Найти тему

Конституционные права граждан на участие в управлении делами государства. ВКР (дипломная работа).

Оглавление

Фрагмент дипломной работы по праву "Механизм реализации права на участие в управлении делами государства" - предоставлен для ознакомления.

Введение

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства

1.2. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства

1.3. Классификация форм участия граждан в управлении делами государства

Глава 2. Механизм реализации права на участие в управлении делами государства

2.1. Право граждан избирать и быть избранным как основная форма реализации права на участие в управлении делами государства

2.2. Антикоррупционная экспертиза как инновационная форма участия граждан в управлении делами государства

2.3. Механизм реализации иных форм права граждан на участие в управлении делами государства

Заключение

Список использованных источников и литературы

Помощь в написании дипломной работы по праву. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Введение

Для российской государственности сейчас непростой период - развитие и существование отечественного государства осложнено многочисленными социальными проблемами, требующими правового регулирования, что невозможно без активного участия граждан.

На разных этапах развития государственной формы по-разному определялась и степень значения участия граждан в управлении делами государства. Сама практика ис­пользования результатов участия граждан должна определяться его массовым характером в процессах государственного управления. Государственные органы должны формировать свою деятельность таким образом, чтобы расширять реальные возможности граждан при­менять «свои творческие силы, способности и дарования для всестороннего развития лич­ности и государства.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 32 устанавливает, что российские граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Несмотря на основополагающий характер права на участие в управлении делами государства, его изучению в отечественной науке конституционного права уделялось не так много внимания. Кроме того, те работы, в которых право граждан на участие в управлении делами го­сударства выступает основным объектом исследования, ориентированы, прежде всего, на изучение его содержания (конкретных правомочий) и форм реализации. В то же время практически полностью за пределами конституционно-правовых исследований остались такие категории, как собственно, «дела государства», «управление делами государства», «уча­стие в управлении делами государства».

Указанные» обстоятельства обуславливают актуальность избранной для исследования темы.

Объектом исследования выступает теоретические и практические аспекты реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Предмет исследования - совокупность правовых норм, регламентирующих субъективное право граждан на участие в управлении делами государства и механизм его реализации.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование права граждан на участие в управлении делами государства. Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:

- рассмотреть понятие и содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства;

- проанализировать международные стандарты участия граждан в управлении делами государства;

- изучить имеющиеся в науке классификации форм участия граждан в управлении делами государства;

- проанализировать право граждан избирать и быть избранным как основную форму реализации права на участие в управлении делами государства;

- рассмотреть антикоррупционную экспертизу как инновационную форму участия граждан в управлении делами государства;

- проанализировать механизм реализации иных форм права граждан на участие в управлении делами государства.

В ходе исследования были использованы методы системного, логико-методологического и структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическую базу исследования составили, прежде всего, нормативные правовые акты различного уровня и разной юридической силы, регулирующие отношения, возникающие в связи с порядком участия граждан в управлении делами государства, а также теоретические источники, посвященные вопросам реализации права гражданина на его участие в управлении делами государства.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 5 параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы.

Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Поможем написать курсовую, дипломную работу, диссертацию с высоким процентом оригинальности. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Главная страница Дзен - перейти

Главная страница сайта "Магистр 34" - перейти

Блог - читать

Портфолио - смотреть

Видео о Нас - смотреть.

Магистр 34
Магистр 34

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства

Часть 1 ст. 32 Конституции РФ закрепляет важное положение, конкретизирующее принцип народовластия через призму субъективных политических прав российских граждан: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Правовая природа данного конституционного установления в различные периоды развития науки конституционного права вызывала интерес у многих исследователей.

Поэтому представляется методологически необходимым провести анализ содер­жания конституционной категории «дела государства», которая является абсолютно неизученной в отечественной юриспруденции.

Анализ нормативных и иных правовых актов, в которых используется термин «дела государ­ства», также показывает его крайнюю неопреде­ленность. Так, например, в целом ряде докумен­тов, регламентирующих внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность российского государства, используется это понятие с позиций невмешательства. Так, например, п. 6 Положения о Консульском учреждении Российской Федера­ции устанавливает, что сотрудники Консульского учреждения и члены их семей обязаны уважать законы и правила, а также традиции и обычаи го­сударства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.[1]

Появление указанных норм во всех приве­денных выше актах не случайно. Оно базируется на одном из общепризнанных принципов со­временного международного публичного права: принципе невмешательства во внутренние дела государства. Он, в частности, закреплен в Уставе ООН, Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в Декларациях Генеральной Ассамблеи ООН «О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства» 1981 г., «О мерах по ликвидации международного терроризма» 1994 г. и в других документах.

