Найти в Дзене

Загадки и коды советского искусства. Творческий поток.

Токарев В.Ф. Лошадки 1952г. Из собрания МВЦ"Петербургский художник"
Токарев В.Ф. Лошадки 1952г. Из собрания МВЦ"Петербургский художник"

Автор этюда с лошадками Владимир Токарев вскоре после окончания войны и завершения учебы в Академии художеств уехал с семьей в Тверскую область. На берегу озера Мстино в деревне Кишарино В.Ф. Токарев построил великолепный дом, который художники прозвали «токаревское подворье». Его дом располагался неподалеку от знаменитой Академической дачи им. Репина. Там он много лет подряд руководил «творческими потоками».

Давайте узнаем, чем Токареву приходилось заниматься на этой должности.

Советские художники, входившие в состав Союза художников, два раза в году могли получить путевку на Творческую дачу. Путевка длилась два месяца, и все это время можно было отдыхать и работать, жить на полном пансионе, не задумываясь о быте.

К 1960-ым у многих домов творчества появляется профессиональная специализация, согласно которой формировался «творческий поток» — группа, приезжавшая по путевке. В Паланге периодически собираются группы ювелиров и искусствоведов. Там устраиваются семинары и конференции. В Майори — принимают керамистов, на озере Сенеж — дизайнеров и монументалистов. Там разворачиваются экспериментальные мастерские, художники сотрудничают с заводами. На Академической даче им. Репина под Тверью и в Старой Ладоге собираются живописцы.

Творческие дачи делились на Российские и Всесоюзные. На крупных Всесоюзных дачах в каждой группе присутствовали представители всех 15 республик. Направляли художников местные Союзы художников. У каждого «Творческого потока» был свой руководитель.

Например, на «Академической даче» были потоки, которые делились на пейзажистов-этюдистов и картинщиков. Потоками там руководили в разные годы Владимир Токарев, Владимир Гаврилов, Валентин Сидоров и другие художники.

В Старой Ладоге руководителем «творческих потоков» долгие годы был Вячеслав Загонек.

Руководитель следил за порядком, организовывал досуг, быт, мог рекомендовать написанную на даче картину на осеннюю или весеннюю выставку в Союзе художников. Иногда мог просто «списать» художников с дачи за пьянство и отправить обратно в город. Творческие дачи, таким образом, всегда были под контролем.