Фрагмент дипломной работы по праву "Механизм реализации права на участие в управлении делами государства" - предоставлен для ознакомления.
Введение
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства
1.2. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства
1.3. Классификация форм участия граждан в управлении делами государства
Глава 2. Механизм реализации права на участие в управлении делами государства
2.1. Право граждан избирать и быть избранным как основная форма реализации права на участие в управлении делами государства
2.2. Антикоррупционная экспертиза как инновационная форма участия граждан в управлении делами государства
2.3. Механизм реализации иных форм права граждан на участие в управлении делами государства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Помощь в написании дипломной работы по праву. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.
Введение
Для российской государственности сейчас непростой период - развитие и существование отечественного государства осложнено многочисленными социальными проблемами, требующими правового регулирования, что невозможно без активного участия граждан.
На разных этапах развития государственной формы по-разному определялась и степень значения участия граждан в управлении делами государства. Сама практика использования результатов участия граждан должна определяться его массовым характером в процессах государственного управления. Государственные органы должны формировать свою деятельность таким образом, чтобы расширять реальные возможности граждан применять «свои творческие силы, способности и дарования для всестороннего развития личности и государства.
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 32 устанавливает, что российские граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Несмотря на основополагающий характер права на участие в управлении делами государства, его изучению в отечественной науке конституционного права уделялось не так много внимания. Кроме того, те работы, в которых право граждан на участие в управлении делами государства выступает основным объектом исследования, ориентированы, прежде всего, на изучение его содержания (конкретных правомочий) и форм реализации. В то же время практически полностью за пределами конституционно-правовых исследований остались такие категории, как собственно, «дела государства», «управление делами государства», «участие в управлении делами государства».
Указанные» обстоятельства обуславливают актуальность избранной для исследования темы.
Объектом исследования выступает теоретические и практические аспекты реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Предмет исследования - совокупность правовых норм, регламентирующих субъективное право граждан на участие в управлении делами государства и механизм его реализации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование права граждан на участие в управлении делами государства. Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства;
- проанализировать международные стандарты участия граждан в управлении делами государства;
- изучить имеющиеся в науке классификации форм участия граждан в управлении делами государства;
- проанализировать право граждан избирать и быть избранным как основную форму реализации права на участие в управлении делами государства;
- рассмотреть антикоррупционную экспертизу как инновационную форму участия граждан в управлении делами государства;
- проанализировать механизм реализации иных форм права граждан на участие в управлении делами государства.
В ходе исследования были использованы методы системного, логико-методологического и структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Теоретическую базу исследования составили, прежде всего, нормативные правовые акты различного уровня и разной юридической силы, регулирующие отношения, возникающие в связи с порядком участия граждан в управлении делами государства, а также теоретические источники, посвященные вопросам реализации права гражданина на его участие в управлении делами государства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 5 параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы.
Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:
Главная страница Дзен - перейти
Главная страница сайта "Магистр 34" - перейти
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства
Часть 1 ст. 32 Конституции РФ закрепляет важное положение, конкретизирующее принцип народовластия через призму субъективных политических прав российских граждан: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Правовая природа данного конституционного установления в различные периоды развития науки конституционного права вызывала интерес у многих исследователей.
Поэтому представляется методологически необходимым провести анализ содержания конституционной категории «дела государства», которая является абсолютно неизученной в отечественной юриспруденции.
Анализ нормативных и иных правовых актов, в которых используется термин «дела государства», также показывает его крайнюю неопределенность. Так, например, в целом ряде документов, регламентирующих внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность российского государства, используется это понятие с позиций невмешательства. Так, например, п. 6 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации устанавливает, что сотрудники Консульского учреждения и члены их семей обязаны уважать законы и правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.[1]
Появление указанных норм во всех приведенных выше актах не случайно. Оно базируется на одном из общепризнанных принципов современного международного публичного права: принципе невмешательства во внутренние дела государства. Он, в частности, закреплен в Уставе ООН, Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в Декларациях Генеральной Ассамблеи ООН «О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства» 1981 г., «О мерах по ликвидации международного терроризма» 1994 г. и в других документах.
