Мэрилин Монро — это сочетание двух очень сложных и противоречивых архетипов: Персефоны - юной, неопытной девушки, воплощения невинности и Афродиты - роковой соблазнительницы, которая притягивает к себе мужчин.
Мэрилин (Норма Джин Мортенсон) родилась 1 июня 1926 года, мать девочки страдала шизофренией, уже в двухнедельном возрасте она отдала девочку в приемную семью испугавшись, что не справится с воспитанием, а потом забрала, потом снова отдала. Про ее родного отца ничего известно не было. Так Мэрилин Монро все детство скиталась по приемным семьям и приютам. В детстве она много раз подвергалась насилию, а в одной семье ее пытались задушить подушкой за громкий плач. Она сменила 10 приемных семей, в том числе из-за сексуальных домогательств.
Позднее Монро вспоминала: "Никто не позволял мне называть себя мамой, очень обидно быть ничьей. Я думала это потому что я плохая. я старалась быть приветливой и чаще улыбаться".
Одиночество - это главная болезнь Мэрилин, сколько бы людей её не окружало, сколько бы раз она не выходила замуж - она все время чувствовала себя брошенной и одинокой.
Именно Архетипу Персефоны, как никакому другому, нужна материнская забота. Она больше других нуждается в поддержке и опеке сильного взрослого, эту маленькую девочку следует лелеять всю жизнь, утешать и оберегать ее, поскольку она сама не способна позаботится о себе. И как жаль, что она была лишена этого с самого рождения.
Поскольку у Мэрилин не было нормального детства и устойчивой связи с родительскими фигурами, в душе она так и осталась маленькой, брошенной девочкой. Она хотела всем нравится и пыталась заслужить любовь всеми доступными способами, в детстве - улыбкой и заискиванием, а став старше, вступая в отношения с мужчинами. Пытаться заслужить любовь и вечно чувствовать себя недостойной любви свойственно архетипу Персефоны.
Персефона - это архетип юной богини, которая не управляет своей судьбой и всегда зависит от чужой воли и чужого мнения.
В 16 лет она первый раз вышла замуж за своего соседа Джима Догерти, чтобы больше не возвращаться в приют.
Раннее замужество свойственно и для Персефоны, и для Афродиты. Персефона рано выходит замуж по двум причинам: либо, чтобы сбежать из под удушающей родительской опеки, либо создать союз, чтобы больше не чувствовать себя одинокой, найти себе покровителя/ опекуна, который поможет ей выживать, как в случае с Мэрилин.
В Афродите очень рано пробуждается чувственность и сексуальность, в 16 лет девушка с ключевым архетипом Афродиты уже чувствует себя созревшей для брака и отношений с мужчинами.
Молодой муж устроился работать на торговый флот, а Мэрилин устроилась на авиационный завод, где красила самолеты.
Архетипы Персефоны и Афродиты не нацелены на карьеру, они вообще не на что не нацелены. Афродита живет здесь и сейчас, не задумываясь о будущем. А Персефона в мечтах примеряет на себя разные образы и профессии, но не имеет амбиций и целеустремленности.
В 1945 году фотограф Дэвид Коновер приезжает на завод, чтобы снять американских девушек за работой. В глаза ему сразу же бросается Норма: от нее невозможно оторвать глаз, она словно обладает какой - то колдовской притягательностью.
Это дар Афродиты - вызывать в мужчинах желание ею обладать. Причем, Афродите не обязательно быть красивой в классическом понимании этого слова. Вокруг женщины Афродиты витает аура сексуальности, ей самой при этом не надо ничего делать специально. Архетип Афродиты в сочетании с архетипом Персефоны создает образ порочного ребенка и целомудренной секс - бомбы одновременно: детское лицо, невинные глаза и потрясающая фигура. Внешность Мэрилин - это настоящая "золотая жила" для модельных агентств и киностудий.
Дэвид разместил всего одно фото Мэрилин на обложке и на неё тут же посыпались предложения. Уже через несколько месяцев лицо юной звезды украсило обложки 33 журналов.
Взлет карьеры Мэрилин начался после того, как она подписала контракт с одним из самых влиятельных людей в Голливуде - Джонни Хайдом. Вместе они придумали псевдоним Мэрилин Монро и образ роковой блондинки, который станет эталоном на целые десятилетия.
