Найти тему
ПоУшиВКино

“Министерство неджентльменских дел” (2024, The Ministry of Ungentlemanly Warfare): Страсти вокруг 'Герцогини'

Оглавление

“Теперь, может, скажете, зачем всё это?” (с) Фредди Альварез

***

Английский режиссёр Гай Ричи (Guy Ritchie) со свойственным ему чувством юмора решил изложить реальный факт, относящийся к периоду Второй мировой войны, совершенно непринуждённо, придав ему форму анекдота. Опять же – это Гай Ричи, он всегда предпочитает делать основной упор на развлекательную ценность, и его анекдот получился двухчасовым (как вам и такая шутка), чтобы растянуть удовольствие. Хотя, надо отметить, время пролетает незаметно. Я особенно сильно этот фильм не ждала, но в итоге мне понравилось.

Официальный постер к фильму “Министерство неджентльменских дел” (2024)
Официальный постер к фильму “Министерство неджентльменских дел” (2024)

Заглавный титр сообщает, что эта история основана на реальных событиях, а заключительные дополняют эту фразу тем, что сценарий написан по книге 2015 года “Министерство неджентльменских дел: Как тайные бойцы Черчилля подпалили Европу и положили начало современной разведки” историка и военного репортёра Дамиена Льюиса (The Ministry of Ungentlemanly Warfare: How Churchill’s Secret Warriors Set Europe Ablaze and Gave Birth to Modern Black Ops – Damien Lewis).

Обложка книги Дамиена Льюиса “Министерство неджентльменских дел: Как тайные бойцы Черчилля подпалили Европу и положили начало современной разведки”
Обложка книги Дамиена Льюиса “Министерство неджентльменских дел: Как тайные бойцы Черчилля подпалили Европу и положили начало современной разведки”

Также в конце даётся подборка фотографий с реальными лицами, принимавшими непосредственное участие в операции “Почтмейстер” (Operation Postmaster). Самым любопытным мне показался факт того (как полагают), что ответственный за осуществление операции майор британской армии Густав “Гас” Марч-Филлипс (Gustavus Henry "Gus" March-Phillipps), роль которого исполнил актёр Генри Кавилл, послужил прообразом Джеймса Бонда. Важно уточнить, что Джеймс Бонд является объединением разных реальных агентов. Такой персонаж, как Ян Флеминг, автор Бондианы, в этом фильме, кстати, тоже появляется. “Флеминг. Ян Флеминг,” – говорит он, знакомясь с Марч-Филлипсом.

Кстати, Генри Кавилл находится среди фаворитов, кто претендует на роль нового Бонда.

Сюжет нового фильма Гая Ричи

1942 год, Атлантический океан. Немецкие подводные лодки заполонили акваторию, преграждая путь союзникам Великобритании. Вопрос в том, уступит ли Великобритания или будет держать оборону.

К этому моменту нацисты во главе с Гитлером захватили Польшу, Бельгию, Францию. И все надежды на освобождение Европы легли на Британию. В одиночку англичане, конечно, не могли справиться. Их “американские братья” готовы помочь, но смертоносные субмарины бесчинствуют в Атлантическом океане, не давая возможности американским союзникам Британии добраться до своей цели – нацисты взрывают корабли с боеприпасами, продуктами и гражданскими лицами.

Уинстон Черчилль решил поступить также, как нацисты поступили с ними – они отрезали снабжение англичанам, тогда последние отрежут снабжение немецким субмаринам. То есть Гитлер по правилам не играет, не станут и они. Он приказал тайно создать особое военное подразделение, которое будет действовать по собственной инициативе глубоко в тылу врага. И инициировал несанкционированную операцию, которая получила название “Почтмейстер”.

В конце концов, сверхсекретное подразделение Черчилль прозвал “министерством неджентльменских дел”, под которым подразумевалось необычное поведение, основанное на секретности, хитрости и убийствах в попытке ослабить влияние Гитлера в Европе.

У берегов Западной Африки – у испанского острова Фернандо По – ‘спрятано’ итальянское судно “Герцогиня Аостская”, которое немцы используют для снабжения и ремонта своих подводных лодок. Это судно нужно взорвать.

-4

***

Звучит очень серьёзно, если об этом читать. Но британский режиссёр использовал крайне лёгкий подход к раскрытию такой мрачной информации. Фривольный тон задаётся в ту же секунду, как “на сцену” выходит первый человек, и ждать драматичного поворота тут не стоит – разве что “Герцогиню” не взорвут, а довольно наигранно и непринуждённо поломав голову над решением загадки, решат её угнать из-под немецких носов. А на фоне хроники, рассказывающей о происках Гитлера в Европе, звучит такая фраза, как “Итак, вояки, готовьтесь к драке”.

Из сцены знакомства с главным героем истории Гай Ричи сделал скетч – забавный и насмешливый от начала до конца. Пусть в реальности те люди, кого он решил увековечить своим фильмом, были на волоске от смерти, выполняя секретное задание Черчилля, и стали основоположниками современной разведки, в фильме они получились какими-то глянцевыми и мультяшными ‘Папайями’ как со страницы детского комикса.

Гас Марч-Филлипс в исполнении Генри Кавилла
Гас Марч-Филлипс в исполнении Генри Кавилла

В фильме майор Гас Марч-Филлипс словно супергерой из Вселенной Marvel, у него есть столько силы, что ему совсем не страшно пробраться в логово врага всего мира и просто взорвать его жизненно важный ресурс. Для того, чтобы поручить ему задание, его выпустили из тюрьмы, где он отбывал бессрочное заключение. Пока он выслушивал задание, он не вникал, каково ему будет на передовой, он решил выпить скотч, взять сигары и забрал дорогое пальто у генерала “М”.

У него и помощники для выполнения задания есть – четыре совершенно бесстрашных типа, которые не боятся ни ножей, ни пуль, ни разрядов электрического тока. За весь фильм они ни разу не вскрикнут от боли, словно её и правда нет. Это превосходный мореход Генри Хейс, датчанин Эндерс Лассен, знающий сотни способов кровавой расправы, стратег Джеффри Эпплъярд и талантливый подрывник Фредди Альварез. Как бы сильны они ни были по-отдельности, есть сила, которая объединяет их всех – они ненавидят немцев, что готовы потрошить их будто это дичь. Потому что никто из них в будущем не хочет жарить сосиски в шортах на подтяжках.

При всей легковесности (кого-то это обязательно выведет из равновесия), которой Гай Ричи одарил историю периода Второй мировой войны, его фильм не лишён очарования. Режиссёр остаётся верным себе, снова применяя свой самостоятельно (он не учился в киношколе) выработанный навык сторителлинга – история в его пересказе получилась интересной за счёт того, как именно он её рассказывает, сочетая здоровую долю юмора и иронии со стилизованным под комедию изначально серьёзным действием. По сути, он умудрился вложить и урок в свой аттракцион – дерзость и самостоятельность в принятии решений помогают заслужить уважение и признание высших руководителей.

Немного настоящей истории – без буффонады, добавленной по сценарию

Операция “Почтмейстер” была инициирована военным ведомством Великобритании и осуществлялась Управлением специальных операций, которому было поручено заниматься шпионской деятельностью. Группу, которая участвовала в операции, действительно возглавлял майор Густав Марч-Филлипс, а Джеффри Эпплъярд был заместителем командира. Но, в отличие от фильма, они уже действовали как подразделение No. 62 Commando, или “Небольшие рейдовые силы” (Small Scale Raiding Force).

Приказ о формировании группы был отдан Уинстоном Черчиллем в июне 1940 года после эвакуации из Дюнкерка (об этом эпизоде из истории Второй мировой войны рассказано в военной драме Кристофера Нолана “Дюнкерк”, также он освещается в драме “Искупление” Джо Райта). Согласно Национальному музею армии Великобритании, Черчилль хотел создать войска из безжалостных “охотников”, которые установили бы царство террора на оккупированных немцами территориях.

Подразделение № 62 состояло из 55 человек (в фильме Гая Ричи это очень усечённый вариант). Операция на Фернандо-По состоялась в январе 1942 года, примерно за три года до капитуляции нацистской Германии.

В реальности судьба агентов была страшнее, а операция “Почтмейстер” выглядела менее пышно, нежели это показано в фильме.

Агентам грозили пытки, казни или заключение в концентрационный лагерь (эта угроза в фильме озвучивается, но без устрашающей музыки на фоне). Чтобы облегчить службу агентов в полевых условиях, для них были разработаны специальные оружие и экипировка, такие как обувь, оставляющая ложные следы, рации, выглядящие как чемоданы, пистолеты с глушителями и такие, чтобы их можно было спрятать в рукаве, и различные инновационные взрывчатые вещества. Им также предоставлялись фальшивые документы и новые удостоверения личности. В фильме парни пользуются оружием с глушителями, у них есть пистолеты в рукавах и рации-чемоданы, но это не преподносится как спецподготовка.

Что касается непосредственно судна, на самом деле, взрывать его не собирались, а изначально нужно было угнать три лодки и отбуксировать их как можно дальше от места, где базировались нацисты. Правительство Великобритании сначала не одобрило операцию на Фернандо-По из-за того, что Испания придерживалась нейтралитета. Но тайный характер работы подразделения № 62 давал им возможность осуществить план.

Основываясь на слухах о том, что нацистские солдаты на Фернандо-По любили повеселиться, британцам удалось устроить диверсию, устроив две вечеринки для вражеских офицеров и солдат, а также портовой команды. На самом деле, всё было менее кровопролитно, нежели это показано в фильме, а бойцам из подразделения № 62 удалось проникнуть на судна практически без сопротивления, потому что ничего не подозревающие нацисты были заняты приготовлением еды. Британским агентам действительно, как показано в фильме, пришлось уничтожить якорные цепи, чтобы отплыть от берега.

В итоге бойцы Черчилля отбуксировали нацистские судна в Лагос (Нигерия). Они были возвращены британскими военно-морскими силами, которые устроили показательный захват кораблей, поскольку это по-прежнему не было официально одобренной миссией. После операции "Почтмейстер" нейтральная Испания была в ярости из-за того, что британцы угнали торговые суда с её территории, и этот инцидент вызвал возмущение среди британских военных и политических лидеров, которые не были проинформированы об этой миссии.

Секретное подразделение было расформировано в 1946 году, а архивы по нему были рассекречены только в начале 1990-х. Многие из агентов, особенно женщины, так и не получили публичного признания за свою работу.

Возможно, тайному подразделению не удалось достичь своей цели, заключавшейся в массовом восстании против Гитлера и нацистов по всей Европе. Но сегодня этой секретной группе приписывают создание современной разведки, и она в значительной степени преуспевает, несмотря на свою “нестандартную” тактику.