Найти тему
Лариса Володина. Рассказы

По ту сторону жизни (часть 28)

Похороны, поминки, девять дней слились для Верочки в затяжной и грустный хоровод.

Приглашённый из соседнего посёлка батюшка, провёл отпевание в доме покойной, благо народу было немного. Дом был наполнен мерцанием поминальных свечей и скорбной тишиной, которую нарушал негромкий певучий голос священнослужителя. Отец Сергий читал молитву за молитвой, а перед глазами Веры возникали лица дорогих и любимых: бабушки Матрёны, бабушки Люды и дедушки Степана. Воспоминая о путешествии по ту сторону жизни, лились в её памяти. Она знала, что бабушка Варя уже встретилась с ними. От торжественности момента по щекам Верочки текли слёзы. Это были слёзы любви, благодарности и памяти...

День похорон выдался холодным, но ясным. Природа точно замерла в ожидании. Вокруг стояла такая тишина, что не дрогнет и ветка. Безмолвный величественный покой. Тихое деревенское кладбище засыпано опавшей листвой, в тени раскидистых елей, местами лежал снег. В их густых ветвях затерялось солнце. Траурная процессия подтягивалась к знакомой могиле. Местечко на кладбище бабушка Варя давно себе выбрала и даже на по такому случаю расширила оградку. Внутри её расположилась невысокая рябина, усыпанная бусинами красных замёрзших плодов, склонялась перед гробом, словно встречая новенькую в глубоком поклоне. Прозвучали последние прощальные слова и гроб опустили в землю.

Художник Саврасов
Художник Саврасов

В этот миг Вере показалось, что здесь, на кладбище, и существует настоящая жизнь. Здесь нет мирской суеты, ежедневной лжи и лицемерия, подлых предательств, бесконечных разочарований и боли… Самые добрые, искренние, святые люди этой деревни живут именно здесь. И её бабушка Варя теперь одна из них. Верочка была уверена, что предки сейчас все вместе наблюдают за процессией. От этого в душе появилось чувство умиротворения и небесного спокойствия.

Всё это тяжёлое время рядом были Владимир и родители. Проводили Варвару Алексеевну спокойно, без лишней суеты, так любила она при жизни. Подруг у бабушки Вари практически не осталось - давно отошли в мир иной. А тем старушкам из числа жителей деревни, что пришли на поминки, раздали на память вещи усопшей. Тогда-то и было найдено в сундуке письмо от главы семейного рода Державиных. Вскрыть его решили вечером, когда разойдутся люди.

Горе для Веры стало бы безмерным, но то, что в своё время, она увидела в мире ином, немного успокаивало девушку.

- Мама, дед Степан давно ждёт бабушку, и она к нему очень хотела... Вдвоём им там будет хорошо... - объясняла Верочка маме, сидя за столом, который без бабы Вари, даже накрыт был по-другому. Только сейчас Верочка заметила, что на нём нет, испечённого бабулечкой, вкусного хлеба. А пироги, что на поминки привезли родители из города, совершенно не походили на домашние. Уж больно в них было много теста и ничтожно мало начинки.

- Всё понимаю, но сердцу не прикажешь... Она мне за и мать, и за бабушку была... - объясняла Татьяна Александровна.

- Да, с Варварой Алексеевной ушла целая эпоха... Но ничего не поделать. Рано или поздно все там будем... - рассуждал Геннадий Сергеевич. - Я тут подумал и решил. Мы с тобой, мать, переезжаем жить в деревню. Дочку одну здесь не оставить, ей сложно будет одной управляться с хозяйством, тем более что впереди зима.

- Папа, ты серьёзно? - обрадовалась Верочка и поочередно посмотрела, то на одного, то на другого родителя...

- Конечно, серьёзно. Мы же семья. Вместе легче справляться... Чего не знаем или не умеем, Володя подскажет...

У окна выстроились, никем не замеченные, предки. Варварушка заметно помолодела, похорошела. Они со Степаном, словно два голубка жались друг к другу. Матрёна с Людмилой внимательно следили за происходящим в избе.

- Совсем другое дело... - улыбнулась баба Мотя. - Давно пора в семейное гнездо перебраться.

- Молодцы, что внученьку одну не оставили... - вторила ей Людмила.

- Я в Гену поверила. Будет от него толк, - сказала Варвара. - Хватка у него Державинская и голова работает, как надо. Сейчас семья объединится и даст вторую жизнь нашей усадьбе, а там в скором времени и свадьбу сыграют...

- Благословляю Вас на добрые дела! - сказала бабушка Матрёна и перекрестила присутствующих в избе. - Пусть всё получится. Будьте счастливы! Берегите друг друга!

Лиска пристально наблюдала за бабушкой Варей и махала хвостом, изображая собачью радость. Со стороны могло показаться, что она смотрит в окно.

- Лисонька, девочка моя, следи за Верочкой. Будь умницей! - обратилась к собаке Варвара Алексеевна.

На этот призыв девочка взвыла от радости и подошла к окну за порцией ласки. Лиса замерла там в ожидании и никак не могла понять почему старая хозяйка её гладит, а на деле она ничего не ощущает.