Рассматриваемый принцип является одним из составляющих обеспечения суверенитета государств. Хотя напрямую он не позволяет раскрыть сущность понятия «дела государства», его наличие позволяет прийти к выводу, что в международном праве существует подход, согласно которому категория «дела государства» отражает сферу исключительного влияния определенного государства как субъекта международного публичного права. Правда, в указанных документах речь идет только о внутренних делах, в которые иные государства вмешиваться не могут. Соответственно, напрашивается вывод, что помимо внутренних дел государства существуют и некие внешние дела, подход к вмешательству в которые отличается от вышеприведенного. Таким образом, категория «дела государства» имеет, как минимум, две составляющие - внутреннюю и внешнюю, в единстве означающие совокупность сфер деятельности определенного государства в противопоставлении другим.
1.2. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Гарантированная Конституцией РФ возможность участия граждан в управлении делами государства относится к системе политических прав, уровень реализации которых зависит от степени демократичности государственных и общественных институтов, конституционных и отраслевых гарантий его осуществления. Предпримем попытку системного анализа международных стандартов участия в управлении делами государства.
Необходимым условием эффективного участия в управлении делами государства выступает формирование демократической политической культуры граждан и должностных лиц. В Варшавской Декларации к сообществу демократий от 27.06.2000 отмечается что «основой власти правительства будет воля людей, выражаемая посредством осуществления гражданами права и гражданских обязанностей выбирать своих представителей с помощью периодических, свободных и справедливых выборов с всеобщим и равным избирательным правом, открытых для разнообразных партий и проводимых тайным голосованием под контролем независимых избирательных властей, свободных от мошенничества и запугивания», гарантируется «право каждой личности на равный доступ к общественной службе и участию в ведении общественных дел непосредственно или через свободно избранных представителей»[1].
В Докладе Генерального секретаря ООН на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26.10. 2003 «Поддержка системой ООН усилий правительств по развитию и упрочению новых или возрожденных демократий» подчеркивалось, что становлению и развитию демократии будут способствовать такие факторы, как повышение степени подотчетности, транспарентности и качества управления, развитие институтов гражданского общества.
Идеи и принципы демократии получили свое закрепление в таких документах, как Парижская хартия для новой Европы от 21.11.1990[2], итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ от 15.01.1989[3], документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29.06.1990[4] и др.
В целом, «международные стандарты образуют два блока норм международного права: универсальные и партикулярные (региональные). Проанализируем в первую очередь универсальные международные стандарты с позиции отражения в них возможности участия граждан в управлении делами государства.
1.3. Классификация форм участия граждан в управлении делами государства
Для понимания функционирования любой системы в целом и взаимосвязей внутри нее целесообразно провести классификацию составляющих ее элементов. В своих трудах Б.С. Эбзеев писал: «В составе политических прав и свобод, образующих определенную систему в рамках более общей системы, различаются:
- права, обеспечивающие непосредственное участие в управлении государственными и общественными делами.
- права, опосредованно обеспечивающие такое участие... »[1].
Представляется, «»что наиболее важной является классификация форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства на непосредственные и опосредованные, выражением которых является соответственно прямая и представительная демократия. При этом непосредственные формы участия граждан в управлении делами государства не могут быть отождествлены с формами непосредственной демократии. Опосредованные же формы участия граждан в управлении делами государства напрямую связаны с понятием представительной демократии, хотя и не тождественны ей.
