Найти тему
SEA L'AMORЯ

УКРАШЕНИЯ С ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛЬЮ | ИСТОРИЯ | ТЕХНОЛОГИЯ | LOVE STORY

Оглавление
Постеры и обложки, логотипы и заставки для Вашего блога - предоставляю услуги графического дизайнера marusyajermi@gmail.com
Постеры и обложки, логотипы и заставки для Вашего блога - предоставляю услуги графического дизайнера marusyajermi@gmail.com

Друзья, привет! Сегодня я открываю новый авторский цикл об украшениях с горячей эмалью, где расскажу о самой технике эмали, об истории украшений, выполненных в этой технике и, конечно, покажу экземпляры из своей личной коллекции. В этом цикле вас ждет масса интересных открытий и сюрпризов, а еще я уверена, что он будет очень многим интересен, так как к эмалевой бижутерии мало:

ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ:

РАННИЕ ПЛАСТИКИ | SEA L'AMORЯ | Дзен
КАМЕИ | ИНТАЛИИ | SEA L'AMORЯ | Дзен
ИСТОРИЯ УКРАШЕНИЙ | SEA L'AMORЯ | Дзен

Сегодня я поделюсь с вами общей информацией о технике эмали, ее истории и главное, расскажу о своем романе с эмалью длиною в целую жизнь.

Так сложилось, что я владела предметами с эмалью в серебре (в серебре, Карл!) уже с рождения. Да, да, не удивляйтесь, возможно, кое-то кто из вас тоже обладал такими сокровищами уже с колыбели:) Речь сейчас, конечно, о знаменитых детских серебряных ложечках, которые многим из нас дарили на первый зуб, а также кормили из них нас яблочным или персиковым пюре:) Часто это были ложечки таллинского или ленинградского производства.

Детская ложечка из серебра с эмалью.
Детская ложечка из серебра с эмалью.

У меня было даже две таких ложечки, а кроме них, всю мою жизнь со мной живут всевозможные мелкие вилочки для лимона, пашотницы, спецовники, солонки с ложечками и прочие предметы быта из далекого прошлого, сделанные из серебра и украшенные горячими эмалями. В СССР изготовлением ювелирных предметов быта с эмалью занимались с размахом. Это было целое направление в ювелирной промышленности.

Советские предметы для сервировки стола из серебра с эмалью.
Советские предметы для сервировки стола из серебра с эмалью.

Вилочку для лимона и ложку для соли из серебра с эмалью я показывала в недавней статье:

Советские серебряные чайные ложки из серебра с эмалью
Советские серебряные чайные ложки из серебра с эмалью

Возможно, именно эти предметы, окружавшие меня с самого детства, сформировали любовь к эмали. Ее вид, оттенки и милый дизайн неизменно вызывают у меня самые теплые и радостные эмоции.

ТЕХНОЛОГИЯ | ТЕОРИЯ

ЮВЕЛИРНАЯ ЭМАЛЬ — по сути, это легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото при температуре 500—800 °C. Но это общими словами. На самом деле уже внутри данной технологии существует несколько разновидностей эмали. Давайте же рассмотрим их более подробно .

Золотой кулон ленинградского ювелирного завода "Русские Самоцветы", 80-е годы ХХ века
Золотой кулон ленинградского ювелирного завода "Русские Самоцветы", 80-е годы ХХ века

ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ — на пластине-основе гравируют, чеканят или выпиливают углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Эстонская штампованная брошь с горячей эмалью, 60-70-е гг ХХ века
Эстонская штампованная брошь с горячей эмалью, 60-70-е гг ХХ века

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ — сложная эматехника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки «на торец». Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Антикварный портсигар. Серебро, перегородчатая эмаль.
Антикварный портсигар. Серебро, перегородчатая эмаль.

ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью. В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.

Украшение эпохи АРНУВО | МОДЕРН в технике витражной эмали
Украшение эпохи АРНУВО | МОДЕРН в технике витражной эмали

РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит фондон — бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на изображении после обжига.