Хайд отправил Мэрилин исправлять дефект зубов, а затем нашел хирурга, который откорректировал нос и подбородок Мэрилин, и довел внешность девушки до идеала.
Персефона - очень привлекательная богиня, но никто не критикует себя больше, чем она сама. Несмотря на правильные и милые черты лица, она во всем видит одни недостатки. Поэтому Хайду не пришлось долго уговаривать или заставлять Мэрилин исправить свою внешность, она и так никогда не считала себя красавицей.
У них завязался роман, несмотря на то, что Джонни был женат и имел детей, к тому же был старше на 23 года.
Для Афродиты свойственно встречаться или кружить головы всем мужчинами которые ей попадаются на пути. Она сама часто влюбляется, а к ней невозможно остаться равнодушной. Она вызывает чувство, если не любви, то хотя бы мимолетной влюбленности, у всех мужчин с которыми сталкивается.
Влюбившись без памяти в Монро, Хайд пообещал сделать из нее звезду, для этого он использовал все свои связи и деньги. В конце концов он даже ушел от жены, в надежде женится на Монро. Много раз он делал ей предложение руки и сердца, но единственное, что он получил - ее редкие ночевки в его доме.
Джонни Хайд был серьезно болен и знал, что умирает. Он предлагал Мэрилин выйти за него замуж, чтобы после смерти, она официально могла стать его вдовой и унаследовать состояние. В конце жизни Джонни выбил ей контракт на 7 лет со студией "20th Century-Fox". Но и после этого Мэрилин не изменила своего решения и не согласилась стать его женой.
Одна из главных черт Афродиты - это неспособность планировать будущее и быть расчетливой, Афродита никогда не выйдет замуж за человека, которого не любит, если ее не принудят к этому крайние обстоятельства, как обстоятельства Мэрилин в первом браке. Она может дружить, развлекаться, встречаться, но "сердцу не прикажешь".
Вскоре Джонни умер, а у Мэрилин отобрали и дом, который он ей подарил и все его подарки.
После его смерти, у Мэрилин снова обостряется депрессия, она опять чувствует себя брошенной, начинаются проблемы со сном. Ей прописывают "звездные наркотики", антидепрессанты: секонал, нембутал. Она продолжает много сниматься в кино, становится все популярнее и все несчастнее. В 1952 году у нее начался роман с президентом Джоном Кеннеди, а позже и с его братом Робертом, они добавили ей славы и скандальности, но вместе с тем принесли еще больше боли и несчастья.
В 1952 году она знакомится с известным баскетболистом Джо ди Маджио, сначала они два года общались на расстоянии, но внезапно и тайком решили пожениться. Уже через 9 месяцев Мэрилин подала на развод указав причину "психическая жесткость мужа". Ди Маджио ревновал Мэрилин и часто прибегал к физическому насилию и оскорблениям.
Персефона притягивает абьюзеров, они за секунду считывают в ней маленькую,беспомощную девочку, которая идеально подходит на роль жертвы. Да и Афродите достается, если она состоит в браке с ревнивым партнером. Не ревновать Афродиту может только очень уравновешенный и хладнокровный человек.
Позже Ди Маджио и Монро стали друзьями. Это он организовал ее похороны в 1962 году и в течение многих лет регулярно отправлял розы в ее склеп. Позже он признавался, что любил Монро всю оставшуюся жизнь, до самой своей смерти в 1999 году.
Уже в 1956 году Мэрилин тайно вышла замуж за драматурга Артура Миллера, он был старше её на ёе на 11 лет, а она самой желанной блондинкой в мире, он был известным интеллектуалом, а она мировой знаменитостью.
На момент знакомства Миллер был женат, у него был крепкий 16 -летний брак, он имел двоих детей, но кто бы устоял перед чарами Мэрилин?
Их отношения с самого начала напоминали отношения "папы" и "дочки". Артур пытался сделать из нее великую, драматическую актрису и избавить ее от амплуа глупой блондинки.
Мэрилин из всех сил пыталась забеременеть от Артура, но все попытки заканчивались либо внематочной беременностью, либо выкидышами, подрывая и без того расшатанные нервы и здоровье Мэрилин. Монро страдала от эндометриоза - гинекологического заболевания которое приводит к бесплодию и сопровождается ужасными болями.