Рассматриваемый принцип является одним из составляющих обеспечения суверенитета государств. Хотя напрямую он не позволяет рас­крыть сущность понятия «дела государства», его наличие позволяет прийти к выводу, что в между­народном праве существует подход, согласно которому категория «дела государства» отражает сферу исключительного влияния определенного государства как субъекта международного пу­бличного права. Правда, в указанных документах речь идет только о внутренних делах, в которые иные государства вмешиваться не могут. Соот­ветственно, напрашивается вывод, что помимо внутренних дел государства существуют и некие внешние дела, подход к вмешательству в которые отличается от вышеприведенного. Таким об­разом, категория «дела государства» имеет, как минимум, две составляющие - внутреннюю и внешнюю, в единстве означающие совокупность сфер деятельности определенного государства в противопоставлении другим.

1.2. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Гарантированная Конституцией РФ возможность участия граждан в управлении делами государства относится к системе полити­ческих прав, уровень реализации которых зависит от степени демократичности государственных и общественных институтов, конституционных и отраслевых гарантий его осуществления. Пред­примем попытку системного анализа междуна­родных стандартов участия в управлении делами государства.

Необходимым условием эффективного уча­стия в управлении делами государства выступает формирование демократической политической культуры граждан и должностных лиц. В Вар­шавской Декларации к сообществу демократий от 27.06.2000 отмечается что «основой власти правительства будет воля людей, выражаемая посредством осуществления гражданами права и гражданских обязанностей выбирать своих представителей с помощью периодических, сво­бодных и справедливых выборов с всеобщим и равным избирательным правом, открытых для разнообразных партий и проводимых тайным голосованием под контролем независимых изби­рательных властей, свободных от мошенничества и запугивания», гарантируется «право каждой личности на равный доступ к общественной службе и участию в ведении общественных дел непосредственно или через свободно избранных представителей»[1].

В Докладе Генерального секретаря ООН на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26.10. 2003 «Поддержка системой ООН усилий правительств по развитию и упрочению новых или возрожденных демократий» подчеркивалось, что становлению и развитию демократии будут способствовать такие факторы, как повышение степени подотчетности, транспарентности и качества управления, развитие институтов граж­данского общества.

Идеи и принципы демократии получили свое закрепление в таких документах, как Парижская хартия для новой Европы от 21.11.1990[2], итоговый документ Венской встречи представи­телей государств-участников СБСЕ от 15.01.1989[3], документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29.06.1990[4] и др.

В целом, «международные стандарты образуют два блока норм международного права: универ­сальные и партикулярные (региональные). Проанализируем в первую очередь универсальные международные стандарты с позиции отражения в них возможности участия граждан в управлении делами государства.

1.3. Классификация форм участия граждан в управлении делами государства

Для понимания функционирования любой системы в целом и взаимосвязей внутри нее целесообразно провести классификацию составляющих ее элементов. В своих трудах Б.С. Эбзеев писал: «В составе политических прав и свобод, образующих определенную систему в рамках более общей системы, различаются:

- права, обеспечивающие непосредственное участие в управлении государственными и общественными делами.

- права, опосредованно обеспечивающие такое участие... »[1].

Представляется, «»что наиболее важной является классификация форм уча­стия граждан Российской Федерации в управлении делами государства на непосредственные и опосредованные, выражением которых является соответственно прямая и представительная демократия. При этом непосредственные формы участия граждан в управлении делами государства не могут быть отождествлены с формами непосредственной демократии. Опосредованные же формы участия граждан в управлении делами госу­дарства напрямую связаны с понятием представительной демократии, хотя и не тождественны ей.

