На Спасскую башню, друзья! Чтобы избежать тавтологии, не стала называть её в заголовке.
Приветствую моих дорогих читателей!
Готова рассказать вам давно обещанную историю. В одной из прошлых статей я загадывала вам загадку: почему каждое 9 Мая Министр обороны России снимает фуражку и осеняет себя крестным знамением, выезжая из Спасских ворот на Красную площадь? И делает он это, начиная с 2010 года?
Потому, что в 2010-м году над воротами, в киоте, был открыт и отреставрирован старинный образ Спаса Смоленского.
Друзья, вспомним некоторые даты, события нашей истории, без этого рассказ будет неполным. А потом, обещаю, перейдем к интересной и нескучной реставрации.
Спасская башня была возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. По имеющимся историческим свидетельствам иконы на башнях Кремля появились в XVI веке. До революции икона на Спасской башне была особо почитаема народом. Сами Спасские ворота издавна считались главными, святыми: они всегда были парадным въездом в Кремль.
Первоначально они назывались Фроловскими — по церкви Фрола и Лавра, находившейся когда-то неподалеку от них. Царь Алексей Михайлович особым указом 1658-го года приказал изменить название Фроловских ворот на Спасские. Этот же год можно считать и годом присвоения башне нового названия - "Спасская".
Через её ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой.
И икона, и огромная лампада перед ней хорошо видны на всех старинных рисунках и гравюрах.
Вот описание этой иконы, оставленное в 1904 году священником Иоанном Кузнецовым:
"Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена долу, а в левой руке Он держит Евангелие, раскрытое на словах: "Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется". [...] Выше над иконою – треугольник с сиянием, в середине его надпись "Бог". Фон иконы золоченый, кругом иконы – резная золоченая киота со стеклом".
Из этих священных ворот уходили на битву полки, через них в Кремль въезжали иностранные послы. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Федоровича, перед коронацией торжественно проходили через них.
"Если древняя Москва есть сердце всей России, то алтарем этого сердца искони является священный Кремль. Святотатственно посягнуть на него может только безумец или тот, в сердце которого нет ничего святого!" - писал епископ Нестор Камчатский в своих воспоминаниях о страшных событиях осени 1917-го года, "Расстрел Московского Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 года)."
Цитата: "Спасские ворота доныне были освящены святым обычаем, где всякий проходящий через эти святые ворота, даже иноверцы, с чувством благоговения обнажали свои головы. Теперь там стоит вооруженная стража с папиросами, ругается с прохожими и между собой площадной бранью.
Спасская башня пробита и расстреляна. Знаменитые часы с музыкальным боем разбиты и остановились. Остановилась и стрелка часов в ту роковую минуту, когда ворвался тяжелый снаряд в стены Кремля и наложил несмываемое пятно крови и позора на это священное сердце Москвы", — записал епископ Нестор Камчатский, очевидец и участник тех событий.
Посягнули! Что-то уничтожили, что-то заменили; переделали всё, что могло напоминать о прошедшей эпохе, о временах "царизма".
С 1918 года Кремль начали "приводить в порядок", каким он представлялся новой власти. Территория Кремля стала правительственной и её закрыли для посещения общественности. Орлы на кремлёвских башнях оставались вплоть до 1935 года, но их никто особо не видел. Потом дошла очередь и до них: было принято решение демонтировать их и отправить в переплавку.
В конце 1930-х годов на освободившиеся шпили башен хотели поместить флажки, потом гербы СССР; в итоге установили звезды. Нынешние звёзды выполнены из стекла рубинового цвета.
А что же с надвратными иконами? Они тоже должны были исчезнуть. Советская власть проповедовала атеистическую идеологию; сверху было дано распоряжение избавиться от икон.
В 1930-е годы ниша в стене Спасской башни была замурована. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой, а образ над воротами считался утраченным.
Не было ни единого письменного источника, что надвратные иконы уцелели в послереволюционные годы. Искусствоведы пытались найти хоть какие-то документы на этот счёт.
С 1934-го года икону Спасителя никто не видел. Более того, никто не знал, был ли образ написан прямо на стене (фреска) или это был отдельный элемент (икона), расположенный в нише стены.
Поэтому для начала специалисты проверили фондохранилища: на протяжении двух лет они искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Поиски и архивные изыскания результата не дали.
И тогда в ход пошла "тяжёлая артиллерия": реставраторы, вооружившись необходимым инструментом, спец.транспортом и невероятной решимостью оказались "лицом к лицу" с этим белым таинственным прямоугольником.
Точнее , вначале они оказались лицом к лицу с представителями ФСО! А вы думали, можно так просто прийти и возле "стен древнего Кремля" непонятную бурную деятельность развивать?
Но..."Сам Шеф здесь!" Справа - генеральный директор МНРХУ, С.В.Филатов успокаивает бдительного стража, что всё под контролем и следить за проведением пробных работ будет компетентная комиссия.
Генерал-лейтенант ФСО, поняв, что этих целеустремлённых реставраторов не остановить, решил возглавить мероприятие. Не шучу, правда! Первым номером списка членов комиссии пошёл:
А директор наш — третий с конца. Доктор искусствоведения, потомственный реставратор, имеющий две высшие категории по двум специальностям.
