Найти тему

Диалог при алалии. Все ли дети почемучки?

Оглавление

По напряжённости ожидание первых вопросов от ребёнка сравнимо с ожиданием желанных слов "мама, папа". Самое обидное, что некоторые дети с сенсомоторной алалией минуют в своём развитии этап "почемучек". Выросли, выучились, вполне сносно говорят, но вот не было в их жизни этого периода. Не совпали психологическая готовность удивляться всему вокруг с соответствующим уровнем развития речи. Когда хотелось спрашивать, не умели. А когда научились говорить, возраст безмерного детского любопытства уже прошёл.

Из этого факта можно сделать вывод, что без бесконечных "почему?" ребёнок может обойтись и говорить он всё равно научится. Так что те родители, чьи дети "проскочили" мимо этого этапа, не паникуйте.

Не пытайтесь искусственно вернуть их в более ранний психологический период развития и заставить стать "почемучками" хоть ненадолго. Пусть двигаются вперёд, а не назад. Свои "почему" эти дети отработали в доречевой период. Никто не знает, на сколько визуальных вопросов они сами нашли невербальные ответы.

Успокоила часть читателей и перехожу к сути статьи.

Вопросно-ответный этап развития диалога

Чтобы выйти на речевое взаимодействие в виде вопросов и ответов, ребёнку нужно набрать значимую для качественного рывка сумму знаний. Дети с неосложненной моторной алалией могут достаточно быстро накопить необходимый словарный запас. Услышать от них первые вопросы можно уже через 4 месяца после появления произвольных звуков. Я говорю о вопросах, которые выражены вопросительными местоимениями, а не просто выделены вопросительной интонацией. При сенсомоторной алалии это время может возрасти до 8-12 месяцев.

Первые вопросы - это слова "Что?" или "Это?"

В норме эти вопросы начинают звучать у ребенка около двух лет. При алалии на число лет оглядываться не станем, т.к. каждый ребенок с речевыми нарушениями начинает говорить в разном возрасте. Поэтому дам ориентир на словарный запас - примерно 200 слов. Это то количество, которое уже позволяет делать ребенку первые обобщения, пусть на самом примитивном уровне. Зная примерно 200 слов, он получает внутреннюю потребность узнать еще. Вот тут на сцену и выходит первый робкий вопрос "Это что?" (варианты: что это? это? что?) Скорее всего, слова будут звучать искажённо, но их можно понять, т.к. они сопровождаются указательным жестом ребёнка. Некоторые дети начинают спрашивать не что?, а кто? Это встречается реже, но бывает.

Совсем рядом по времени с вопросами кто? что? появляются и другие: где? когда? какой? сколько? Идут вопросы к разным частям речи, которые появляются у ребёнка. И только потом вопросы по причинно-следственным связям.

Ниже видео с первым вопросно-ответным диалогом Жени. Здесь ему 3г.10м. Мама мальчика безукоризненно и точно, как по нотам, сыграла с сыном его первый полноценный диалог.

Требования к взрослому участнику диалога:

  • чёткие ответы
  • внимание к запросу ребёнка
  • отслеживание угасания интереса

Последний пункт важен, нужно вовремя выйти из диалога. Это большая нагрузка для психики ребёнка. Пусть лучше останется некая недосказанность, чем вы пережмёте и вызовите речевой негативизм. Подобный диалог строится на инициативе ребёнка.

Важно помнить, чтобы ответы на один и тот же вопрос не отличались друг от друга. Если на определённую картинку или предмет вы сказали, например, "цветок", то в следующий раз не нужно говорить "ромашка". Уточнили, что цветок белый, не говорите потом "с белыми лепестками". Ребёнку на данном этапе необходима устойчивая картина мира. Он только начал набирать свой базовый словарный запас. Весь спектр синонимов для него откроется значительно позже. В случае, когда ребёнок явно ждёт пояснений к вашему ответу, дайте чёткую формулировку на доступном ему уровне.

Появление вопроса "Почему?" или возраст "почемучек"

Возраст "почемучек" приходится всё на тот же вопросно-ответный диалоговый этап.

Появление вопроса "почему?" в онтогенезе приходится на возраст от 2,5 до 3,5 лет. При алалии опять ориентируемся на словарный запас ребёнка. Ему необходимо набрать около 1000 слов!
Жене 4 года.
Жене 4 года.

