Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Один из самых неоднозначных фильмов в истории

«Олимпия» Лени Рифеншталь, вышедшая на экраны в 1938 году — одна из самых значимых и противоречивых картин в истории мирового кино Золотые 20-е кончились Этот документальный фильм, посвященный летним Олимпийским играм 1936 года в Берлине, оказал огромное влияние на развитие жанра, представляя собой уникальное сочетание искусства и идеологии. После экспрессионизма 1920-х годов немецкий кинематограф претерпел некоторые изменения. В 1920-е экспрессионизм был одним из ведущих течений в мировом кино, оставив такие шедевры, как «Кабинет доктора Калигари», «Метрополис» и др. Однако с приходом к власти нацистов кино в Германии по большей части стало инструментом государственной пропаганды. В этот период Фриц Ланг и другие талантливые режиссеры эмигрировали из страны, спасаясь от репрессий. Те, кто остался, вынуждены были работать в условиях жесткой цензуры и идеологического контроля. Тем не менее, даже в этих условиях возникали произведения, в высшей степени выдающиеся. Картина, о которой сего
Оглавление

«Олимпия» Лени Рифеншталь, вышедшая на экраны в 1938 году — одна из самых значимых и противоречивых картин в истории мирового кино

Кдр из фильма
Кдр из фильма

Золотые 20-е кончились

Этот документальный фильм, посвященный летним Олимпийским играм 1936 года в Берлине, оказал огромное влияние на развитие жанра, представляя собой уникальное сочетание искусства и идеологии. После экспрессионизма 1920-х годов немецкий кинематограф претерпел некоторые изменения. В 1920-е экспрессионизм был одним из ведущих течений в мировом кино, оставив такие шедевры, как «Кабинет доктора Калигари», «Метрополис» и др. Однако с приходом к власти нацистов кино в Германии по большей части стало инструментом государственной пропаганды.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В этот период Фриц Ланг и другие талантливые режиссеры эмигрировали из страны, спасаясь от репрессий. Те, кто остался, вынуждены были работать в условиях жесткой цензуры и идеологического контроля. Тем не менее, даже в этих условиях возникали произведения, в высшей степени выдающиеся. Картина, о которой сегодня пойдет речь — одно из них.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Одиозные игры

Исторический контекст появления «Олимпии» нельзя игнорировать. Как и предыдущая работа Лени Рифеншталь «Триумф воли», она была снята по заказу нацистского правительства Германии, чтобы продемонстрировать мощь и величие Третьего рейха. Олимпийские игры 1936 года стали важным инструментом нацистской пропаганды, направленной на улучшение международного имиджа Германии. В этом контексте «Олимпия» также служила для укрепления идеологии национал-социализма.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Поэзия движения и спорта

Одно из главных достоинств «Олимпии» в её техническом совершенстве. В работе над картиной Рифеншталь применила множество инновационных приемов, использовав подводные камеры, телескопические линзы и замедленную съемку, что позволило зрителям увидеть спорт с совершенно новой стороны. Несмотря на явную пропагандистскую направленность, «Олимпия» была и остается великой картиной, благодаря ее высочайшему художественному уровню. Режиссеру удалось создать не просто документальный отчет о спортивных соревнованиях, но настоящую поэзию движения и спорта. Внимание Рифеншталь к деталям, композиции и эстетике сделали фильм произведением, которое продолжает восхищать зрителей и кинокритиков. Оставаясь при этом противоречивым. Как, впрочем, и сама личность его создателя.

Лени Рифеншталь на съемках "Олимпии"
Лени Рифеншталь на съемках "Олимпии"

Ослепленный художник

С одной стороны, Рифеншталь была талантливым режиссером и новатором в области киноискусства. С другой стороны, её тесные связи с нацистским режимом и участие в создании пропагандистского кино не могли не сказаться на ее репутации в дальнейшем. Тем не менее впоследствии она называла свои пропагандистские работы чисто документальными, отражающими время и место такими, какими они были, без оценочных суждений, а себя называла аполитичным художником, который тогда еще не осознавал всего ужаса нацистского режима.

Я никогда не отрицала, что попала под влияние личности Гитлера, — утверждала она, — Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И наконец

«Олимпия» остается важным историческим документом и примером того, как искусство может быть использовано в политических целях. Она на напоминает о необходимости критического подхода к любому произведению искусства, особенно если оно создано в контексте тоталитарного режима. Картина продолжает вызывать интерес и споры, оставаясь значимым объектом для изучения как с художественной, так и с исторической точки зрения.