Д.М. Исхаков
Кипчаки не могли быть башкирами в том числе и потому, что после падения Казанского ханства данный клан явно оказался в составе Ногайской Орды, где он, естественно, был в числе ногайских илей (племен). Дополнительным аргументом на этот счет являются данные, записанные П.И. Небольсиным в середине XIX в. Разбирая вопрос о башкирах южного – X-го кантона, он отмечает у них объединение «Джидиру» (җиде ыру) в составе следующих волостей: Кыпчак, Кара-кыпчак, Суун-кыпчак, Бусмыш-кыпчак, Чанким-кыпчак, Карагай-кыпчак, Тамиан-кыпчак.
Но затем он приводит предание «кочующих на Тоболе киргизов», то есть сибирских казахов, в котором говорилось о том, что некогда, с «весьма давних времен, несколько семей киргизов кыпчакского рода… перешедших из Сибири через Урал…, вступивших в родственные связи с башкирцами и смешавшиеся с ними в один народ» и есть эти самые представители «Джидиру».
Кыпчаки среди казахов
Как видим, тут возникает новая линия поиска этнических истоков клана кыпчак, первоначально связанного с родом казанских и золотоордынских ханов Улу-Мухаммедом и Тохтамышем. В действительности, состав Среднего жуза казахов, состоявший из кланов аргын, кыпчак, найман, кунграт, кирей и уак, отражает их золотоордынское происхождение.
Ещё один факт, имеющий отношение к клану кыпчак и связанный с приведенным выше преданием сибирских казахов относительно выхода приуральских кыпчаков из объединения «Джидиру» – из среды казахов, в некоторой мере противоречащий этому мнению, можно обнаружить в одной из новых работ казахских историков.
В частности, они обратили внимание на атлас С. Ремезова (1673 г.), где в верховьях р. Тобола отмечена «земля Копчатская», расположенная южнее этнических территорий башкир, но не входившая до определенного времени и в состав Казахского ханства, являясь до нашествия калмыков скорее всего частью Ногайской Орды, причем проживая там как минимум с первой половины XVII в. или даже ещё раньше.
Затем только эти кыпчаки вместе с ногайцами ушли на запад, или вошли в состав южных башкир и Казахского ханства (в последнем случае – лишь с 1670-х гг.). Казахские исследователи видят в этих представителях данного клана «древних насельников Притоболья», что вообще-то не исключено, но они уже в период Золотой Орды и после неё стали прежде всего этническим компонентом золотоордынских и постордынских татар.
Хотя нетрудно понять, что постепенно растворяющийся в постордынское время во вновь формирующихся этносах – волго-уральских татарах, ногайцах, башкирах и казахах клан кыпчак, в целом к XV–XVII вв. являлся в реальности потомками именно золотоордынских татар.
Поэтому, когда в исторических преданиях казахов Сибири приуральские представители клана кыпчак связывались с переселенцами из числа «киргизов» (казахов) «кыпчакского рода» из Сибири (Притоболья), это надо больше воспринимать как фиксацию былого этнического единства разных групп потомков кыпчаков, расселенных к востоку от Волги – от Южного Приуралья до северо-восточного Казахстана (бассейна верховья Тобола). Об этом достаточно ясно свидетельствует наличие в составе казахов Среднего жуза не просто клана кыпчак, а рода кара-кыпшак.
В действительности объединение едисан (еди/җиде+сан) – «семь родов» существовало и в Ногайской Орде, где оно фиксируется уже с конца XV в..
Но его состав не совпадает с казахским объединением «жеты ру» – обычно у ногайцев группы едисан перечисляются эли (роды) мангыт, маджар, келечи, кенегес, тогай, кишлик, возможно, канглы.
Из этого перечня келечи упоминаются ещё во время похода Тимура на Золотую Орду в 1394–1395гг., скорее всего, в Предкавказье.
В.В.Трепавлов высказал мнение, что эта группа представляла из себя присоединившихся в свое время к Мангытскому (Ногайскому) юрту «общин восточных кыпчаков», уточняя, что речь идет об «этнических реликтах домонгольских европеоидных кипчаков, вошедших в состав этих семи элей».
С этим мнением можно согласиться и отметить, что до вытеснения калмыками объединения едисан на запад от Волги они занимали земли между Яиком и Эмбой, прикочевывая вначале XVII в. и под Астрахань. Когда в 1715 г. они были окончательно уведены в Крымское ханство, часть их скорее всего осталась на прежних территориях.
