Найти тему

Отечественная психология развития и воспитания личности как основа профилактики девиантного поведения подростков

Оглавление

Автор: Наталия Андреевна Рождественская

Одной из острых проблем современной теории и практики воспитания личности является рост числа детей и подростков с девиантным поведением. Выступая на Всероссийском селекторном совещании МЧС России, посвященном рассмотрению проблемы суицидов несовершеннолетних, А.Ю. Кузнецова, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, привела следующие данные: «С 2011 по 2015 год количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Но в 2016 году наблюдался рост на 57%». На этом же совещании В.Б. Гайдов, заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и взаимодействию с органами исполнительной власти МВД России, указал на еще одну проблему, с которой сталкиваются правоохранительные органы, это так называемые «зацеперы», которые, с точки зрения многих специалистов, относятся к группе скрытых (маскированных) суицидентов, склонных к аутоагрессии.

Известно много печальных примеров агрессивного поведения подростков в учебных заведениях: в 2017 году в Ивантеевке Московской области ученик открыл стрельбу в классе; в 2016 году в Приморском крае юноша убил свою подругу в школе; в 2015 году в Санкт-Петербурге ученик ударил ножом женщину-педагога; в 2014 году учащийся московской школы расстрелял своего учителя. Помимо этого, современная школа столкнулись с явлением, получившим название «буллинг». По И.С. Кону, буллинг означает «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». Еще сравнительно недавно этот феномен был известен лишь узкому кругу специалистов, а сейчас многие педагоги знают о нем не понаслышке.

К сожалению, приходится также констатировать, что помимо всплесков суицидального и агрессивного поведения, у подростков нередко наблюдаются такие девиации, как выученная беспомощность, воровство, лживость, химическая зависимость, пищевые расстройства. Педагоги отмечают наличие большого числа детей с гиперактивностью, чрезмерной застенчивостью и некоторыми акцентуациями характера. В этой связи перед специалистами и обществом встают два традиционных для нас вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Частично ответ на первый вопрос представлен в докладе Т.Ю. Садовниковой, который опубликован в сборнике материалов нашей конференции за 2016 год. Помимо этого, причины неблагополучия подрастающего поколения достаточно широко обсуждаются в mass media, поэтому в своем выступлении я не буду касаться этой проблемы.

На нашей конференции я вижу свою скромную задачу в том, чтобы ознакомить присутствующих с необходимостью организации профилактики девиантного поведения подростков на основе психологических закономерностей развития личности. Как известно, современная практика профилактики девиантного поведения чаще всего сводится к выделению и психологическому сопровождению детей группы риска. Этот подход важен и необходим, однако, он не приводит к значительному сокращению группы подростков с девиантным поведением, т.к. она продолжает пополняться за счет тех, кто ранее не входил в группу риска, но, оказавшись в трудной жизненной ситуации, принимает неадекватные решения, обусловливающие появление девиаций. Получается замкнутый круг, разорвать который можно, проводя соответствующую работу, по крайней мере, в трех направлениях: улучшение морального состояния и материального благополучия населения, повышение психологической грамотности людей, прежде всего, в области психологии семьи и семейных отношений, обеспечение психического развития детей согласно требованиям психологических закономерностей становления личности. С моей точки зрения, системное рассмотрение этих задач позволит осуществлять наиболее успешную профилактику девиантного поведения, снижать риски его возникновения в разных возрастных группах молодежи и преодолевать трудности ее воспитания, с которыми мы сегодня столкнулись. Поскольку я являюсь специалистом в области возрастной и педагогической психологии, последнее положение мне ближе, и далее я рассмотрю его более детально.

Процесс развития личности разделен на стадии, каждая из которых характеризуется специфическими задачами развития, решение которых и определяет переход на новый этап. По признанию многих авторов, один из наиболее сложных жизненных кризисов приходится на подростковый возраст (Рождественская, 2015; Шнейдер, 2004, Kroger, Marcia, 2011; Steinberg, 2008). Это объясняется большим количеством причин, и в частности, появлением к 15 годам абстрактного мышления (по Л.С. Выготскому) или формально-логического интеллекта (по Ж. Пиаже), позволяющего в умственном плане выдвигать и проверять гипотезы относительно содержания, механизмов, генеза и функционирования каких-либо явлений действительности. На этом этапе мысли подростков направляются на философское осмысление действительности, понимание человеческих взаимоотношений, анализ явлений общественной жизни, поиск своего места в мире межличностных и социальных отношений. Этот период глубоких раздумий подростков получил название подросткового кризиса смысла жизни, и его отличительной особенностью является то, что он носит системный характер и, в отличие от многих других жизненных кризисов, переживаемых человеком, затрагивает сразу несколько жизненно важных сфер. Как правило, кризис завершается построением «дорожной карты» жизни, рассчитанной на ближнесрочные и среднесрочные перспективы.