В то же время непосредственные формы участия граждан в управле­нии делами государства не могут быть отождествлены с формами непосредственной демократии - правовыми институтами прямого народовластия, позволяющими народу непосредственно выражать свою волю. Все формы непосредственной демократии одновременно выступают формами непосредственной реализации гражданами Российской Федера­ции права на участие в управлении делами государства. Однако не все формы непосредственной реализации гражданами Российской Федерации права на участие в управлении делами государства являются формами непосредственной демократии. Например, нельзя отнести к таковым реали­зацию гражданином права на доступ к государственной службе. Данная форма участия в управлении делами государства является непосредствен­ной, так как конкретный гражданин, получив статус государственного служащего, непосредственно принимает участие в осуществлении управ­ления, в том числе принимает управленческие решения. Однако к формам непосредственной демократии она по вполне понятным причинам не отно­сится, соответственно понятия «формы непосредственной демократии» и «формы участия граждан в управлении делами государства» соотносятся как часть и целое».

Глава 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Право граждан избирать и быть избранным как основная форма реализации права на участие в управлении делами государства

Важными компонентами комплексного права на участие в управлении делами государства являются права участвовать в избирательных и референдумно-правовых процедурах, что закреплено в ст. 32 Конституции Россий­ской Федерации. На значимость избирательных прав граждан для сохранения основ конституционного строя России и формирования правового государ­ства справедливо указывается в исследованиях.[1]

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы, при проведении которых государство гарантирует проявление свободного волеизъявления своим гражданам.

«Для реализации активного избирательного права ограничения могут быть установлены только Конституцией РФ. Этим правом обладает гражда­нин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Если гражданин РФ находится вне территории своего избирательного округа во время проведения в нем выборов, за ним сохраняется его право на участие в выборах.

Что касается пассивного избирательного права, то оно может быть ограничено в связи с местом жительства гражданина РФ на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительно­сти проживания гражданина РФ на данной территории. Эти ограничения мо­гут быть установлены только Конституцией РФ.

Федеральное законодательство и законодательство субъекта РФ может устанавливать в отношении пассивного избирательного права дополнитель­ные ограничения и условия, препятствующие одному и тому же лицу заме­щать определенную выборную должность большее количество сроков под­ряд, чем это установлено.

Если в отношении гражданина РФ вступило в законную силу судебное решение, лишающее его права занимать определенные должности в течение установленного судом срока - данному лицу запрещено регистрироваться в качестве кандидата на выборах, если они должны пройти до истечения срока действия судебного решения.

Устанавливаются и ограничения реализации пассивного избирательно­го права, связанные с достижением лицом определенного возраста: это в ос­новном касается минимально допустимого возраста кандидатов».

При этом «право избирать и быть избранным - является правом гражданина, но не обязанностью. В частности, С.Л. Игнатов отмечает, что одним из важ­ных принципов формирования выборных органов публичной власти является принцип свободы и добровольности.[2] Данный принцип учеными часто отождествляется с принципом добровольности участия в выборах, но в реальности эта руководящая идея конституционно-правового регулирования имеет более широкое юридическое содержание. Народное представительство способствует «процессу формирования плюрализма мнений различных групп интересов»[3].

Список использованных источников и литературы

1. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1995. - № 67.

2. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Феде­рации» // Российская газета. - 2014. - 23 июля. - № 6435 (163).

5. Указ Президента РФ от 28.10.1996 № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 45. - Ст. 5090.

6. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициа­тив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общест­венная инициатива» // Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 2013. № 28. Ст. 894.

7. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффек­тивности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной вла­сти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о примене­нии результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполне­ния соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 51. - Ст. 7219.

8. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 245-О «По жалобе гражданина Морозова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 13 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 51. - Ст. 5260.

10. Административное право / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М., 2016. 406 с.

11. Азимова Д.Ю. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - № 1. - С. 98-100.

12. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральный и региональный аспекты) / под ред. Н.А. Лопашенко. - М., 2011. 164 с.

13. Арион В.А. Независимая антикоррупционная экспертиза как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 27-29.

14. Барабаш О.В. К проблеме толкования правовых документов: антикоррупционный аспект // Политическая лингвистика. - 2013. - № 3 (45). - С. 210-217.

15. Боренштейн А.Л. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 5-1 (44). - С. 16-20.

16. Владимиров Д.А. Конституционно-правовые подходы к вопросу участия граждан в управлении делами государства // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 10. - С. 250-254.

17. Волкова М.А. Формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства: неоднозначность определения // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - № 3 (36). - С. 42-47.

18. Газдаров А.Т. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 5 (95). - С. 100-105.

19. Гончарова А.А. Право граждан на участие в управлении делами государства и электронное правительство в современном демократическом государстве // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 88-91.