Найти тему

Строгость, дисциплина и поощрение в воспитании маленького ребенка с синдромом Дауна

Маленькие царьки! Так иногда хочется сказать про детей с особенностями развития, в частности про детей с синдромом Дауна. Меня, честно говоря, не удивляют частые нападки многих комментаторов, в плане того, что есть мнение, когда детям-инвалидам все должны. Скорее всего я принимаю их сторону, особенно когда высказывания конструктивные и без хамства. Почему? Да потому что они бывают правы, когда возмущаются поведением детей. Есть особенности поведения ребенка, когда не всегда можно что-то предпринять. Например вокализация у аутистов - это не издержки воспитания. Высунутый язычок у малыша с синдромом Дауна и слюнки - это слабость мышц и большой язык, который пока еще не помещается во рту. Но уже у подросшего ребенка высунутый язык - это в большей степени дурная привычка и недоработка родителей. Что с этим делать? Постоянно напоминать: " Спрячь язык." Делать массаж, укреплять лицевые мышцы. Мелочь? Но эта мелочь вызывает раздражение и неприятие окружающих, при чем в отношении всех детей с синдромом Дауна. Тоже самое касается и поведения ребенка.

На меня сейчас могут обидеться многие родители, за приведенный пример, но я все такие выскажусь. Когда в студенчестве я училась на курсах кинологов, то первое, что нам объясняли, о воспитании собак, это - не позволять маленькому щенку делать то, что будет запрещено взрослой собаке. То есть, взяв в кровать маленького ньюфаундленда, будь готов к тому, что мокрый грязный медведь спокойно залезет на диван и не поймет, почему вы ругаетесь, ведь раньше было можно. Тоже самое будет и с ребенком. Если малышу позволительно брать чужие вещи без спросу, громить полки, отбирать игрушки, получать лучший кусочек и отвешивать маме оплеуху, если ему не дали конфетку, то, став старше, он не изменит свое поведение просто так. Его придется либо перевоспитывать, либо терпеть все его капризы. Еще раз повторяю, я сейчас говорю именно про среднестатистического ребенка с синдромом Дауна. И среди таких детей есть более проблемные дети, особенно когда есть двойной диагноз, например аутичные черты или эпилепсия. Здесь придется искать другие подходы.

Но в основной своей массе дети с синдромом Дауна вполне сносно принимают правила, установленные взрослым человеком, запоминают их и соблюдают. Важно - чтобы у взрослого человека было желание установить эти правила, и главное вовремя, что бы потом не пришлось ребеночка перевоспитывать. Я уже приводила пример "невоспитанного мальчика", который лупил по лицу своего папу, но за пару недель понял, что нас с Савой трогать нельзя. У нашего сына таких проблем не возникало, так же, как никогда не было истерик в магазине. Но зато было упрямство и отказ от занятий. Крики и плач, когда его не понимали. Были мелкие шалости в виде рассыпанной муки или раскиданных книг. Все, как и у большинства обычных детей. Но вот что я знала точно, так это то, что я не хочу перевоспитывать своего ребенка. Проще сразу приучать к порядку, к определенным правилам поведения. Тогда не придется его "ломать", снова и снова терпеть истерики и сопротивление.

Я очень часто сталкиваюсь с мнением людей, что дети-инвалиды и так обижены жизнью, их надо любить и баловать, зачем их воспитывать и чему-то учить, они же больные. Ребеночку и так не сладко, по этому он получит лучший кусочек, а остальные переживут, ему купят игрушки, планшет, одежду в ущерб семье. Ему все можно, пусть поиграет с чужой вещью, только не орет. Ну подумаешь, скинул все игрушки и книги с полки одним движением руки. Это он так играет, а мама сейчас все соберет. Ох, мама сегодня не выспалась, деточка пол ночи хотел смотреть мультики. Ну не получается у нас его приучить ни к режиму, ни к горшку, и кушать он сам не может, мама его с ложечки кормит. Ой что вы, какие занятия, ему же операцию сделали, мы с него пылинки сдуваем, что бы он не расстраивался.

