Я очень люблю конструктивные вопросы от читателей и подписчиков! Это и тема для статьи, и возможность вспомнить какие-то важные моменты, и просто посмотреть старые фотографии бывает интересно. Даже когда вопросы повторяются, они меня не раздражают, потому что каждый раз вспоминаются новые подробности. Так что сегодня я попробую ответить на вот такой вопрос:
Будни и праздники "вынужденной" домохозяйки, а как работали именно над усидчивостью, обучаемостью? Был бы очень интересен ваш опыт, с нетерпением ждём новых статей.
Вопрос хороший и коротко на него не ответишь. Я думаю, все понимают что усидчивость и обучаемость - не врожденные качества. Это выработанные навыки, которые можно воспитывать и развивать. Но ни кто не будет спорить с тем, что огромная разница в развитии этих навыков у обычного ребенка и, допустим, у ребенка с синдромом Дауна. Так как у нашего сына именно он, я буду писать о развитии этих качеств у Савы. Сразу оговорюсь, то, что делали мы, не обязательно подойдет каждому дауненку. Дети все разные, характер, темперамент, состояние физического здоровья, а со временем и интеллектуальные нарушения будут проявляться у всех по разному и в разном возрасте. Но помимо проблем и нарушений обязательно будут и положительные моменты, которые надо учитывать и использовать.
Обучая любого ребенка, мы стараемся опираться на его сильные стороны. Они есть у каждого, главное их увидеть и научиться использовать в нужном направлении. Особенно это важно при работе с детьми, у которых есть ментальные и интеллектуальные нарушения. Не сделаешь это по щелчку пальцами, значит надо начинать развивать нужные нам навыки как можно раньше, маленькими шажочками идти к цели, разбивая глобальные задачи на много маленьких.
Когда у Савы подтвердили диагноз, стало понятно, что для достижения определенных результатов работа предстоит колоссальная. К тому моменту я уже сидела на тематических форумах, общалась с родителями более старших ребятишек, читала все, что находила и по диагнозу сына, и по развитию таких детей. Честно скажу, информации было не много и вся очень противоречивая, от "все-все плохо", до "работайте и вытяните до нормы". Очень помогало общение с родителями, которые делились своими наработками, снимали видео, рассказывали как развиваются дети, какие подводные камни нам могут встретиться, какие пособия и развивающие программы могут пригодиться.
Что я сразу поняла и приняла - заниматься с ребенком надо сразу, как говориться здесь и сейчас. Это сложно назвать занятиями, но мы с ребенком живем под одной крышей 24/7, и первое, что я делала, наблюдала за ним. Казалось бы, ляльке нет месяца, но у него уже свой режим, свои потребности, которые он озвучивает, свои звуки на определенные желания. Все семейство уже к месяцу четко знало, если Сава выводит в плаче ге-ге-ге, значит мокрый. А иной раз приходил сын или доча и смеясь говорили: "Иди быстрее, Сава "ля" требует". Это так Савка просил кушать. Он был на грудном кормлении до года, и первые месяцев 6 так и выводил свое "ля".
Сразу скажу, понять и принять - это здорово, делать гораздо сложнее. Трудно психологически, особенно когда говорят, что вырастет овощ, не стоит тратить свои усилия на бесполезную работу. Самое интересное в том, что первые месяцы, если нет побочных заболеваний, отставание ребенка от нормы не значительно, многие в нее вписываются. Именно по этому раньше инвалидность сразу не ставили, да и потом приходилось каждый год ее подтверждать. Сава, имея порок сердца, инвалидность получил после полугода именно по нему, а не по синдрому. До 18 лет ему ее дали после 5 лет, и то, потому, что был принят новый закон давать инвалидность детям с синдромом Дауна с рождения. Многие детки рождаются физически здоровыми, с небольшим отставанием приобретают все навыки от поворотов до ходьбы и именно такие дети мне кажутся достаточно перспективными потому, что они не тратят силы на преодоление физических недугов. Ну а другим детям надо помогать больше. В плане умственного развития первая группа тоже может развиваться быстрее именно благодаря лучшему физическому развитию. НО!!! Если все пустить на самотек, развитие встанет. В отличии от обычных детей, даже имея хорошее физическое развитие, без помощи взрослых маленький дауненок не развивается. Учить приходится всему, и только накопив какой-то багаж знаний, ребенок начнет его применять , но самостоятельно учиться новому , копируя окружающих его людей он будет еще не скоро, ведь он будет использовать свой небольшой опыт, поэтому обучать и развивать ребенка приходится постоянно, повторяя, закрепляя и усложняя его умения.
Вот сколько написала, а к главной мысли еще не подошла. Прежде чем говорить про усидчивость, остановлюсь на обучаемости. Задам вам такой вопрос. Какой ребенок будет развиваться лучше и быстрее, лежащий в кроватке, полусидящий в шезлонге или на руках у мамы? Когда начинают рассказывать про детские дома, как там хорошо таким детям, какие там крутые специалисты, как они с ними занимаются и как их развивают, я уже не спорю. Но хорошо помню, как мы лежали в больнице и были там дети из детского дома. Обычные. Лежали они в отдельной палате, и нам запрещали туда заходить, брать на руки, менять мокрые пеленки, мотивируя тем, что приучим к рукам, а потом они будут страдать в детском доме. Эти дети в основном лежали в кроватках, ни чем не интересовались, их лица не выражали ни каких эмоций. Они только проявлялись плачем, когда им ставили уколы или они лежали мокрые, а так же дети оживлялись, когда им приносили бутылочки со смесью. Саве было 7 месяцев, этим деткам от 9 месяцев и до 1,5 лет. Разница была огромная. Так же собственно говоря, будет происходить и с домашними детьми, если ждать, когда они начнут сами развиваться.