Это означает, что стержень личности подростка (личностная идентичность, по Э. Эриксону и Дж. Марсиа) сформировался, и он становится «верным себе» и взятым на себя обязательствам, способен сделать свой выбор, найти свою линию жизни, принять существующий миропорядок и придерживаться его. Если он не уверен в понимании себя, среды, к которой принадлежит, и своих дальнейших жизненных перспектив, то у него наблюдается неуверенность в себе и негативизм, а также смешение ролей. С точки зрения многих психологов, в этот период самостоятельный и осознанный выбор профессии выступает важным индикатором личностного развития подростка в целом. Наиболее определенно эта точка зрения выражена в работах Дж. Марсиа.

Профессиональная идентичность

На основании исследований отечественных и зарубежных психологов (Абдуллаева, 2014; Ермолаева, 2009; Пряжников, 2008; Шнейдер, 2004; Barbour, Lammers, 2015; Neary, 2014; Pratt, Rockmann, Kaufmann, 2006) профессиональную идентичность можно определить как сложно структурированный личностный конструкт, который включает: систему представлений о себе и своей позиции в профессии; принятие ее целей, функций, ролей и методов реализации; отношение к ней как личностно значимой ценности, придающей смысл самоуважения; готовность к овладению профессиональной деятельностью и ее совершенствованию; отождествление себя с группой профессионалов на основе самопознания, знакомства с миром профессий, постижения профессионального мастерства и сопоставления своих личностных особенностей (жизненных целей, планов самореализации, способностей и других психических свойств) с требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности; совокупность внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на выбор профессии. (Например, большую роль в выборе профессии играют такие внешние факторы, как ближайшее окружение человека и обстоятельства жизни, к числу внутренних факторов относятся такие особенности, как оптимистический настрой на будущее, тревожность, самооценка и т.д.)

Обзор исследований, посвященных анализу проблемы становления профессиональной идентичности в подростковом возрасте, показал, что этот феномен изучен недостаточно. Основное внимание психологов направлялось на изучение профессиональной идентичности в более зрелые годы. В этой связи мы провели исследование, посвященное изучению некоторых особенностей связи личностной и профессиональной идентичности старшеклассников в возрасте 15–16 лет. Прежде всего, была исследована связь личностной идентичности с возрастом.

Респонденты. В исследовании участвовало 132 респондента, все учащиеся московских школ — 49 девятиклассников 15 лет (23 юноши и 26 девушек) и 83 десятиклассника 16 лет (28 юношей и 55 девушек).

Методический инструментарий. Методика профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова. Методика изучения личностной идентичности Д. Марсиа в модификации Орестовой В.Р. и Карабановой О.А.

Результаты исследования

Данные, собранные с помощью методик на личностную и профессиональную идентичность, сведены в таблицу 1.

-2

В результате статистической обработки данных обнаружена статистически значимая связь (р=0.048) между личностной идентичностью и возрастом. По параметру «уровень развития личностной идентичности» 16-летние старшеклассники превосходят 15-летних. Из полученных результатов также следует, что, хотя динамика личностной идентичности налицо, темпы ее становления в возрасте 15–16 лет невелики, что подтверждается распределением старшеклассников по группам: на высоком уровне развития личностной идентичности находится 8,2% девятиклассников и 25,3% десятиклассников, на среднем уровне 67,3% и 56,6%, соответственно, и на низком — 24,5% девятиклассников и 18,1% десятиклассников. Таким образом, в 10-м классе только одна четверть десятиклассников вышла на высокий уровень личностной идентичности. Этот результат согласуется с данными других авторов, в частности, в исследовании Д.А. Исаевой показано, что сенситивный период становления личностной идентичности приходится на 19–20 лет; другие психологи утверждают, что развитие личностной идентичности продолжается до 21 года.

-3

Результаты изучения профессиональной идентичности показывают, что 10,2% 15-летних и 10,8% 16-летних подростков еще не приступали к выбору профессии, а 26,5% старшеклассников каждой возрастной группы осуществили свой выбор. Остальные школьники (63,3% девятиклассников и 62,7% десятиклассников) находились в процессе принятия решения. По параметру «профессиональная идентичность» различия между 9-классниками и 10-классниками статистически не значимы (р=0,993). Следовательно, в период от 15 до 16 лет динамика профессиональной идентичности отсутствует. Логично предположить, что незначительный темп развития личностной идентичности объясняется отсутствием динамики профессиональной идентичности, являющейся важным компонентом ее структуры.

