Авторы: М. Ю. Бушуева — учитель-логопед МКДОУ д/с № 432 «Солнечный зайчик», г. Новосибирск, Н. В. Созинова — учитель-логопед МКДОУ д/с № 432 «Солнечный зайчик», г. Новосибирск, Е. А. Шрейбер — учитель-логопед МКДОУ д/с № 432 «Солнечный зайчик», г. Новосибирск
Игра, конспект, который мы предлагаем вниманию коллег, направлена на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Задачи
Вырабатывать четкие координированные движения органов речевого аппарата.
Закреплять умение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин, используя сложные предложения.
Совершенствовать динамическую организацию движений (умение координированно работать пальцами рук, преодолевать напряженность и скованность движений).
Закреплять умение дошкольников образовывать относительные прилагательные от существительных.
Совершенствовать навык слогового анализа.
Обогащать активный словарь детей именами прилагательными, существительными, глаголами по лексической теме «В гостях у сказки».
Продолжать формировать просодические компоненты речи: интонационную выразительность речи, модулирование голоса, темп, ритм и силу голоса.
Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту окружающего мира.
Воспитывать у детей любовь к окружающему миру и людям.
Продолжать профилактику повышенной утомляемости детей путем смены видов деятельности и упражнений.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, чувство сопереживания и чуткость к героям сказки; закреплять желание и умение выполнять задания сообща.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
Развитие познавательного интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве, традициях народа.
«Социально-коммуникативное развитие»
Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
«Физическое развитие»
Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, согласования речи с движением.
«Речевое развитие»
Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; формирование элементарных представлений о видах искусства, художественной литературе, фольклоре.
Предварительная работа
Изучение русской народной сказки «Гуси-лебеди»: беседа по сюжету, составление самостоятельных рассказов к сюжетным картинкам по сказке, просмотр мультфильма, театральная инсценировка в группе с использованием пальчикового театра.
Предметно-пространственная среда
Музыкальный зал оформлен в стиле русской народной сказки: иллюстрации из сказок, сказочные герои, на полу импровизированная речка, стенд с изображением яблони.
Для игры понадобятся костюмы персонажей для педагогов, письмо от Аленушки, сюжетные картины по сказке «Гуси-лебеди» для пересказа детьми; карта, конструктор Фребеля № 1, № 7, № 9, дидактический материал «Слоговые баночки», кинетический песок; «грустные и веселые солнышки» для подведения итогов мероприятия, книга.
Ход мероприяти
Звучит музыка, дети заходят в зал. Вместе с ними — логопед в костюме Кота Ученого (далее — Кот).
Кот. Здравствуйте, ребята!
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра.
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
У нас столько доброты
Ребята, каких добрых героев из сказок вы помните?
Дети перечисляют сказки и выполняют упражнения.
Дети. «Колобок» (упражнение «Конфетка»: поочередно язык упирается то в одну, то в другую щеку).
«Золушка» (упражнение «Чистим зубки»: выметающими движениями языка дети проводят по нижним зубам с внутренней стороны).
«Винни Пух и все-все-все» (упражнение «Толстячок — Худышка»: дети поочередно надувают-втягивают щеки.)
«Чебурашка и крокодил Гена» (упражнение «Улыбка — Трубочка»).
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (упражнение «Пирожок»: дети поднимают язык и прикусывают его верхними зубами).
Кот. Ребята, Аленушка держит письмо, давайте в него заглянем. (Читает.) «Дорогие мои друзья, девочки и мальчики! Баба Яга украла мою книгу и вырвала страницы с моей любимой сказкой “Гуси-лебеди”. А книгу она у себя в избушке спрятала. Пожалуйста, помогите мне — верните сказку в книгу!».
Ребята, мы сможем помочь Аленушке?
Дети. Да!
Кот. Тогда отправляемся в сказку «Гуси-лебеди». А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Дети передают клубок (из «Даров Фребеля» № 1) по кругу и проговаривают слова:
Ты катись, катись, клубок,
Через запад на восток.
Покажи нам все дорожки,
Где прошли бы наши ножки
Кот. Вот мы и попали в сказку. А куда дальше идти, непонятно... Может, нам кто-нибудь поможет?
Выходит Баба Яга (педагог в костюме).
Баба Яга. Вы зачем сюда пожаловали?
Дети и Кот. Мы ищем страницы из волшебной книги. Хотим собрать сказку.
Баба Яга. Ишь, чего захотели! Сначала надо задания мои выполнить. А потом, может быть, отдам вашу книгу.
Кот. Мы согласны. Давай нам свои задания.
Баба Яга. Какие вы шустрые! Задания я тоже спрятала, а места на карте зашифровала. Прежде чем отдать вам карту, я хочу проверить, а знаете ли вы сказку «Гуси-лебеди».
Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с помощью иллюстраций
Логопед помогает детям выполнить пересказ с помощью наводящих вопросов (если потребуется).
Баба Яга. Ну что ж, молодцы, сказку вы знаете. Так и быть, получайте карту и отправляйтесь выполнять следующие задания. А я за вами наблюдать буду. За каждое правильно выполненное задание вы получите от меня страницы из сказки.
Логопед и дети рассматривают карту. Первой на карте нарисована печка.
Кот. Отправляемся в путь, а поможет нам в этом волшебный клубочек.
Дорога сопровождается стихотворением «Ты катись, катись, клубок». Дети подходят к Печке (педагогу в костюме).
Дети. Здравствуй, печка!
Печка. Здравствуйте, ребята! Все труднее и труднее мне пирожки печь. Помогите мне, напеките пирожков.