Я читаю о таких методах воспитания, вижу воочию и не понимаю таких родителей. Они хотят быть принятыми в общество, хотят инклюзию, хотят быть как все, но ничего для этого не делают. Хотя нет, в попку царька целуют и жалуются, как их деточку не любят.

Когда Сава родился, я читала все, что могла найти про таких людей, общалась на форумах и уже прекрасно представляла отношение общества к таким людям. Да, пока ребенок маленький, он чаще всего вызывает умиление. Даже малыш-дауненок, что бы там не говор ли злопыхатели, хорошенький и симпатичный, особенно если одет как пупсик. Но он не будет всю жизнь сладким пупсиком. Да и где та грань, когда пупсик вырастает и начинает создавать проблемы?

-2

Я уже много писала про Саву и наверное в чем-то начинаю повторяться. Но приходят новые читатели, задают похожие вопросы и я отвечаю на них снова и снова. Хорошо, что вы их задаете. Часто вспоминаются, казалось бы забытые моменты. Хотя, если честно, что-то откровенно плохое не помню. Некоторые пишут, что нам видимо повезло, легкая уо, но психиатр ставит нам среднюю. И я в принципе понимаю - почему. Но что интересно, это уо не делает Саву злым, агрессивным, непослушным, необучаемым. Он понимает и принимает слова "да" и "нет", "можно" и "нельзя", знает когда поступает "хорошо" , а когда - "плохо". Это воспитывалось у него с раннего детства. Я когда-то прочитала, что у ребенка должно быть столько запретов, сколько ему лет и еще плюс один. Но этот запрет должен исполняться беспрекословно. Все остальное, что вы хотите запретить, просто делаете недоступным. Например двухлетнему активному ребенку хочется везде залезть, все потрогать, посмотреть и т.д. Что ему нельзя? Убегать от мамы нельзя категорически, но можно с ней пойти туда, куда ему захотелось и посмотреть. Даже пробежаться по луже, залезть на дерево, сесть на травку или поваляться в снегу. Дома нельзя брать вещи с папиного стола. А вот вытащить из шкафа одежду можно, но потом все положить на место. Если вы не хотите, что бы он достал хорошие вещи, освободите ему нижнюю полку в шкафу и положите на нее то, что можно брать. Но условие - положить на место, остается. Ребенку нравятся книги и он пытается взять с полки вашу? Не страшно, но опять правило - посмотрел, положи на место. Нельзя совать предметы в розетку, но уже и так хватает запретов. Значит сделать розетки на какое-то время недоступными. Ребенок хочет помогать на кухне и требует нож, как у мамы. Дайте ему пластмассовый или старый тупой, которым просто нереально порезаться. Откажете ему сейчас, придет время, когда он сам будет отказываться помогать.

Что касается строгости, тот мне вообще странно, когда говорят, что она не нужна, ребенок не поймет и т.д. А он что не растет, не проходит те же кризисы 3 лет, 5 лет и т.д.? С какого возраста вы перестаете разводить "сю-сю" с обычным ребенком. По мне, так любое нежелательное поведение должно пресекаться, не зависимо от возраста. Строго - не значит жестоко, шлепками, унижением и прочими наказаниями. Но дать понять ребенку, что он поступает неправильно надо. У каждого свои методы. Кто-то накажет сладким, прогулкой или планшетом. Кто-то остановит строгим взглядом или замечанием. А возможно вам удается объяснить все спокойно, без особой строгости. Но будет ли толк от того, что вместо строгости опять разведут "сюсю-мусю"? Например ребенок обсыпал кого-то песком или укусил. Естественная реакция мамы пострадавшего ребенка - возмущена, может ругать, даже закричать. Что делать маме хулигана? Не жалеть своего ребенка со словами:" Не плач мой маленький. Ух эта злая тетя, на ругала моего хорошего!" Но обязательно постараться понять причину поступка. Если вы видели, что ваш малыш защищался и потому обсыпал песком, можно попробовать вступить в диалог с мамой и ребенком, возможно даже помирить детей. Но это большая редкость. Если виноват ваш ребенок, извинитесь за него сами, а потом твердо скажите ему, что так делать "нельзя" и уведите его с площадки. Думаете этого достаточно для ребенка с синдромом Дауна? Конечно нет. Просто вы увидели проблему, которую надо решать. Как? Обыгрывать дома с игрушками, смотреть на картинке. Выходя на улицу, обязательно проговаривать, что в песочнице играю аккуратно, песок насыпают в ведерко, на других его не бросают. Еще лучше, садитесь рядом с ним и вовлекайте в игру других детей. Показывайте, как можно, а как нельзя. Скажете - прописные истины? Конечно. Но почему про них забывают?

