На сегодняшний день новые направления в искусстве быстро развиваются и приобретает новые течения, но основа остаётся неизменной, а изучение истории культуры порой важный аспект в жизни любого культурно развитого человека. Искусство важно исследовать, потому что оно несёт в себе сакральный смысл, историю, картину нравственного развития предков и их ценностей. Эта статья разработана для ценителей искусства поморского происхождения и тех, кто хочет развиваться и находить, что-то новое для себя. Художественные промыслы Архангельской области являются многогранным проявлениям жизнедеятельности и быта поморов, поэтому изучение данной темы надо начинать с фундаментального основания промышленности в поморье.
Широкое развитие на Архангельском севере получили такие художественные промыслы как: резьба по кости, резьба и роспись по дереву, каргопольская игрушка, и т.д. Начнём с истории резьбы по кости: впервые холмогорские резчики появились в XVII веку, когда местный мастер Евдоким Шешенин вместе со своим братом Семёном были вызваны в Москву для работы в оружейной палате. Шешены стали профессиональными косторезами которые стали лучшими в своём деле.
Периодом рассвета холмогорской эпохи стал XVII век, мастера были на столько профессиональны, что не знали себе равных. Ювелирно выполненные изделия из слоновой, моржовой, мамонтовой кости – шкатулки, табакерки, гребни, браслеты, также пластины с портретами пользовались большим спросом. Русские цари ценили это искусное ремесло. Согласно протоколам Верхнего Тайного Совета, императрица Екатерина I хранила свои вещи в двух холмогорских ларцах. Точно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина многократно приобретались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
Узнав чуть больше о косторезном деле, можно перейти к резьбе и росписи дереву: так как данное сырьё является хорошем материалам для резьбы и росписи оно обладает многими качествами-водонепроницаемостью, теплоизоляцией, низкой плотностью, богатым многообразием узора. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготовлять. В связи с этим, дерево обширно применялось в быту — почти повсеместно от сооружения оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий. На Руси выделяли большое внимание украшениям и резьбе архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке завязалось целостное течение в резном общенародном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали волшебные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов удивляет даже опытного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, уникальные завитки, каверзные розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, чарующих птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один ряд с шедеврами мирового зодчества.
Изюминкой всего поморского исскуства является Каргопольская глининная игрушка. Гончарный народный промысел в районе Каргополя появился еще в XI–XIII веках: археологи отыскали здесь фрагменты посуды и иных предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо шла и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.
Сначала гончарное дело не было важнейшим делом каргопольских крестьян и предназначалось лишь дополнительным источником дохода. Умельцы садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму опытный гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века. ончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.
Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.