Ростовская финифть является типичным примером расписной эмали
Ростовская финифть является типичным примером расписной эмали

ИСТОРИЯ

Техника горячей эмали известна еще со времен Древней Греции. Первые образцы, декорированные эмалью, найдены в Микенах и на Крите. Их датируют XV-XIV веками до н.э. На территории Руси она появилась примерно в Х веке, попав к нам из Византии. Русские мастера и ювелиры в итоге достигли непревзойденного мастерства в данном виде искусства.

Работа русских эмальеров
Работа русских эмальеров

Техника так называемой перегородчатой эмали появилась и была широко развита в Древнем Египте с 2000 г. до н. э.

В V в. до н. э. у кельтских племен Франции и Британии получила развитие выемчатая эмаль на бронзе. От кельтов эта техника перешла к римлянам.

КЛУАЗОННЕ

Параллельно искусство эмали развивалось в Персии, Индии и Китае. Китайская перегородчатая эмаль КЛУАЗОННЕ (от фр.cloisonné) стала уникальной и самобытной техникой, которая живет по сей день. Китайское название данной текхники- ХУАФАЛАНЬ. Китайские перегородчатые эмали, привозимые в Европу торговцами голландской и английской Ост-Индской компаний, возникли под влиянием французских изделий, которые привозили в страны Востока те же торговцы. Отсюда и закрепившееся французское название этой техники. Но именно китайские, а затем японские и корейские мастера, достигли в этом искусстве высочайшего уровня. Самые изящные и наиболее ценные образцы относятся ко времени правления династии Мин (1368—1644).

Китайская ваза в технике горячей эмали КЛУАЗОНЕ
Китайская ваза в технике горячей эмали КЛУАЗОНЕ

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭМАЛЬ

Византийские перегородчатые эмали считаются классическими. Именно византийские мастера впервые стали использовать эмаль не как имитацию камней, а как самостоятельное изобразительное средство. Расцвет византийской эмали приходится на период до XII в. н. э.

Византийская горячая эмаль
Византийская горячая эмаль

МИНАНКИРИ

Византийское искусство эмалирования повлияло не только на русских мастеров, которые ему наследовали, оно также распространилось на соседние страны: Грузию, Армению, Сербию, где также были созданы самобытные школы эмалирования. Грузинская техника эмали - удивительный микс византийской и иранской техники, которая сохранилась и стала отдним из традиционных промыслов региона, она известна во всем мире и носит красивое название МИНАНКИРИ.

Грузинские авторские украшения Sopho Gongliashvili в технике эмали МИНАНКИРИ
Грузинские авторские украшения Sopho Gongliashvili в технике эмали МИНАНКИРИ

Средневековая Европа славилась своими эмальерами из Франции, которые трудились в Лиможе при монастырях на Рейне и в Лотарингии. В середине XII в. Лимож превратился в ведущий центр производства церковной утвари с использованием различных видов перегородчатой и выемчатой эмали. Именно там появляется уже упомянутая техника прозрачной витражной эмали по чеканному рельефу, где различная толщина эмалевого покрытия за счет неровностей рельефа создает игру света и тени.

-14

ЭМАЛЬ ГРИЗАЙЛЬ

Позднее Лимож становится ведущим центром развития новой самобытной техники – живописной эмали в стиле ГРИЗАЙЛЬ- роспись в монохромной гамме.

Табакерка с эмалевыми вставками в технике ГРИЗАЙЛЬ, Франция.
Табакерка с эмалевыми вставками в технике ГРИЗАЙЛЬ, Франция.

ГИЛЬОШИРОВАННАЯ ЭМАЛЬ

На рубеже 19-20 вв. на волне стиля модерн художественная эмаль переживает новый подьем. Эмаль становится популярным способом оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в области химии силикатов была разработана большая палитра эмалей различных оттенков и свойств. Настает ЗОЛОТОЙ ВЕК ГИЛЬОШИРОВАННОЙ ЭМАЛИ. Эмаль гильоше | гильош (фр. guilloché) получила свое рождение в XVIII веке во Франции. Для гильоширования используют исключительно прозрачные эмали, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивает под эмалью, создавая красивый светящийся изнутри эффект. В России широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой ФАБЕРЖЕ.

