Основные скрепы психики формируются до пяти лет. Именно в этот недолгий, но очень важный период в сознание ребенка закладывается картина мира, формирующая модели поведения, которые он будет применять всю свою дальнейшую жизнь.
Художник Роберт Даулинг-младший
Если представить ребенка в возрасте, когда он находится в основном только со своей мамой и попробовать посмотреть на реальность «изнутри него», то что мы увидим? Все внимание малыша сконцентрировано на единственном близком человеке, который рядом с ним круглые сутки. Мама – это центр Вселенной. Нет, пожалуй, центр – это сам ребенок, а мама – и есть Вселенная, то есть все что существует, вращается вокруг этого центра. Мама кормит, обеспечивает безопасность, успокаивает, играет и… дарит любовь. Поэтому фигуре матери придается максимально значимая ценность – это происходит естественным образом, ибо нет кого-либо, кто был бы ближе.
Художник Роберт Даулинг-младший
А теперь, продолжая находиться «внутри» малыша, представим ситуацию, где отношение мамы перестает быть позитивным или ее внимание перенаправляется из «центра Вселенной» в другую галактику. Представляете ужас ребенка? Его чувства можно сравнить с паникой, которая возникает при неотвратимости конца света - когда понимаешь, что вот-вот все рухнет и одновременно понимаешь, что сделать ничего не можешь. Ребенок видит происходящее именно так – его устоявшемуся мирозданию угрожает катастрофа, настоящая и непоправимая. Причем, в реальности может не произойти ничего трагичного. Например, молодая мама просто решила выйти из академического отпуска и вернуться к обучению в институте. Ребенок в данном случае оставляется на попечение няни или бабушки. Ничего страшного в этом нет. Но обстоятельства могут сложиться так, что ребенком неожиданное исчезновение матери из его пространства воспримется слишком болезненно. Он просто не способен
осознать причин, по которым мама вдруг перестала быть рядом и это непонимание гипертрофируется в чувство отверженности. Этот пример условный. Многие оставались с бабушками и нарциссами не выросли. Фатальная травма может случиться как в результате форс-мажорной ситуации, так и сформироваться постепенно под влиянием целого комплекса факторов. Все зависит от множества причин, наследственных особенностей характера ребенка, от общей атмосферы в семье и прочего…
Художник Роберт Даулинг-младший
Кто-то легко справится с детской травмой, а кто-то будет пожинать ее плоды всю жизнь. Суть не в этом. Смысл в том, что фигура матери – самая значимая фигура для ребенка в раннем возрасте. Угроза потери ее любви – равно угроза потери жизни. И когда происходит та самая ситуация, в которой малыш переживает ужас подобной, уже случившейся или только кажущейся потери, его эмоциональное развитие останавливается. Он решает (неосознанно, конечно – на уровне инстинктов), что чувствовать – это больно и как бы замирает в том состоянии, в котором находится. Эмоциональная сфера ребенка блокируется скрепом «чувствовать, в том числе и любить – больно и опасно». Но при этом, потребность получать любовь никуда не исчезает. Более того, она становится гипертрофированной. Почему? Если продолжить виртуальное пребывание в образе трех-четырех летнего малыша, то можно почувствовать, как нуждается он в любви и принятии – ведь это обеспечивает его безопасность. То есть выживаемость. Особенно, если возникла реальная или воображаемая угроза потери этой безопасности. Движет маленьким человеком в данном случае просто жажда выжить. Получить любовь – становится равно выжить.
Художник Роберт Даулинг-младший
Если ребенок развивается нормально, он постепенно переводит фокус внимания с мамы на социальный мир, учится здоровому взаимодействию со сверстниками, доверию миру, умению отстаивать свои границы и уважать чужие. Любовь мамы в данном случае – опора для него, она существует внутри, как фундамент. Ребенок смело идет навстречу жизненным испытаниям, потому что у него есть опора. То самое чувство безопасности, сформированное теплыми руками мамы. Но если эмоциональная сфера малыша заблокирована, а управляет им патологическая потребность в потоке направленной на него любви, то происходит дисбаланс. Энергообмен с окружающим миром становится неравноценным. Брать – да. Давать – нет. Так происходит потому, что «брать» не было удовлетворено в раннем детстве. Чаша любви не наполнена. И закономерным образом с «давать» будут проблемы. Чего давать-то? Нечего. Пусто. Черпать просто неоткуда…
Художник Роберт Даулинг-младший
Здесь возникает иллюзия, что если немного побыть спасателем и попытаться наполнить чашу нарцисса любовью, то, может быть, все наладится? Нет, увы, так не происходит. Детская травма превращает чашу нарцисса в черную дыру, которая только жадно втягивает все в себя. Суть здорового, приносящего радость, энегообмена с миром заключается как раз в балансе «брать-давать», но именно данный алгоритм непоправимо повреждается в том возрасте, когда осмыслить и понять причины случившегося ребенку не удается, а боль слишком велика.
Художник Роберт Даулинг-младший
Если в вашем окружении есть некий человек, относительно которого вы хотели бы разобраться, не нарцисс ли он, попробуйте посмотреть на мир «изнутри него», его глазами - проанализировать его реакции и модели поведения, особенно в тех ситуациях, когда чаша наполняется с перебоями. Вы увидели трех летнего малыша жадно ожидающего восхищения мамы? Или - взрослого человека, имеющего опору на себя?
Если вы увидели первое, то не стоит тратить свое время. Вы потратите его напрасно - конечно, если не мечтали всю жизнь играть роль жертвы. Исцеление нарцисса возможно, как возможно все в этом мире, но только при его личном намерении и приложении очень и очень серьезных усилий…
Автор: Балашова Марина Борисовна
Психолог, Гештальт - консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru