Найти тему

Как почти одновременно в Голливуде сняли эталон соцреализма, а в СССР "голливудскую" сказку. Норма Рэй против Катерины Тихомировой

В 1979 г. американский режиссер Мартин Рид снял фильм "Норма Рэй". И в том же 1979 г. советский режиссер Владимир Меньшов снял "Москва слезам не верит". Оба фильма рассказывали о простых женщинах, одна ткачиха на текстильной фабрики, другая штамповщица на галантерейной. Обе матери-одиночки. Обе ведут трудную трудовую жизнь.

Вот только американский фильм снят, как эталон жанра социалистического реализма, а советский, как классическая голливудская "киносказка про Золушку." Потому как в американском показано, как простая американская работница возглавляет на своей фабрике борьбу американского пролетариата за свои трудовые права. А в советском простая работница через двадцать лет становится директором комбината.

И оба фильма с разницей в один год удостоились самой престижной в мире кинопремии - премии Американской Киноакадемии, т.н. "Оскара". "Норма Рэй" двух "Оскаров" за лучшую женскую роль и лучшую песню. А "Москва слезам не верит", как лучший фильм на иностранном языке.

Вот как же так получается, что в США снимают остросоциальную драму о противоречиях между трудом и капиталом, где главная героиня - отважная американская женщина встает на борьбу с олигархией и поднимает трудовые массы на это святое дело, а в СССР снимают "голливудские" сказки про "Золушек"?

А если и снимают что-то про труд и капитал, так советские рабочие борются там не за повышение себе зарплаты и улучшение условий труда, а за то, чтобы отдать обратно родному государству премию, которую у них никак не хотят брать.

Главным специалистом по советским фильмам о взаимоотношении труда и капитала в то время был драматург Александр Гельман. Вот чувствовалось, что экономика СССР развивается как-то не так. И появился бригадир Потапов, который захотел разобраться, что не так.

А потом Гельман сделал бригадира Потапова управляющим строительным трестом Игнатом Нурковым. Давай, ты же честный, покажи как надо работать. И опять ничего не получается.

Долго надеялся Гельман на "революцию сверху", что начальство все решит как надо. Вместе с народом. Как говорил Михал Сергеич простым советским людям - давайте вместе, я сверху их, партократов, давить буду, а вы снизу пособляйте. Вот так и победим. Но и тут не вышло.

И как итог творчества Гельмана появляется в 1986 г. заведующая растворным узлом Зинаида Коптева. Осталась последняя надежда только на эту героическую женщину с несгибаемой волей, невероятной внутренней энергией, чувством собственного достоинства и убежденной в справедливости цели, которой добиваешься.

И что характерно, то к чему в 1986 г. пришел главный советский драматург того времени, за семь лет до него уже было снято американским режиссером Мартином Риттом в его фильме "Норма Рэй". И оказалось, что не гламурная Катя Тихомирова, директор комбината из рабочих, а простая текстильщица Норма Рэй и работница растворного узла Зина Коптева и явились востребованными героинями своего времени.

Но вот только, если в проклятом логове империализма появление Нормы Рэй встретили с восторгом, то в первом государстве рабочих и крестьян Зина Коптева прошла стороной и быстро исчезла. А уж про то, что в США была такая "Норма Рэй" ни тогда в СССР, ни тем более сейчас, в "демократической" России, распространяться не любили и не любят.

А зачем? У нас есть Катя Тихомирова. У нас любая простая работница и мать-одиночка может через 20 лет стать директором комбината.

Обе актерские работы и Салли Филд, которая играет Норму Рэй, и Евгении Глушенко, сыгравшую Зину Коптеву, просто выдающиеся. Если Глушенко никак не была отмечена за свою лучшую в жизни роль, после которой можно уже спокойно умирать, все сделано, то Салли Филд получила по полной.

Редчайший случай - Салли Филд получила "Оскар", "Золотой Глобус", приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, и все это за "Норму Рэй". Это не считая десятка других призов рангом поменьше. Сам фильм получил два "Оскара" и приз Высшей технической комиссии Каннского фестиваля.

Фильм, который представляет собой эталон социалистического реализма. Фильм, который при затратах в 4.5 млн. долларов собрал в 1979 г. в прокате 22 млн., на нынешние деньги это около 170 млн. долларов. В 2011 году фильм "Норма Рэй" была включена в Национальный реестр фильмов США Библиотекой Конгресса, как «культурно, исторически или эстетически значимый». Простой, незамысловатый фильм о простой ткачихе, которая противостоит олигархам.

Немного предыстории создания фильма. Основой для него послужила биография известнейшей в 70-80-е годы в США профсоюзной деятельницы Кристал Ли Саттон.

Кристал Ли Саттон. 1940-2009 гг.
Кристал Ли Саттон. 1940-2009 гг.

Простая текстильщица с небольшой фабрики в одном из городков американского Юга. Мать-одиночка с двумя детьми, первый муж погиб, а второго ребенка родила вне брака. Она решила создать на своей фабрике профсоюзную организацию. Подвергалась со стороны администрации шантажу, клевете, преследованиям.

Ее звездный час наступил в 1973 г., когда за то, что скопировала антипрофсоюзное, расистское объявление администрации фабрики по поводу организуемого ею профсоюза, Кристал уволили. Она успела войти в свой цех, написала на картонке "ПРОФСОЮЗ" и залезла на стол.

Я взял кусок картона и написал на нем слово СОЮЗ и по какой-то причине, не знаю, зачем я это сделала, забралася на стол и просто медленно развернула табличку. Все были в состоянии шока, машины начали отключаться, и все стихло. ... И тут, конечно же, приходит начальник полиции. Потом он схватил меня и буквально вытолкнул за ворота. ... Это он затолкал меня в камеру и запер.

После этого случая о ней опубликовали очерк в газете, и она стала известна всей Америке. А уж, когда вышел фильма "Норма Рэй", то Кристал стала необыкновенно популярным символом американского профсоюзного движения. Ее так и называли "настоящая Норма Рэй". Вот они вместе с Салли Филд на одном из профсоюзных митингов.

-2

Переходим к самому фильму. Небольшой городок на Юге США, фильм снимался в Алабаме. Единственное место, где можно найти работу в этом городке - старая текстильная фабрика. На этой фабрике работало несколько поколений семьи Нормы Рэй и она сама работает там же. У нее девочка и мальчик от разных отцов. Живет с отцом и матерью в небольшом домике.

Женщина как женщина. Ничего особенного. Общительная, веселая, самостоятельная. И как-то в мотеле, где она пару раз в неделю встречается со своим любовником, она знакомится с профсоюзным активистом из Нью-Йорка Руби Варшавски, который приехал в их городок, чтобы создать на фабрике профсоюзную организацию.

Вы еврей? Никогда не встречала евреев. Я слышала, что у вас рога. Хотя, как я вижу вы ничем не отличаетесь от других.
-3
Еврей до мозга костей. И обрезание да, но рога нет.
-4

Первое знакомство. А на следующий день Норму повысили в должности. У нее самый острый язык на фабрике - сделайте дольше перерыв, дайте время на перекуры, дайте машину для изготовления прокладок. И начальство не стало ее увольнять, а сделало проверяющей за работой других рабочих.

Мы тебя не уволим, мы тебя повысим.
Мы тебя не уволим, мы тебя повысим.

Все-таки на доллар в час больше получать. Норма соглашается.

-6

Но в итоге она теряет друзей. Никто не хочет дружить со стукачем администрации.

Условия на фабрике ужасные, работа на износ при мизерной оплате. Мать Нормы теряет слух. Отец умирает прямо на рабочем месте, так как его не отпустили к врачу. А Руби Варшавски ведет среди рабочих агитацию за создание профсоюзной организации, которая защитит права простых людей.

Постепенно Норма становится главным помощником Руби, вступает в Американский профсоюз работников текстильной промышленности. Теперь надо создать профсоюзную организацию на фабрике.

