклическое повествование часто возвращается к исходной точке, создавая зацикливание сюжета.

Примеры.
Классика.
“Состояние человека” Андре Мальро. Рассказ возвращается к исходной точке, создавая повествовательную петлю.

“Путешествие на край ночи” Луи-Фердинанда Селина.
Автор использует круглую структуру, чтобы рассказать историю странствий главного героя.

Современные.
«Повестка дня» Эрика Вюйара.
Сюжет возвращается к историческим событиям, чтобы показать их круговое влияние.
“Проповедь о падении Рима” автора Джерома Феррари.
Тут используется циклическая структура для описания взлета и падения различных разных поколений.


6. Переплетенное повествование

В переплетенных повествованиях смешиваются несколько сюжетов, которые пересекаются и сходятся вместе в разное время.

Примеры.
Классика.
“Прекрасная сеньор” Альберта Коэна.
Истории нескольких персонажей переплетаются в сложный сюжет.

“Планетарий” Натали Саррот.
Перепелетены истории, чтобы исследовать человеческие отношения.
Современные.
“Люди небесного цвета” Анаис Льобет.
Переплетаются истории персонажей, оказавшихся в кризисных ситуациях.

7. Перевернутое (обратное) повествование

Обратное повествование начинается в конце и возвращается назад во времени, чтобы раскрыть сюжет.

Примеры.
Классика.
“Незнакомец” Альбера Камю.
Автор использует элементы обратного повествования, чтобы раскрыть мотивы главного героя.

Современные.
“99 франков” Фредерика Бегбедера.
Сюжет начинается в конце и рассказывает об упадке мира рекламы.

Итак, нелинейные повествовательные структуры предлагают писателям мощные инструменты, позволяющие обогатить сюжеты и увлечь читателей.

Играя с временной шкалой и перспективой, авторы создают более динамичные и многомерные повествования.

Французская, в частности, литература изобилует примерами таких техник, демонстрируя их потенциал в превращении традиционного повествования в нечто глубоко уникальное и увлекательное.

Подписывайтесь на канал, делайте лайки и репосты!

нелинейные повествовательные структуры
нелинейные повествовательные структуры