Найти тему

Светотени (поэма в стихах и прозе)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Святое семейство. Изображение из открытых источников.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Святое семейство. Изображение из открытых источников.

1.

Сам Бог есть Всё. Но Он – вне Вселенной, созданной Им. При этом Бог присутствует во Вселенной, пронизывая её лучами Своей благодати, незримой телесными очами, но ощущаемой духовно во всём. Результат благодати – чудо, верней, бесчисленные чудеса, к которым мы привыкаем и по привычке не замечаем. Посмотри на природу, глянь на небо, вглядись в себя! И ты увидишь, что всё прекрасно, таинственно и не зря. И ты поймёшь, что ты, человек, – частица великого плана: Божественного промысла Всего о всём!

Бог открывает нам Свои законы – мы пользуемся ими, не благодаря. А зря. Так мы теряем Бога, постепенно замещая Его собой. Тогда Бог посылает благодать на благодать, т.е. веру, воплощая её во Христе, – веру Христову, чтобы мы родились заново и стали как дети…

Благодать на благодать – выше уже ничего не будет. Только – блаженство! Но это – за пределом моего разумения… Слава Богу, Христос открывается в вере. Вера даёт покой. И в покое душа обретает уверенность в запредельном…

2.

Мириады звёзд во Вселенной –
невыносимое множество.
Мысль начинает кружиться:
небо Ван Гога.
Человечество ищет Бога.
Иакову снится трап.
Вихрем малявинских баб
земля имитирует небо.
Но прозревает художник
главное: Бог – жизнь!
Мысль остывает.
Лестница снится.
Иаков с Ангелом борется,
как художник со светом.
На земле – ничья
тени и луча.

3.

У Бога нет тьмы. У Бога даже тьма – свет. И пребывает Он во свете неприступном, который есть мрак, но мрак Божественный, ибо он – Свет! Гонитель Савл, ослеплённый сим Светом, три дня пребывал во мраке слепоты, чтобы прозреть в Апостола Павла. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», но то была не тьма кромешная, а тень Творца, ибо «Дух Божий носился над водою» – над хаосом бездны. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Рождение светотени.

4.

Свет, выходящий из тьмы, –
начало творения.
Афродита из пены морской –
образное повторение.
Ах, как хочется красоты
первозданной!
Для каждого человека
это – ты:
Богом данная
или Богом данный.

5.

Как передать свет,
которого ещё нет,
но который уже в ночи́
скрещивает лучи?

Как передать тень,
которая ещё темь,
но которая сходит на нет,
как только возник свет?

6.

Если бы не было светотени, я бы не увидел тебя, любовь моя. Я бы вообще ничего не увидел, если бы не светотень. Ибо образ мира явлен нам в сочетании света и тени. Только свет или только тьма – слепота. Мы живём как бы в сумерках: между тьмой и светом, между светом и тьмой. И потому так прекрасен мир! – на рассвете как ожидание, на закате как озарение…

7.

Полдень томит:
свет утомляет.
Полночь
утро зачинает.
Бог изюмом начиняет
небо –
и изюм мерцает.
А Давид
псалмы поёт –
и поёт, и сочиняет,
словно души починяет,
словно гуслями пасёт
и овечек,
и народ.

8.

Творение живописно, ибо Бог – Художник. Словно по Собственной тени Он пишет светом Своим пейзажи стран и морей, портреты людей и народов. И только натюрмортов не пишет, ибо Он – жизнь.

А как же Голгофа?!

9.

Чёрный холст по всей земле
расстелила тьма.
Человечество с ума
не сошло.
Белые пелены
удивлены,
что сло́жены.
А Христа нет –
только свет,
выбросившийся из Гроба.
Свет на холст пал –
Христом стал!
Тьма сошла.
Светотень.
Сад.
Немые свидетели –
деревья стоят.
А по холсту –
босы́е шаги.
Не устеречь,
сколько ни стереги!
Солнце ещё не взошло,
а в саду и без солнца
светло.
Так светло!
Но спят палачи.
По бокам сверкают мечи.
Бог
кладёт за мазком мазок:
Воскресение
пишет Бог.


7 – 8 февраля 2012 г.
Оскар Грачёв