Поэтому мы имеем различные части «җиде ру» в составе разных этносов – казахов, башкир, татар.
Но нахождение у ставших в конце концов частично башкирами «семиродцев» только кыпчакских клановых образований подтверждает их первоначальное именно кыпчакское, точнее, восточно-кыпчакское происхождение.
Дастан «Ак Кубәк»
На этот счет имеется ещё одно весьма интересное подтверждение, на этот раз в эпических материалах, имеющих отношение к дастану сибирских татар «Ак Күбәк».
Тут приведем лишь основные выводы, полученные при анализа данного дастана.
Дастан «Ак Күбяк» посвящен противоборству бия по имени Ак Кубяк с султаном Мангушем, сыном хана Кидана и благодаря тому, что через попавших в плен в ходе монгольских завоеваний XIII в. кыпчаков, оказавшихся в составе Мамлюкского Египта, это эпическое произведение оказалось отражено в хрониках ан-Нувейри (1279–1333) и Ибн-Халдуна (1333–1406), мы знаем, что Мангуш и его отец Кидан (подлинное имя – Котян) были из племени дурут/дүрт (в русских летописях – Тертеровичи), а их противник Ак Кубяк – из племени токсоба.
Важно подчеркнуть, что согласно казахским генеалогиям, Ак Кубяк (Ак Кобiк) считался предком рода кара-кыпшак. Как уже отмечалось, именно у этого рода у башкир уран был «Токсоба». Но у казахов род кара-кыпшак имел другой уран-Ойбас.
Кстати, в татарском историческом сочинении «Дәфтәре Чыңгыз-намә» среди племенных вождей, которых Чингисхан одарил племенными атрибутами (дерево, птица, уран, тамга), фигурирует Кыпчак бий (вот откуда у представителей клана кыпчак, оказавшихся в составе башкир, родоначальник с таким эпонимом–именем), у которого уран звучал как «Тук Сыба».
Кроме тамги – тарак (гребень), все остальные атрибуты у этого клана (дерево – карама, птица – бөркет) соответствуют атрибутам оказавшегося в составе «башкир» клана кыпчак. Несмотря на то, что Ибн-Халдун клан дүрт считал кыпчакским, а клан токсоба – татарским, оба они находились в составе домонгольских кыпчаков, просто в данном случае отражая разные их этнические истоки – племя токсоба скорее всего происходило из древних татар – правящего клана Кимакского каганата, из среды которого вышли и кыпчаки.
Достаточно уверенно можно заключить, что племя токсоба первоначально находилось далеко на востоке – в бассейне Иртыша и возможно в районе Алтая, ибо дастан «Ак Күбәк» был известен и среди алтайских тюрок.
Затем, как думается, это племя передвинулось в Северный Казахстан и Приуралье, иногда выходя и на провобережье Волги. Но в результате формирования Золотой Орды, восточные кыпчаки из Кимакского каганата (точное их наименование – кимаки/емеки) оказались одним из важных этнических элементов формировавшихся в этом государстве средневековых татар. Дальнейшая их судьба нам уже известна.
Единственно, что следует добавить, это сюжет относительно имени Монаш/Манаш из генеалогии Монашевых. Как было показано, у ханского сына – сына Котяна, имя было Мангуш. Между тем, из этого имени легко получается вариант Монаш в случае придыхательного «һ» (как у башкир) вместо татарского «г/к». Поэтому, данное имя можно считать кыпчакским наследием.
А наличие среди родоплеменных подразделений клана кыпчак у башкир рода Монаш, поэтому, может быть связано как с именем жившего в XV в. Монаша из генеалогий татар и башкир, так и с более древним предком клана дүрт, кстати, тоже татарского происхождения – племя терат, то есть, терт/дүрт, Рашид ад-Дин называет среди шести «татарских племен», бывших «известными и главными» и имевшими «войско и государя».
Таким образом, мы проследили большой исторический путь, пройденный представителями клана кыпчак. В итоге выяснилось, что данная группа населения исторически тесно связана с кыпчакским миром, в свою очередь восходящем во многом к древним татарам и тесно связанными с ними кимакам, являвшимся восточной половиной кыпчаков. Именно эта группа кимакско-кыпчакского населения имела тесные связи с древними татарами из Центральной Азии.