Вот вам и ответ, как и когда развивать обучаемость у дауненка. С рождения. Что бы в два года малыш сидел и хотя бы 5 минут занимался и выполнял задание мамы или педагога, он к этому возрасту уже должен уметь сосредотачивать свое внимание на одном объекте, проявлять заинтересованность, выражать эмоции, иметь элементарную базу знаний про окружающий мир. Думаете, ребенка с синдромом Дауна не возможно этому научить? Ошибаетесь. Саве было три месяца, когда мы пришли в реабилитационный центр. Нам предложили массаж, гимнастику, и физиопроцедуры. Для развивающих занятий он был слишком маленький. Но я искала таких же мам, искала специалистов, к которым мы придем, когда подрастем. Там мы со всеми и встретились. В три месяца Савка уже неплохо держал голову, смотрел по сторонам, задерживал взгляд на лицах, предметах, начинал улыбаться. Я напросилась на музыкальные занятия, хотелось посмотреть, как они проходят. На меня смотрели, как на ид..тку, но разрешили поприсутствовать. Ну мы и присутствовали на постоянной основе.
С шести месяцев стали ходить на развивашки для детей до года. Простые игры , которые проводил педагог с маленькими группами 2-3 человека. Жалко что это было пару раз в неделю, а к лету все ушли в отпуска. Но мы же играли и дома. Да, да, все занятия были играми. Когда старшие дети были дома, они тоже периодически включались в развитие младшего брата, особенно дочка.
Игр было много. Я прочитала, что для лучшего восприятия окружающего мира ребенку с синдромом Дауна нужно разнообразие одного и того же предмета. Показываю я ему картинку настоящей кошки, тут же посмотрели маленькое видео про кошку, а потом поиграли с игрушечной кошкой, на картинке посмотрели нарисованную мультяшную кошку, семейство кошки и котят и т.д. Весь день у нас был посвящен кошке. Мы ее кормили, играли с ней в прятки, брали с собой на улицу. Ненавязчивое обучение, но ребенок запоминал что кошка кушает, где она спит, как ее зовут, где у нее глазки, носик и хвостик, сколько лапок и ушек. Лепили кошку, рисовали кошку, смотрели слово "кошка". Самая большая проблема у Савы была - отсутствие речи. Половина звуков не произносилась вообще, с десяток слов и все. А понимал речь не плохо, пассивный словарь был хороший. И тогда мы подключили глобальное чтение. Картинки и слова доставались в течении дня несколько раз. Мы их показывали всем, кто приходил домой с работы или учебы. Просто играли, но в то же время учились.
Особой любовью у Савы пользовались пирамидки. Каких только у нас не было! С ними мы узнавали цвета, определяли колечки по размеру, учились считать в пределах пяти, а потом и десяти, надевая колечки на штырьки. Вот вам и начало усидчивости. Я не знаю, может у Савы такая черта характера с раннего детства, а может мы его приучили к играм, но он мог по нескольку раз играть в одну и ту же игру, долго забрасывать монетки в копилку, складывать фасолины в горлышко бутылки, возиться с кинетическим песком по часу и более. Почему-то Сава не любил рисовать карандашами. Красками - пожалуйста, а карандаши выкидывал. Мы стали рисовать вместе. Он красил солнышко, а я дерево, ему досталась шуба у деда Мороза, а мне валенки и варежки.
Во многом, как мне кажется, помогали настольные игры. Я никогда не смотрела на какой они возраст, многие упрощала, меняла правила, что бы Саве было интересно играть. Но когда осваивались простые правила, игра усложнялась. Это были игры на внимание, координацию, ловкость. С помощью них Сава учился читать и считать. В подборке про Саву есть описания некоторых из них. Есть немного видео вот например это.
Есть и по глобальному чтению, но плохого качества.
К 7 годам Сава свободно высиживал пару уроков по 30 минут. Больше мы просто не проводили. Как оказалось, четыре ему тоже под силу. Но, несмотря на нашу подготовку, первый класс был для него сложный, особенно первая четверть. Приходилось идти на разные хитрости, что бы он занимался и дома и в школе. Домашнюю работу не задавали, но нам приходилось ее делать, потому что Сава не успевал со всем классом, вредничал, упирался, проверял учителя. К Новому году видимо пошло привыкание, его стали чаще хвалить, и заниматься с ним стало легче. Я до четвертого класса применяла "волшебную коробочку от деда Мороза". О ней писала здесь.
А сейчас сын наконец-то дорос до самостоятельной домашней работы. Разбираем мы ее конечно вместе, а потом он все делает сам. Так что будем считать, что какую ни какую усидчивость и обучаемость он приобрел. И думаю - это не предел.