Яйцо Фаберже
Яйцо Фаберже

Кроме Фаберже в России были и другие известные ювелирные фирмы конца XIX-начала XX века, которые активно использовали художественную эмаль в своих изделиях: Овчинников, Сазиков, Хлебников, Грачев, Немиров-Колодкин, Постников, Оловянишникова и др. Наряду с ними существовали мелкие ювелирные мастерские и артели.

Чарка из позолоченного серебра с эмалью. Павел Акимович Овчинников
Чарка из позолоченного серебра с эмалью. Павел Акимович Овчинников

В советский период наследниками искусства эмали станут мастера РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ с той только разницей, что в отличие от дореволюционных мастеров, изображавших в основном иконописные образцы, советские изделия изображали цветочные мотивы.

Ростовская финифть
Ростовская финифть

КУБАЧИНСКОЕ СЕРЕБРО также продолжает традицию горячей эмали на серебре и славится своими красочными браслетами и прочими украшениями.

Кубачинские браслеты из позолоченного серебра с горячей эмалью
Кубачинские браслеты из позолоченного серебра с горячей эмалью

Ну а величайшим правопреемником старой школы станет ленинградский ювелирный завод "РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ", который и сегодня бережно хранит традиции и славится своими непревзойденными шедеврами в технике ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛИ по серебру и золоту.

Чайный сервиз "Ландыши" из позолоченного серебра с горячей эмалью производства "Русских самоцветов"- работа наших современников.
Чайный сервиз "Ландыши" из позолоченного серебра с горячей эмалью производства "Русских самоцветов"- работа наших современников.

В 50-70-х годах XX века начинается новая волна интереса советских художников к богатым возможностям художественной эмали. Советские эмальеры получают возможность принимать участие в международных творческих семинарах сначала в Венгрии и Прибалтике, а затем и в других странах Западной Европы. Начинается эпоха СОВЕТСКОГО МОДЕРНА, когда создаются совершенно уникальные дизайнерские изделия, интерес к которым растет год от года и влюбляет в себя все больше поклонников. Именно образцы этого периода составляют бОльшую часть моей личной коллекции, собствеенно с них она и началась.

Страница из книги "Блеск и нищета бижутерии. Повседневные украшения в России и СССР", 1880-1980-е годы Автор: Юрова Е.С.
Страница из книги "Блеск и нищета бижутерии. Повседневные украшения в России и СССР", 1880-1980-е годы Автор: Юрова Е.С.

Безусловно, я мечтаю иметь в своей коллекции изделия и других периодов, выполненные в различных техниках эмали, как, например, изделия скандинавских ювелиров, которые славятся своей гильошированной эмалью по серебру, или дореволюционные образцы русской эмали могли бы дополнить мою коллекцию пасхальных яиц, о которых я уже писала,

но пока такие раритеты мне с трудом даются в руки из-за своей высокой стоимости и редкости в первую очередь.

Горячая эмаль — одна из сложнейших ювелирных техник и о некоторых ее разновидностях, я, безусловно, расскажу более подробно в данном цикле статей, а самое главное, покажу свою небольшую коллекцию эмалей, которую я начала собирать еще до того, как поняла, что я это делаю осознанно:)

Нас ждет увлекательное путешествие, а пока, давайте пообщаемся в комментариях и выясним, сколько среди нас есть любителей эмали или тех, кто к ней совершенно равнодушен!

  • МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ "МОИ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЗДЕСЬ
  • ИСТОРИЯ УКРАШЕНИЙ ЗДЕСЬ
  • КАК Я НОШУ ВИНТАЖНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЗДЕСЬ

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ВЫ МОЖЕТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ТРУД АВТОРА, ЭТОТ КАНАЛ И УСКОРИТЬ ВЫХОД НОВЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Благодарю за Ваши донаты- они дают мне знать, что вы цените мой труд, дарят огромный стимул и позволяют уделять больше времени работе над красивым и интересным контентом для вас, мои дорогие подписчики! ❤

Не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и поделиться этой статьей с друзьями- это очень способствует его развитию и помогает алгоритмам Дзена рекомендовать мои статьи другим пользователям! ❤

Добавьте описание
Добавьте описание

Хобби
3,2 млн интересуются