И дальше мы будем смотреть много фотографий и читать минимум текста.
— В люльку!
— Простите, что?
— Автовышка подана! Вы же хотели контролировать? Прошу пройти в люльку!
"Первый номер" пошёл первым номером. Он сказал: "Поехали!" (Пишу с юмором, но сомневаюсь, что сама смогла бы работать на такой высоте на семи ветрах).
И директор — обязательно! Когда надо — он и в рабочей одежде, и на лесах, настоящий реставратор, профессионал высочайшего класса.
Ну а дальше работали наши ребята, тоже в этой зыбкой люльке: наконец-то они смогли приступить к работе.
Обнаружение сохранившейся росписи в киоте над воротами Спасской башни Кремля стало сенсацией!
Два ведущих реставратора МНРХУ высшей квалификации, В.В. Марковин (справа) и М.Г. Чистяков, сделали два зондажа по 5 кв. дм.
Проще говоря - очень аккуратно поковыряли штукатурку в нише, откалывая её небольшими кусочками и проникая в глубину.
Под слоем штукатурки была найдена металлическая панцирная сетка, закреплённая на более толстых прутьях металлической решетки.
А дальше... Оказалось, что за сеткой есть воздушная прослойка глубиной до 10 см!
На стене в углублении обнаружили сохранившуюся роспись, выполненную масляными красками по штукатурке — "Спаса Смоленского". Только его ещё не было видно через это маленькое окошечко, это я чуть вперёд забежала.
Самое главное — эта роспись была ЗАКОНСЕРВИРОВАНА!
Консервация этой иконы была сделана профессионально, реставраторами. У них не было возможности её реставрировать 80 лет назад. Их поставили перед фактом: икону нужно закрыть. И они сделали всё грамотно, чтобы она не разрушалась, а сохранилась под этой воздушной "подушкой" для нас, потомков.
Потом были установлены, как положено, стационарные строительные леса и работа закипела.
На протяжении следующих трёх месяцев художники-реставраторы работали и под дождем, и в солнцепёк.
Воды много не бывает!
На шее, на ремне у Контантина Юрьевича Муравьева — фотоаппарат, реставраторы фиксируют, без преувеличения, каждый рабочий день, каждый этап работ.
Сбили штукатурку - комиссия с интересом осматривает открывающуюся живопись. Им, кстати, респект: по таким лесам лазить очень, ОЧЕНЬ дискомфортно. А они молодцы!
Потом реставраторы удалили панцирную сетку, похожую на рабицу. Открылась прочная решётка, на которую сетка и крепилась:
Далее демонтировали и металлическую решетку, открыли настенную роспись: сохранность хорошая, 80-90% живописи уцелело, но состояние росписи в целом - аварийное.
Сначала живопись и само штукатурное основание укрепляли, чтобы всё это на стене крепко держалось и осыпаться не стремилось. Потом - поверхностные загрязнения удаляли, набрызги штукатурки - она ведь через ячейки сетки частично пролетала и попадала прямо на живопись.
Правый глаз Спасителя утрачен, и это не пуля большевиков в 1917 году его выбила. "Отстрел штукатурки" произошёл в том месте, где шляпка левкасного гвоздя покрылась ржавчиной.
Таких мест много, но глаз... хуже место сложно себе представить! На фото ниже левкасный гвоздь удален, а оставшееся отверстие реставраторы заполнят раствором. И снова укрепление.
Левкасные гвозди (кляммеры) там, где это возможно, удалили. Утраты штукатурного основания заполнили - реконструировали.
Живописное восстановление - реставрационные тонировки - выполнили в пределах утрат.
Маленькой кисточкой! И неважно сколько квадратных метров предстоит затонировать - тонкой кистью, в пределах утрат, в технике "заливка", "штриховка" и "пуантель". Андрей Анатольевич Киселёв, художник-реставратор МНРХУ выполняет тонировку потёртостей красочного слоя на фоне.
Глаз Спасителя реконструировали, взяв за образец сохранившийся левый глаз.
Видите, если присмотреться - тонировки слегка видны? Это правило музейной реставрации, они должны быть видны... слегка. На фото ниже - "Спас Смоленский" после реставрации.
Отреставрированная надвратная икона на Спасской башне была торжественно освящена патриархом Московским и всея Руси Кириллом в день празднования Успения Богородицы.
28 августа 2010 года, на Красной площади, под проливным дождем собрались тысячи людей. Ровно в 15 часов по московскому времени, с боем курантов, под звуки церковного песнопения из ворот Спасской башни на Красную площадь, вышли Патриарх Московский всея Руси Кирилл в сопровождении священнослужителей и вновь обретенный образ Спаса Смоленского был освящен.
Источник: "Расстрел Московского Кремля (27 октября - 3 ноября 1917 г.) / Епископ Нестор. - Москва : Тип. "Общественная польза", 1917 год" вы можете прочитать здесь:
Про реставрацию как-то маловато получилось, а статья опять длинная. Друзья, если заинтересовались реставрацией монументальной живописи и хотели бы прочесть подробнее о разных процессах, напишите в комментариях.
В следующей статье вас ждёт встреча с гениальным живописцем Франсиско Гойей и его тайной, скрытой от глаз зрителей на протяжении двухсот лет:
Всем добра!