У Жени очень высокая познавательная активность, да и словарь он набирает быстро. Эта статья вышла 28.07.23, а через месяц с небольшим, в первых числах сентября, Женя начал спрашивать "почему?

Сразу после появления первых вопросов войти в возраст "почемучек" нельзя. Порой на это требуется от полугода до года. Ведь словарь должен вырасти практически в пять раз. К тому же те сведения, которые ребенок успел получить, накапливая словарный запас, должны перейти в категорию знаний и представлений о мире. Не "я уже слышал это", а "я знаю об этом то-то и то-то".

Чтобы стать "почемучкой", ребёнку нужно вычленить в полученном "пакете информации" то, что ему неизвестно. Более того, у него должен быть довольно высокий уровень познавательной активности, т. е. банальное любопытство!

Внутренний посыл почемучки: я это не знаю, нужно спросить!

Как может появиться вопрос "почему?"

Лёва, один из моих учеников с моторной алалией, буквально ворвался в ряды "почемучек". Ему как раз исполнилось 2г.10м. Лёва ехал с мамой в машине и поинтересовался, где они едут. А дальше пошёл классический диалог с "почемучкой"

Лёва. Какая это улица?

Мама. Это Лесной проспект.

Лёва. А почему лесной?

Мама. Наверное, тут раньше был лес.

Лёва. А почему леса нет?

Мама. Срубили лес.

Лёва. Нет, я знаю, лес ушёл!!

Уровень речевых навыков, который продемонстрировал Лёва в этом диалоге довольно высок. Его заинтересовал процесс словообразования. И удивила нелогичность названия при отсутствии леса. Обе основные предпосылки к вопросу "почему?" у Лёвы присутствуют: знания и любопытство.

Однако не всегда ребенок приходит к этому вопросу даже при наличии очень хорошего уровня речи. Как будто что-то мешает ему начать задавать бесконечные "почему?"

Мы уже разбирали метод речевой провокации, когда говорили об этапе управления ситуацией без крика, а при помощи минимального диалога. Когда во время еды ребенку предлагалось не то, что он хотел, а другой продукт. От ребёнка при этом ждали фразу: "Убери это, дай то"

Женя очень быстро освоил этот диалоговый уровень.
Женя очень быстро освоил этот диалоговый уровень.

Приём речевой провокации мы используем и при активизации у ребёнка вопроса "почему?"

Как спровоцировать вопрос "почему?"

Сначала нужно подготовить ситуацию. Она должна быть предельно простой и привычной. Но не за столом, еду здесь лучше не использовать.

Подойдет ситуация с умыванием. Например, вы всегда используете жидкое мыло. Подготовьтесь, пусть бутылочка с мылом будет пустая.

Разыгрываем диалог 1-й:

Вы. Сегодня мы возьмём другое мыло.

Ребёнок. (с вашей подачи) Почему?

Вы. Потому что жидкое мыло закончилось. (показываете пустую бутылку).

Таких ситуаций достаточно 1-2 в день. После недели домашних тренировок переносите их на улицу.

Диалог 2-й:

Вы. Сегодня пойдём на другую площадку.

Ребёнок. (опять можете подтолкнуть к использованию вопроса) Почему?

Вы. Потому что на этой покрасили качели.

Затем подключаете исследовательскую деятельность, нужно разбудить настоящее любопытство. Здесь масса вариантов: почему травинку легко выдернуть, а дерево нет; почему камень утонул в луже, а дощечка плавает.

Изменение привычного маршрута тоже служит хорошей провокацией для вопроса "почему?"

Тут нельзя халтурить, вам тоже должно быть важно всё это проверить и задавать вопросы. Вам придётся самим вернуться в возраст "почемучки", иначе не сработает. Почаще говорите при ребёнке, как бы обращаясь к себе: "И почему я не купил(а) молока? Почему эта кошка идёт за нами? Почему я не люблю горчицу?"

Без подобных провокаций и демострационных вопросов, звучащих в семье, от ребенка с алалией можно и в 5-6 лет не слышать всего спектра вопросительных слов.

Всем успехов в прекрасном деле развития речи!