"Утенок поел песочка." Надо ли переживать из-за смысловых несуразностей в рассказах детей

121 прочитал

Готовность к сочинительству по онтогенезу проявляется у детей от 2,5 до 3,5 лет. Малыш начинает выдумывать совершенно непредсказуемые по сюжету истории, которые с удовольствием рассказывает всем, кто готов его слушать. Вот пара таких историй

Утёнок плавал в море и захлёбывал водичку. И как он выбежал на берег и поел песочка нового. И потом снова в водичку.

Кстати, птицы глотают мелкие камешки для облегчения пищеварения, так что утёнок имел право поесть песочка.
Кстати, птицы глотают мелкие камешки для облегчения пищеварения, так что утёнок имел право поесть песочка.
Мама шла-шла, провалилась в яму. А там бык! А потом к ним упал волк и съел быка.

Сами дети часто называют свои истории стихами. Наверное потому, что им читают коротенькие стихотворения и этот формат похож на детские неправдоподобные рассказы.

Большинство родителей просто радуются творческому началу у ребёнка. Но иногда мамы испытывают тревогу из-за явных смысловых несостыковок. Им кажется, что так даёт себя знать резкий дефицит знаний о мире.

Спешу успокоить родителей.

Механизм создания коротких детских историй

Он основан на ассоциативных рядах. Ребёнок наконец-то набрал достаточную лексику для того, чтобы свободно оперировать словами. Они льются рекой, и малыш испытывает мощнейший эмоциональный подъем от потока слов, который без малейшего напряжения возникает в голове.

Логика происходящего отходит на второй план, хотя определённая достоверность в таких рассказах сохраняется.

Что как раз и свидетельствует о наполненности информационного слоя. Ведь ребёнок, несмотря на яркие положительные эмоции, успевает придумать хоть какое-то смысловое содержание. Это, кстати, один из приёмов мнемотехники.

Когда стоит задача запомнить длинный ряд слов, психологи предлагают мгновенно связывать эти слова любыми другими, ассоциативно приходящими на ум. Тот минимальный смысл, который содержит этот своеобразный рассказ, помогает удержать в памяти до 20-50 слов. Мои ученики 6-7 лет порой запоминали с помощью этого приёма около 15-20 слов, а некоторые родители (уникумы!) до 100!

Действие это происходит в высоком темпе, содержание получившегося ассоциативного текста далеко от совершенства. Но это нормально, т. к. задача в другом: удержать в памяти как можно больше слов. У ребёнка, сочинившего своё "стихотворение", стоит цель не в передаче информации, а в желании поделиться фонтаном эмоций от осознания своей власти над его величеством словом! Дело не в утке, которая любит есть песок и не в том, как там чувствовала себя мама в яме с быком и волком. Мы получили от детей сигнал о свободном поиске слов, не ограниченном артикуляторными, ритмическими и грамматическими трудностями. Это не случайный набор звуковых невнятных комплексов, а обращенная к слушателям ИСТОРИЯ, которую можно пересказать, т.к. она осмыслена ребёнком.

Стихи про утёнка сочинил Вова. Ему на тот момент исполнилось 4 г. 5 мес.

Тяга к творчеству у Вовы пришла на год позже, чем "положено" по нормам речевого развития. Но и заговорил он не в 2 года, а в 3, так как ему пришлось преодолевать моторную алалию. Сроки начала сочинительства не сильно важны. Хорошо, что это наконец случилось, ребёнок устойчиво себя ощущает в ассоциативном поле вербального мышления.

Может ли ребенок "проскочить" этап неправдоподобных историй?

Если свободные речевые ассоциации "созрели" только к 7-8 годам, то вполне вероятно, что ребёнок психологически перерастет возраст, когда хочется делиться всеми мыслями, приходящими в голову.

Мы как-то говорили о возрасте "почемучек", который тоже случается не у всех детей. Хорошее владение речью порой приходит к детям с алалией со значительным опозданием. В том возрасте, когда волнуют уже другие темы, становятся интересны взаимоотношения между людьми. Набирают актуальность вопросы, которые не станешь задавать громко и всё равно кому. А если уж появилось желание рифмовать строки, то хочется их записать в заветной тетради и показать только близкому человеку.

Резюме: вошёл ребёнок в период сочинительства, прекрасно! Проскочил, нестрашно, будет своё, возможно, камерное творчество, для ограниченного числа лиц. Нам бы вовремя заметить и поддержать.

Всем успехов в развитии речи!