Из - за невозможности стать матерью Мэрилин стала еще больше пить и употреблять еще больше наркотиков, за которыми следовали истерики, психозы и депрессии.
У Персефоны есть альтер - эго - это повелительница подземного мира, жены Аида - бога царства мертвых. Поэтому Персефона имеет самое прямое отношение к смерти. Она всегда много думает о ней: боится её и в то же время, она очарована ею, она манит и завораживает её. Поэтому Персефона может неосознанно стремится к смерти, это архетип с самой большой суицидальной угрозой, в том числе с помощью лекарств и наркотиков.
Через 6 лет брака Артур разочаровался в Монро: сделать из нее интеллектуалку не получилось, ему было стыдно за ее образ глупышки, ее актерский талант оказался сильно преувеличенным и она часто вела себя как маленький, психованный ребенок. Он встретил другую женщину и сообщил Мэрилин, что разводится с ней.
Это стало последней каплей в трагедии Мэрилин, ведь она по - настоящему любила его. И снова, очередное предательство. В феврале 1961-го под чужим именем Монро положили и в психиатрическую клинику. Ей было 34 года - именно в таком возрасте мать Мэрилин попала в клинику с шизофренией и провел там остаток жизни.
Монро выпустили под поручительство Джо ди Маджио, но вскоре она попала в другую клинику с запущенной формой депрессии и биполярным расстройством.
Уже через 18 месяцев после развода с Артуром Миллером её нашли мертвой в собственной кровати. Диагноз: передозировка наркотиков, самоубийство.
О мужчинах:
"Я переспала с сотнями мужчин. Нет… Это была не я. Это Мэрилин. Норма Джин никогда бы не позволила такому количеству мужчин притрагиваться к ее телу, - говорила актриса. - Они ложились в постель со звездой, а не с женщиной. Они думали, что я буду лучшей их любовницей. А я лежала как бревно. Ничего не чувствовала. Мне кажется, ни один мужчина не мог мне доставить удовольствие. Количество своих оргазмов я могу пересчитать по пальцам. Гораздо чаще мне было больно. Моя душа страдала. Неделями, месяцами я жила без секса, и мне было хорошо. Я была собой. Будто сижу на автобусной остановке, откуда есть шанс уехать в другую реальность. Где нет блондинки с огромным красным ртом, в который только и норовят что-то засунуть."
Ключевой архетип Мэрилин Монро - Афродита. Но это не та Афродита, которая кайфует от самой себя, такой раскованной, чувственной, женственной. А Афродиты, которая ненавидит себя за то, что она такая.
Для юной Афродиты очень важно получить одобрение своей зарождающейся сексуальности. Ей нужно своего рода благословение на то, чтобы из девочки превратится в женщину.
В ответ на расцвет своей сексуальности Мэрилин получала осуждение и насилие. Мэрилин часто попадала в пуританские, религиозные семьи со строгим кодексом поведения и конечно юная красавица, которая начинает источать миазмы сексуальности и привлекать мужчин, не была желанной гостьей ни в чьем доме. Мэрилин часто слышала оскорбления и обвинения в распущенности от своих приемных матерей в свой адрес.
Мужчины с детства использовали ее как сексуальный объект, в результате чего она стала чувствовать отвращение к себе и к своему телу, да и к самому процессу любви. Она считала, что делает что то грязное занимаясь любовью, что любовь - это грех, ведь у нее никогда не было матери, которая могла бы ей объяснить ей, что физическая любовь - это прекрасно.
Мэрилин страдала от низкой самооценки, она чувствовала себя испорченной и использованной.
Мэрилин не смогла подружиться со своим архетипом Афродиты - символом любви и наслаждения. И не позволила себе принять и наслаждаться его дарами - чувственностью, раскованностью, внутренней свободой. Из - за трагических обстоятельств ее детства - архетип Афродиты стал для нее бременем, который привел ее к смерти уже в 36 лет.
Более подробно об архетипе Афродиты можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/ZjqByKEn9FpazgH8
Напишите в комментариях, кого будем дальше разбирать по архетипам? Про кого интересно было бы почитать?