Часть 2
Ранее я рассказала о том, как учителя и родители Набережного обратились ко мне с просьбой как журналисту, долгое время работающему в Печорском районе, оказать содействие в сохранении поселковой школы, которую местные чиновники решили закрыть. В настоящее время местная "страна знаний" продолжает свою работу, и я тоже решила продолжить свою работу в Набережном, но теперь по сбору его истории и попросила учителя начальных классов Людмилу Удовенко организовать мне в Набережном встречи с его старожилами. Кто-то пришел для беседы в фельдшерско-акушерский пункт, а кто-то пригласил и домой.
Так мне посчастливилось побывать в доме старожилов Набережного и записать их воспоминания о ГУЛАГовском прошлом этого сегодня дивного уголка Припечорья.
От ссылки в Коми до строительства родового гнезда в Набережном
Бесценными для меня оказались воспоминания жительницы поселка Нины Артеевой. Но, как я выяснила, Нина Артемьевна родом из Кировской области.
– Но как здесь, в Коми, оказались? – поинтересовалась я во время нашей беседы во дворе ее дома.
– Это долгая история, – улыбается собеседница. – Мне два года было, когда в 1942 году меня привезли в северный край. Дело в том, что мой отец пропал без вести, вот маму и выслали из-за этого на Север. А мой папа был участником еще финской войны, а когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт, а в 1942 году бесследно исчез… Потом отца нашли, и нам с мамой разрешили вернуться на Родину. Да только возвращаться уже было некуда – дом наш заняли родственники. Да и не на чем нам было ехать в Кировскую область – нас же сюда на лошадях привезли! А в то время железная дорога только открылась, и первый товарняк пошел. Так Север стал для нас Родиной, и народ коми нас очень хорошо и тепло принял.
– Нина Артемьевна, а помните вы таких же, как и вы с мамой, ссыльных? Какими были эти люди? – продолжаем мы беседу.
– По фамилиям я уже никого не помню. О том, что они тоже были сосланы, как правило, не говорили. Но люди очень хорошие и добрые были, – с теплотой вспоминает моя собеседница. – Вскоре мама получила похоронку на отца, потом вторую. Через некоторое время она снова вышла замуж, и мы переехали жить в деревню Усть-Кожва.
А школу моя собеседница посещала в нынешнем поселке Набережный, который находится рядом с Усть-Кожвой. Меня интересовало, что тогда представлял собой поселок.
– Вокруг поселка повсюду были могилы, – вспоминает Нина Артемьевна. – И одно из массовых захоронений я видела на нынешней улице Первомайской, а также много безымянных могил встречала на повороте, как в наш поселок идти. Крестов на захоронениях не было, одни холмики.
– Нина Артемьевна, как вам удалось сохранить в памяти такие подробности, если вы в то время еще ребенком были?
– Так мы, дети, везде бегали и много что видели! – пояснила собеседница.
Родовое гнездо
Впоследствии Нина Артемьевна переехала жить в Набережный. И пока муж служил в армии, сумела построить здесь дом!
– А место, на котором ваш дом возведен, тоже имеет печальную историю?
Жители Набережного рассказывали мне и такие истории, когда при строительстве своих домов или когда участки разрабатывали, находили человеческие кости.
– Вот о своем участке ничего не могу сказать. Когда я начинала свой дом строить, здесь еще лес был.
После такой познавательной беседы во дворе родового гнезда Нина Артемьевна пригласила нас в дом на чаепитии и отдых. Но мне было не до этого. Пока рассматривала фото родных собеседницы, размещенные на стенах старого дома, обратила внимание на Евангелие и красные углы, они в доме Нины Артеевой были повсюду.
– Нина Артемьевна, так вы у нас помимо того, что хранитель истории Набережного, еще и православная христианка? – восклицаю я.
– Да! Верую с детства! – продолжает удивлять меня собеседница. – У меня все крещеные и православные: и дети, и внуки, и правнуки. Но кого-то мы крестили в Малмыже – городе Кировской области, кого-то в храме города Клинцы Брянской области. И меня моя мама, Агафья Алексеевна, крестила еще в детстве в одном из храмов Кировской области.
О часовне в поселке
Поговорили мы с Ниной Артемьевной и о строительстве в поселке Набережный часовни в память об убиенных в годы репрессий узниках лагеря и установке Поклонного креста.
– Ой, не знаю… – начинает причитать собеседница. – Конечно, это дело ваше, но я думаю, что… зря.
Будучи сама верующим человеком, Нина Артемьевна все же считает, что в поселке с ГУЛАГовским прошлым не стоит возводить часовню.
– Почему? – с грустью спрашиваю у нее.
– Сейчас дети, подростки какие! Они не такие, какими мы были. Они же никого не слушают – ни родителей, ни учителей, сквернословят. Они могут начать безобразничать в часовне, и крест тоже надо будет охранять от них, – уточнила Нина Артемьевна.
«Из-за большого объема домашней работы храм часто не посещала»
Но, может, еще и в другом дело. Нина Артемьевна сообщила о том, что часто она храма не посещала.
– У меня трое детей, а всего в нашем доме проживало шестеро человек. Дрова пилить надо, стирать приходилось вручную для всех, придешь с работы домой, надо в магазин бежать, а еще запасы на зиму делать – грибы и ягоды собирать. Летом за день я несколько раз в лес по грибы ходила, – удивляет собеседница. – Мы с мужем до начала рабочего дня успевали тихо поохотиться и после окончания трудовой смены тоже в лес спешили.
А в субботу и воскресенье меня из леса невозможно было выгнать. Если собирала грибы в ближайшем лесу, то одно ведро наполню и за другим домой бегу. Поэтому для посещения храма времени не оставалось, хотя церковь и открылась в 1990-х годах недалеко от нас – в соседнем поселке Кожва. Храм был и в железнодорожной части города Печоры. Внуков мы там и крестили.
Так, из беседы с Ниной Артемьевной я сделала вывод о том, что жители поселка, в котором никогда не было храма, привыкли уже обходиться без него...
Наталья Прокофьева.
Фото автора.
Продолжение следует.