-4

Полученные данные согласуются с результатами исследований других авторов. В частности, А.А. Азбель, показавшей, что между 9-м и 10-м классом состояние профессиональной идентичности практически не меняется, и только в одиннадцатом классе количество подростков, самостоятельно и осознанно выбравших свою профессию, увеличивается примерно вдвое. Однако в это же время значительно возрастает тревожность по поводу профессионального будущего и интенсивность кризисных переживаний профессионального самоопределения.

Для исследования эмоционального состояния подростков, находящихся на разных уровнях личностной идентичности, 67 школьников были обследованы с помощью шкалы «Страх социальных ситуаций», входящей в «Опросник на исследование неуверенности в себе». Шкала состоит из 17 вопросов, направленных на выявление страха, вызываемого критическими оценками, непониманием, недовольством авторитетных лиц и т.п. Установлена обратная корреляционная связь личностной идентичности со страхом социальных ситуаций. Чем ниже уровень развития личностной идентичности, тем больше страх (ro=-,256; р=,036). Поскольку личностная идентичность в исследуемый возрастной период выходит на высокий уровень только у четверти выборки (см. таблицу выше), можно утверждать, что на момент проведения эксперимента значительное число его участников либо находилась в зоне риска возникновения невротических страхов, либо постоянно испытывала их. Более того, мы получим совсем уж неприглядную картину, если эти данные рассмотрим в свете результатов многочисленных исследований, посвященных изучению чувства одиночества, агрессивности, депрессивных состояний, тревожности и т.д. у подростков.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: личностная идентичность начинает формироваться в подростковом возрасте, развивается примерно на протяжении 10 лет и достигает высокого уровня у разных людей в разные отрезки времени. Период интенсивного развития приходится на интервал от 17–18 лет (возраст обучения в 11 классе) до 21 года. Личностная идентичность выступает как предпосылка становления профессиональной идентичности, и появление первой предшествует началу развития последней. Часто профессиональное самоопределение — это затяжной и стрессогенный процесс, характеризующийся переживаниями по поводу будущего, усугубляющийся кризисом смысла жизни, а также эмоциональной неустойчивостью, обусловленной пубертатной гормональной перестройкой. Таким образом, учитывая сложность задач личностного развития подростков, можно понять, что в группу риска входят если не все, то большинство представителей этой возрастной категории людей. В этой связи перед возрастными психологами стоит многоплановая и объемная задача: способствовать становлению личности подростков, снижая риски возникновения стрессов, обусловленных прохождением кризиса смысла жизни и обеспечивая профилактику негативных эмоциональных состояний, сопряженных с девиантным поведением.

Поскольку число возрастных психологов в нашей стране невелико, мы предлагаем проводить соответствующую работу в рамках профориентационного психологического консультирования школьников, которое должно осуществляться в зависимости от их принадлежности к одной из трех групп. Группа 1 состоит из учащихся с низким и средним уровнем развития личностной идентичности и нулевыми показателями профессиональной идентичности. В работе с ними основной акцент следует делать на развитии личностной идентичности и обеспечении перехода на стадию моратория. Группа 2 включает старшеклассников со средним и высоким уровнем развития личностной идентичности и незавершенной профессиональной идентичностью. Внимание психологов должно быть направлено на выбор школьниками профессии и специальности. В группу 3 входят учащиеся с высоким уровнем развития личностной идентичности и завершенной профессиональной идентичностью. В этой группе основной задачей психологов является профилактика кризисов профессиональной идентичности после окончания школы и ознакомление молодых людей с возможными специализациями и вузами, ведущими профессиональную подготовку по ним. В последних двух группах у школьников также следует по возможности развивать личностные свойства: рефлексию, целеполагание, мировоззренческие установки, волевые качества и навыки эмоциональной саморегуляции, и способствовать их интеграции в единую непротиворечивую и отрефлексированную систему управления жизнедеятельностью. Достоинство данного подхода к психологическому консультированию и профилактике девиантного поведения подростков состоит в том, что он гармонично встраивается в естественный процесс становления личности, снижает эмоциональную напряженность и способствует решению задач психического развития подростков.

Источник: Рождественская Н.А. Отечественная психология развития и воспитания личности как основа профилактики девиантного поведения подростков // // Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы: Научно-практическая конференция. Сборник материалов, Москва, 30 октября 2017 года / под ред. Г.П. Костюка. М.: КДУ, 2018. С. 682–688.

-5