Кот. Поможем печке напечь пирожков?
Дети «пекут пирожки» из кинетического песка.
Кот.
Тесто ручками помнем,
Сладкий тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко.
А потом заварим чай —
В гости друга приглашай
Игра «Волшебные пироги»
Дети выполняют движения по тексту, затем отвечают на вопросы.
Печка.
Раз, два, три, всем привет!
Побежали на обед.
А теперь назад идем,
Дружно пироги жуем
Отвечай, дружок, с чем пирожок?
Дети. С капустой (капустный), с морковкой (морковный), с клубникой (клубничный). и т. п.
Баба Яга. Молодцы, вкусные пироги у вас получились! За это я вам дам еще одну страницу вашей книги.
Дети. Спасибо!
Кот. Смотрим дальше нашу карту — находим яблоню. Отправляемся в путь.
Дети передают клубок по кругу и проговаривают стихотворение «Ты катись, катись, клубок». Подходят к изображению яблони (реплики Яблони произносит педагог, стоящий за стендом).
Дети. Здравствуй, яблоня!
Яблоня. Здравствуйте, дети! Видите, сколько много яблок созрело? Ветки мои так низко клонятся, вот-вот обломятся. А яблочки у меня не простые, а с картинками!
Игра «Сварим компот»
Яблоня. Снимите с веток мои волшебные яблочки, внимательно рассмотрите картинки и разложите их по банкам. В корзинку с синей крышкой положите яблоки, на которых изображены картинки с одним слогом, а в банку с желтой крышкой положите яблоки, на которых изображены картинки с двумя слогами.
Дети играют.
Баба Яга. Ну, надо же, и это задание выполнили! Получайте иллюстрацию. Скажите, а в подвижные игры вы играть любите?
Дети. Любим!
Баба Яга. Я хочу поиграть с вами в игру «Яблонька». Вставайте в кружок.
Подвижная игра «Яблонька»
Дети встают в круг, а в центре — один ребенок — «яблоня». Дети идут по кругу со словами:
Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?
Заморозил их мороз? Или ветер их унес?
Может, птицы поклевали?
(Останавливаются.)
Ну куда они пропали
Дети стоят в кругу, им отвечает «яблоня»:
Не морозил их мороз!
И не ветер их унес!
Птицы их не поклевали!
Дети оборвали
После этих слов дети разбегаются по залу, а «яблоня» их догоняет: до кого она дотронется, тот становится новой «яблоней». Игра повторяется.
Баба Яга. Молодцы! Получайте иллюстрацию.
Кот. Ребята, нам пора отправляться в путь. Дальше по карте речка.
Подходят к импровизированной речке, реплики персонажа произносит один из педагогов.
Дети. Здравствуй, речка!
Речка. Здравствуйте, дети! Со мной случилась беда: меня покинули все обитатели. Помогите мне, верните их!
Кот. Ребята, кто живет в реке?
Дети. Рыбки.
Кот. Давайте выложим рыбок из мозаики по схеме.
Дети выкладывают рыбок из игрового набора «Дары Фребеля», модуль № 7 «Цветные фигуры».
Баба Яга. Охо-хо! И с этим заданием вы справились. Получайте иллюстрацию.
Кот. Вот и добрались до дома Бабы Яги.
Баба Яга. Да уж, шустрые вы оказались. Только я все равно книгу вам просто так не отдам. Были у меня бусы, да рассыпались. Помогите мне их собрать.
Кот. Дети, давайте соберем бусы для Бабы Яги. Только они будут не простые, а волшебные. Чтобы Баба Яга стала доброй, давайте будем нанизывать бусины и говорить хорошие слова для нее.
Дети собирают бусы с использованием игрового набора «Дары Фребеля» № 9. Каждый ребенок нанизывает по две бусины, произнося при этом ласковые слова для Бабы Яги (добрая, хорошая, замечательная и т. п.).
Готовые бусы ребята дарят Бабе Яге.
Баба Яга. Спасибо вам за добрые слова и замечательные бусы! Я и вправду подобрела. Вот вам ваша книга.
Логопед берет книгу и вместе с детьми вкладывает в нее иллюстрации.
Кот. Спасибо тебе, добрая Баба Яга. А нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в круг, передают клубочек по кругу, четко проговаривая стихотворение.
Ты катись, катись, клубок,
Через запад на восток.
Только сильно не спеши,
В детский сад нас приведи
Кот. Вот мы и вернулись. В какой сказке мы сегодня побывали?
Дети. «Гуси-лебеди».
Кот. Что мы там делали?
Дети. Искали книгу сказок.
Кот. Давайте посмотрим, какие сказки теперь есть в нашей книге?
Дети называют сказки по иллюстрациям.
Кот. Что вам больше всего запомнилось, ребята? Какое задание понравилось вам больше всего? Все ли у вас получалось? Трудно ли вам было?
Ответы детей.
Кот. Ну что ж, если у вас все получалось, то возьмите улыбающееся солнышко, а если что-то было трудновато — возьмите грустное солнышко.
Дети выполняют.
Кот. Я очень рада, что у вас у всех улыбающиеся солнышки. Мне тоже очень понравилось наше путешествие и то, как вы занимались. Наше занятие окончено. Скажем нашим гостям «До свидания!».
Источники
- Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников: Попул. пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Акад. развития, 1996. — (Игра, обучение, развитие, развлечение).
- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет: метод. пособие к рабочей тетради «От А до Я». — 2-е изд., перераб. — М.: Ювента, 2009.
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Сфера, 2007.
- Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. — М.: Сфера, 2018.
- Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1981.