В то же время непосредственные формы участия граждан в управлении делами государства не могут быть отождествлены с формами непосредственной демократии - правовыми институтами прямого народовластия, позволяющими народу непосредственно выражать свою волю. Все формы непосредственной демократии одновременно выступают формами непосредственной реализации гражданами Российской Федерации права на участие в управлении делами государства. Однако не все формы непосредственной реализации гражданами Российской Федерации права на участие в управлении делами государства являются формами непосредственной демократии. Например, нельзя отнести к таковым реализацию гражданином права на доступ к государственной службе. Данная форма участия в управлении делами государства является непосредственной, так как конкретный гражданин, получив статус государственного служащего, непосредственно принимает участие в осуществлении управления, в том числе принимает управленческие решения. Однако к формам непосредственной демократии она по вполне понятным причинам не относится, соответственно понятия «формы непосредственной демократии» и «формы участия граждан в управлении делами государства» соотносятся как часть и целое».
Глава 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Право граждан избирать и быть избранным как основная форма реализации права на участие в управлении делами государства
Важными компонентами комплексного права на участие в управлении делами государства являются права участвовать в избирательных и референдумно-правовых процедурах, что закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации. На значимость избирательных прав граждан для сохранения основ конституционного строя России и формирования правового государства справедливо указывается в исследованиях.[1]
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы, при проведении которых государство гарантирует проявление свободного волеизъявления своим гражданам.
«Для реализации активного избирательного права ограничения могут быть установлены только Конституцией РФ. Этим правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Если гражданин РФ находится вне территории своего избирательного округа во время проведения в нем выборов, за ним сохраняется его право на участие в выборах.
Что касается пассивного избирательного права, то оно может быть ограничено в связи с местом жительства гражданина РФ на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности проживания гражданина РФ на данной территории. Эти ограничения могут быть установлены только Конституцией РФ.
Федеральное законодательство и законодательство субъекта РФ может устанавливать в отношении пассивного избирательного права дополнительные ограничения и условия, препятствующие одному и тому же лицу замещать определенную выборную должность большее количество сроков подряд, чем это установлено.
Если в отношении гражданина РФ вступило в законную силу судебное решение, лишающее его права занимать определенные должности в течение установленного судом срока - данному лицу запрещено регистрироваться в качестве кандидата на выборах, если они должны пройти до истечения срока действия судебного решения.
Устанавливаются и ограничения реализации пассивного избирательного права, связанные с достижением лицом определенного возраста: это в основном касается минимально допустимого возраста кандидатов».
При этом «право избирать и быть избранным - является правом гражданина, но не обязанностью. В частности, С.Л. Игнатов отмечает, что одним из важных принципов формирования выборных органов публичной власти является принцип свободы и добровольности.[2] Данный принцип учеными часто отождествляется с принципом добровольности участия в выборах, но в реальности эта руководящая идея конституционно-правового регулирования имеет более широкое юридическое содержание. Народное представительство способствует «процессу формирования плюрализма мнений различных групп интересов»[3].
Список использованных источников и литературы
1. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - 23 июля. - № 6435 (163).
5. Указ Президента РФ от 28.10.1996 № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 45. - Ст. 5090.
6. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 28. Ст. 894.
7. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 51. - Ст. 7219.
8. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 245-О «По жалобе гражданина Морозова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 13 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 51. - Ст. 5260.
10. Административное право / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М., 2016. 406 с.
11. Азимова Д.Ю. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - № 1. - С. 98-100.
12. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральный и региональный аспекты) / под ред. Н.А. Лопашенко. - М., 2011. 164 с.
13. Арион В.А. Независимая антикоррупционная экспертиза как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 27-29.
14. Барабаш О.В. К проблеме толкования правовых документов: антикоррупционный аспект // Политическая лингвистика. - 2013. - № 3 (45). - С. 210-217.
15. Боренштейн А.Л. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 5-1 (44). - С. 16-20.
16. Владимиров Д.А. Конституционно-правовые подходы к вопросу участия граждан в управлении делами государства // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 10. - С. 250-254.
17. Волкова М.А. Формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства: неоднозначность определения // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - № 3 (36). - С. 42-47.
18. Газдаров А.Т. Международные стандарты участия граждан в управлении делами государства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 5 (95). - С. 100-105.
19. Гончарова А.А. Право граждан на участие в управлении делами государства и электронное правительство в современном демократическом государстве // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 88-91.