Так как это Юг, администрация вывешивает на фабрике листовку, что в профсоюзе будут верховодить, негры, евреи и коммунисты. Норма попыталась переписать текст этой листовки, так как потом можно подать в суд на администрацию. Но ей не позволили. Маленькая женщина против разгневанных мужчин из фабричного начальства и охраны.

-7

Она уволена. Но успевает напоследок провести последнюю акцию. Идет в свой цех, пишет плакатик со словом ПРОФСОЮЗ и залезает на стол.

-8

Вот этот кадр

-9

взят прямо как из шедевра соцреализма Всеволода Пудовкина "Мать", когда Ниловна поднимает с земли красное знамя и стоит с ним навстречу ей летящих с шашками наголо казакам.

-10

Так и Норма стоит и смотрит на рабочих, а они смотрят на нее. Кульминационный эпизод фильма. Смотрят белые, смотрят негры. И сила воздействия Нормы такова, что постепенно они начинают отключать станки, и в знак солидарности прекращают работу. В цеху наступает тишина. Норма смотрит на рабочих, рабочие смотрят на нее. Народ перестает быть бессловесным быдлом. Первая небольшая победа над самим собой.

Норму увольняют и с помощью полиции выводят с фабрики. В полиции на нее оформляется протокол за "непристойное поведение".

Но дело сделано. На фабрике по требованию рабочих проводится голосование за создание профсоюзной организации. Норма и Руби не могут попасть на фабрику. Стоят в напряжении за забором и слушают. Против профсоюза 373, а за создание 427. У сторонников профсоюза радость просто со слезами на глазах. Они сами смогли что-то изменить в этой жизни.

Норма и Руби прощаются. Руби сделал свое дело и возвращается в Нью-Йорк, уволенная Норма остается в городке, где у нее мать, муж, и дети. Но какая-то симпатия между ними возникла. Конец фильма на лирической ноте.

Маленькая героическая женщина одержала маленькую победу. Маленький человек все-таки что-то может, вот только для этого ему придется стать героем. А героями могут быть не все.

Вот и в советском кино последними такими героями, которые попытались что-то изменить в советской системе отношений труда и капитала стали Леня Шиндин из "Мы, нижеподписавшиеся" и Зина Коптева из "Зины-Зинули" того же Александра Гельмана. И эти советские фильмы тоже заканчиваются на лирико-оптимистической ноте. Герои не гибнут и не терпят поражение. Вот только что будет с ними дальше? Да ничего хорошего.

А что же было дальше с Нормой Рэй, вернее с ее прототипом Кристал Ли Саттон. Кристал год добивалась через суд восстановления на работе. Ее восстановили. Выплатили компенсацию. Она сразу же уволилась и ушла работать в профсоюз. Несмотря на то, что рабочие фабрики проголосовали за создание профсоюзной организации, хозяева компании несколько лет не заключали с нею коллективного договора. Уже после выхода фильма "Норма Рэй", в 1980 г. и лекций по всей стране "настоящей Нормы Рэй" Кристал Ли Саттон, такой договор был заключен.

В том же 1980 г. Кристал Ли Саттон был присуждена престижная католическая премия мира "Премия Pacem in Terris за мир и свободу" (лауреатами премии были Джон Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Мать Тереза) с формулировкой за то, что «организовала труд на Юге и напомнила нам, что равный труд требует равной оплаты".

Но постепенно хозяева текстильных фабрик, против которых боролась Кристал, закрыли свое производство в США, перенесли его в страны Азии, где дешевый рабочий труд. Профсоюзное движение пошло на спад.

Кристал поступила в медицинский колледж, получила специальность медсестры и последние годы работала в хосписе. Умерла она в 2009 год от рака мозга. В своем последне интервью она сказала:

Не обязательно, чтобы меня помнили как-то иначе, но я бы хотела, чтобы меня помнили как женщину, которая глубоко заботилась о простых рабочих- бедняках США и других стран мира.

И маленький музыкальный бонус, песня из фильма "Норма Рэй", за которую фильм был удостоен одного из двух своих "Оскаров". "это идет как это идет." Когда при прощании Руби спросил Норму, что она теперь будет делать, она ответила - просто жить.

Посмотрите этот фильм. Он того стоит.