"Звёздные войны": последнее платье Падме Амидалы

14K прочитали

Если выбирать среди нарядов Падме Амидалы самый любимый, у меня... Мне даже немного неловко признаваться, какой именно. Потому что он самый печальный. Самый последний. Тот, в котором её история заканчивается - погребальный.

Однако дело в том, что он не просто очень красив. Глядя на Падме в эти последние мгновения, я вижу не только печально-прекрасную женщину из далёкой-далёкой Галактики, но и целые пласты аллюзий на искусство Старой Земли. Художница по костюмам Триша Биггар со своими помощниками создала просто невероятную смесь из целого ряда ассоциаций. И даже те, кто искусством не увлекается, должны, мне кажется, чувствовать, что за этим образом скрывается многое.

Кадр из фильма "Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов" (2005)
Кадр из фильма "Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов" (2005)

Платье из тончайшего шёлка, выкрашенного с переходами из одного оттенка в другой, уложенное тонкими складками. Великолепная мантия из бархатного деворе - в этой технике вытравливается часть волокон, так что ткань получается фактурной, а тут фактура ещё и поддержана ручной росписью. Переливающиеся винтажные пайетки (из желатина!), усыпающие мантию - словно блики скользят по воде. Белые цветы, маленькие лилии, во вьющихся волосах.

Такое впечатление, что Падме уносят вдаль синие морские волны... Это именно тот эффект, которого добивалась Триша Биггар. В одном из интервью она сказала, что цвет, "этот восхитительный, лазурный оттенок, и волнистая ткань соответствуют неземному, меланхоличному ландшафту озера Набу - озеру Комо - где Падме и Анакин влюбились друг в друга. Туда Падме хотела бежать с Анакином, и погребальный наряд символизирует её духовное возвращение к этому озеру". До слёз, как говорится.

Кадр из фильма "Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов" (2005)
Кадр из фильма "Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов" (2005)

А Натали Портман вспоминала что ей кто-то сказал тогда, мол, она похожа на Офелию. "С этими цветами и волосами казалось, что я тону". Конечно!

Офелия

Вот она, первая ассоциация.

Но ветвь сломилась. В плачущий поток

С цветами бедная упала. Платье,

Широко распустившись по воде,

Её держало, как русалку...

Самая знаменитая из живописных Офелий, конечно, та, что кисти Милле (и та, что породила легенду, мол, натурщица во время позирования простудилась и умерла - нет-нет, это не так, а как было дело, можно прочитать здесь). Однако это отнюдь не единственная Офелия в живописи, и я выбрала несколько самых прекрасных, чтобы мы немного погрузились в воду воспоминаний:

Милле, кстати говоря, был одним из основателей братства прерафаэлитов, и их тоже нельзя не вспомнить!

Прерафаэлиты

Те самые художники, которые буквально наводнили (раз уж мы сегодня о воде) искусство своими восхитительно-странными по меркам той эпохи полотнами - с женщинами, чьи волосы не были уложены в строгие причёски, а струились плечам, в свободных одеждах с ниспадающими складками... Когда я смотрю на Падме, то вспоминаю дивные синие платья на тех картинах. Как не вспомнить тут слова Уильяма Морриса: "Одежда не может красивой, если она жёсткая; драпировка – вот что важно". О, эти складки...

Но не прерафаэлитами едиными!

Как тут не вспомнить прекрасных дев эпохи, когда царил стиль "ар нуво", с его вьющимися, струящимися линиями, с пышными волнами густейших волос по обе стороны лица... И пусть в качестве примера будет...

Климт

Художник с удивительной, узнаваемой манерой, которого, конечно, не спутать ни с кем другим. Но тут он именно в качестве представителя "модерна".

Деталь картины "Обнажённая правда", Густа Климт, 1899. (с) Из коллекции Австрийской национальной библиотеки
Деталь картины "Обнажённая правда", Густа Климт, 1899. (с) Из коллекции Австрийской национальной библиотеки

А вот эту картину я, пожалуй, покажу отдельными фрагментами, а то алгоритмы возмутятся. Но тут есть все нужные нам мотивы - женщина, беременность, смерть, синие воды, белые цветы в волосах...

"Надежда I", Густав Климт, 1903. (с) Из коллекции Национальной галереи Канады
"Надежда I", Густав Климт, 1903. (с) Из коллекции Национальной галереи Канады

А ещё... Что же может напомнить сочетание мелких-мелких складок платья Падме и бархатной мантии поверх него?

Фортуни

Потрясающий мастер - и художник, и дизайнер, и изобретатель - человек эпохи Возрождения, творивший в первой половине XX века. Его свободные плиссированные платья в античном стиле (подробнее о них - здесь) завораживали дам, которые привыкли к жёстким нарядам. А ещё он увлекался экспериментами с бархатом, узор на который наносил разными способами, и ансамбль из шёлкового "дельфоса" и бархатного кафтана или накидки стал, можно сказать, его фирменным знаком.

Ансамбль от Мариано Фортуни, 1910-20. (с) Из частной коллекции
Ансамбль от Мариано Фортуни, 1910-20. (с) Из частной коллекции

Художники по костюмам - хорошие художники по костюмам - люди, как правило, очень образованные и насмотренные. В голове у них роятся десятки тысяч картинок и ассоциаций. И все эти ручейки, подпитываемые собственной фантазией, сливаются воедино.

Если выбирать среди нарядов Падме Амидалы самый любимый, у меня... Мне даже немного неловко признаваться, какой именно. Потому что он самый печальный. Самый последний.-8

Если бы это был наряд для живой Падме - он просто был бы красив. Но такой, каким он есть - то есть последний, не для жизни, а для смерти, и оформленный соответствующим образом, с волнами локонов и цветами, напоминающими звёзды - он становится душераздирающе прекрасным.

На съёмках фильма "Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов" (2005)
На съёмках фильма "Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов" (2005)

Все костюмы Падме хороши. Но этот... Тут применимо слово "гениально". И никому меня не разубедить!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!