Вера уловила это движение собаки, поняла, что происходит, улыбнулась предкам, достала из конверта бабушкино письмо и начала читать:

"Дорогие мои! Сразу, прошу вас, не горевать обо мне, потому как жизнь мною прожита длинная, хоть и тяжёлая, но всё одно - счастливая! Особенно теперь, когда мне стало спокойно за будущее нашей семьи. Я почувствовала во внучке тягу к прошлому семьи и почитание рода Державиных, поэтому семейную усадьбу я оставляю Верочке. Завещание вы найдёте в этом конверте. Ещё Вере остаётся старинная икона, что находится в моей комнате. Она непростая. Её Матрёна спасла из разрушенного храма, когда в стране начали уничтожать и грабить церкви. В своё время эта икона досталась мне от матери Степана, а после меня, пусть она перейдёт Вере. Икона редкая. Копия Донской Божьей Матери. На ней даже клеймо есть.

Таня и Гена, вам завещаю заброшенный участок, где раньше располагалась семейная мельница и маслобойня. Его удалось выкупить, когда люди побежали из деревни. В сундуке найдёте старые записи Матрёны с подробным описанием, где и что в нашем хозяйстве располагалось. Возрождение усадьбы и деревни в ваших руках. Не прощаюсь, потому что всегда буду рядом, буду оберегать вас и вдохновлять на благие дела".

Ваша бабушка Варя.

- Володя, принеси, пожалуйста, икону из бабушкиной комнаты, - попросила Вера.

- Это не икона, а получается, что настоящая реликвия! - сказал отец. - И ведь никогда раньше бабуля про неё не рассказывала. Сколько раз видел её, но внимания не предавал. Стоит себе в уголке и стоит...

Владимир вернулся в кухню с бабушкиным подарком. Икона была почерневшей от времени, будто покрытая копотью. Богоматерь в тёмном покрывале с золотой каймой склонила голову к ребёнку, сидящему на руках. Красивые, миндалевидные глаза, с нежностью смотрели на младенца. Верочка посмотрела в эти глаза. Никак несдерживаемые слёзы струились по щекам, очищая и немного притупляя боль утраты...

***

Постепенно жизнь начала входить в привычное русло. Родители на день уезжали в город, вечером семья собиралась в деревне. У Верочки снова начались ежедневные тренировки. Володька стал ещё более требовательным. Ваня смастерил во дворе брусья, аналогичные мужским гимнастическим, внутри которых можно было ходить без ходунков, опираясь на жерди. Владимир приходил в обеденный перерыв, чтобы Вера ходила во дворе под его присмотром. Были моменты, когда на три метра длины брусьев уходило полчаса. Постепенно этот временной промежуток начал сокращаться. Сказать, что было тяжело, значит, ничего не сказать. Но сидеть дома взаперти, в разы сложнее. Именно это и Володькина любовь мотивировали Верочку на борьбу, на преодоление себя. Успехи не заставили себя ждать. В доме Верочка старалась перемещаться при помощи ходунков, лишь изредка пользуясь коляской.

Геннадий Сергеевич вечерами, едва приезжал с работы, брался за лопату, чтобы дочка могла во дворе беспрепятственно заниматься. Татьяна Александровна под чутким руководством дочери, осваивала приготовление еды на печи, потому что мужу такая еда нравилась больше.

С переездом в деревню, что-то в жизни семьи изменилось. Впервые за долгое время Вера стала чувствовать свою семью и родительскую любовь. Они снова были все вместе. Старый дом и смерть бабушки Варвары снова соединили их...

Сегодня во время Вериной тренировки на улице, Лиса, как обычно, крутилась, то возле ребят, то поодаль. Она выбегала за калитку, но время от времени возвращалась и упиралась носом в коленки хозяйки, давая понять, что она здесь, рядом... Доченька тоже вышла погулять на крылечко и со стороны наблюдать, как рыжая подруга резвится на свежем снегу.

- Молодец, Вера! - похвалил Володька любимую, когда та медленно, но верно, шла из одного конца брусьев в другой. - Ещё три прохода и отдохнём...

В этот момент за оградой послушался чужой лай, а затем пронзительный визг Лиски и крик Доченьки. Оказалось, что Дочка в какой-то момент решила тоже выйти на улицу. Пробегающий мимо, крупный пёс дворянской породы с оторванными в яростной потасовке ухом и хвостом, заметил белую кошку. Он тотчас рванул в наступление и загнал Дочку на дерево. Лиска расценила этот выпад, как покушение на члена семьи и незамедлительно вступила в схватку. Завязалась оттаянная собачья драка. Доченька оседлала сверху обидчика и царапала его, что было мочи. Володька с лопатой в руках выскочил за калитку и поддал приблудной псине. Чужак, кубарем вылетел из дерущегося клубка и, пошатываясь, поджав хвост, позорно побрел восвояси.

Конфликт был быстро локализован. Лиска радостно пролетела мимо Владимира. Когда он оглянулся назад, то увидел, стоящую в проёме калитки, Верочку. Она испуганно смотрела и не знала, что ей делать: плакать или смеяться. Лиса радостно прыгала на хозяйку и пыталась лизнуть в лицо.

- Ты, как здесь? - изумился Володя.

- Я испугалась и пришла... - сказала Верочка и заплакала.

Продолжение следует...