-3

Ребенок стал старше и начинается новый этап развития. Появляются желания, самовыражения: мое, хочу, не буду. Вы начинаете что-то требовать от ребенка, а он отказывается выполнять. Это нормальное явление, но что с ним делать? Он не хочет вовремя ложиться спать, не хочет убирать свои игрушки, не хочет заниматься и выполнять задания. У нас была своя система поощрений и наказаний. Шла я к ней долго, набивала шишки, плакала, ругалась, истерила сама, доводила ребенка. Спросите почему не ходили к специалистам? Ходили. Только результат был не такой, какой бы хотелось. Нет, Савкино развитие шло не плохо, но всегда хочется большего. А я вообще по натуре человек нетерпеливый и вспыльчивый. Вырастив троих старших, я точно знала, чего хочу. Но Сава был другой. Приспособиться к нему порой было не просто. Вот например я долго не могла придумать для него стимул, поощрение, ради которого бы он делал задания и не вредничал. Решение нашлось, когда Сава осознал праздник Новый год и подарки от деда Мороза.

-4

Сыну шел четвертый год. Я начиталась про адвент календари и решила попробовать устроить ожидание праздника. Только я понимала что месяц для него, да и для меня - это сильно долго. Остановилась на 10 днях. Сначала мы поставили елку, вместе наряжали ее и написали письмо деду Морозу. Думаю, он мало что тогда понял, но сам факт елки уже настроил на ожидание чуда. А утром он увидел под елкой красивую коробочку. В ней лежало письмо и маленькая игрушечка. Дед Мороз дал Саве задание и пообещал еще сюрприз. За десять дней сын привык заглядывать в коробочку. Самое интересное, что он радовался всему, главное, что бы было. Его устраивали карандаши, шарики, машинки, мелкие игрушечки. После Нового года Сава получил прощальное письмо от деда Мороза, который велел слушаться маму, делать задания и заглядывать в волшебную коробочку. Поставили мы ее на комод. В течении дня Сава регулярно ее проверял, но она была пустая. Потом я предложила сыну позаниматься, а сама незаметно положила в коробочку сюрприз. Сколько же радости было у ребенка! Так и повелось. Ему полюбились сюрпризы, а я этим пользовалась. У меня лежали в заначке наборы солдатиков, животных, машинки, воздушные шарики, маленькие книжечки, блокнотики. Набора порой хватало на пару недель, так что не сильно разорилась. Иногда в коробочке появлялись конфетки, но сын аллергик, такие подарочки были роскошью. Эта коробочка прослужила нам несколько лет. Я ею пользовалась даже в начальной школе. А потом ребенок меня засек. Пришлось рассказать, что теперь я ему даю подарочки за хорошую работу. Думала, до конца школы буду его поощрять, но классе в третьем как-то незаметно он стал делать домашнюю работу просто так. Видимо дорос.

Про наказания наверное напишу в следующей статье. Так что подписывайтесь, что бы не пропустить продолжение.