Здравствуйте! Обращаться к репетиторам - прекрасная практика. Я работаю репетитором 8 лет и сама периодически пользуюсь услугами своих коллег. В частности, на постоянной основе занимаюсь немецким индивидуально. Репетиторы экономят время и нервы родителей, помогают добиться успехов в каких-то конкретных направлениях, а также просто дать прекрасную базу по предмету.
Эта статья - продолжение мысли, которую я раскрывала здесь -
На волне хайпа новоиспеченные и недобросовестные репетиторы идут на радикальные меры: накрутка отзывов для начального доверия клиентов. Несмотря на то, что отзывы на досках объявлений и агрегаторах проверяются, ушлые ищут способы и подговаривают друзей и знакомых. Давайте разберемся с тем, какие тревожные звоночки могут встретиться в отзывах.
Я буду рассматривать отзывы на репетиторов по математике, так как знаю эту "кухню" изнутри и точно могу увидеть, где нормальная и планомерная работа, а где - нет.
5 место. Акцент на личность педагога, а не на прогресс обучения
Для молодых и начинающих репетиторов (студентов) "накрученные" отзывы могут включать в себя такие фразы, как:
- ...несмотря на молодость и неопытность, преподаватель знает предмет на все 100...
- ...возраст репетитора стал достоинством, нашли с ребенком общий язык...
- ...искали только студента для занятий, считаем, что они лучше...
и так далее.
Я тоже была молодым репетитором, работала с агрегаторами и у меня не было ни одного заказанного отзыва от друзей. И даже когда мне было 19, 20, 21, мне ни разу не писали, что мой возраст - это супер. Всегда оценивали прогресс (если он был), структуру урока. В крайнем случае было что-то вроде "приятная молодая девушка, дочери нравятся уроки" - нейтральный и неинформативный отзыв. Поэтому, когда в отзывах очень ярко преподносят возможные недостатки (а неопытность - какой-никакой минус) - повод задуматься.
4 место. Репетитор - великий мотиватор
Многие родители в отчаянии - подросток стал неуправляемым, отказываются учиться. Родители ищут выход. Ищут какую-то влиятельную фигуру, на плечи которой можно переложить роль грозного надзирателя. Я постоянно слышу: "Алина Дмитриевна, скажите ему что-нибудь, чтобы он дома домашку делал🙂". А я понимаю, что это бессмысленно. Я могу рассказывать ученику, что делать домашку - это супер, делать домашку - это класс, что всем девочкам нравятся мальчики, которые делают домашку. И это ничего не изменит, потому что нужны дисциплина, внутренний стержень, пример в семье. А репетитор, который, в лучшем случае, общается с ребенком 2 часа в неделю, никак не может брать на себя эту роль и ответственность.
Я очень понимаю преподавателей, которые пишут в анкетах: "мотиваторством не занимаюсь, работаю только с теми, кто хочет работать". Это абсолютно трезвый и здравый подход, основанный на уважении к себе и к родителям (которым не придется тратить деньги впустую).
Если в отзывах вы видите информацию о том, что репетитор перевернул весь мир ребенка и теперь вместо оболтуса у вас живет потенциальный физик.. это странно. В эту же категорию можно отнести отзывы об игровом формате занятий, если речь идет о школьниках старше 3-го класса.
3 место. Блестящий результат в очень короткий срок
Ко мне довольно часто обращаются с запросом на подобии "через неделю переводная, знаний ноль, оставят на второй год". Мы приступаем к занятиям, даже успеваем провести 4-5 занятий, залатать некоторые дыры. Но ожидать какого-то невероятного чуда просто от того, что работа была не самостоятельная, а с репетитором, очень наивно. Это просто невозможно. Бывают исключения, когда контрольная была написана или экзамен сдан. За неделю невозможно вложить в голову то, что одноклассники вкладывали себе в голову несколько лет.
Какие формулировки можно увидеть, чтобы засомневаться?
- ...ребенок ненавидит учебу, за домашку не садился годами, но только благодаря занятиям с *** у нас теперь только пятерки по математике..
- ...не сдали ОГЭ с первого раза, но за 10 дней подготовки с *** сын сдал на 4, одного бала не хватило до 5!...
- ...спустя месяц занятий пропали двойки, теперь только 4 и 5 за контрольные...
Восполнение пробелов и параллельное освоение нового материала напоминает жонглирование горящими кеглями: только вы провели занятие в дробях, распланировав на следующем освоить задачи, как приходит шокированный ребенок: "срочно нужно изучить проценты. завтра контрольная". И вот вы уже не знаете куда бежать и куда прятаться, за что хвататься и какие танцы исполнять с бубном. Чтобы добиться устойчивого прогресса нужно время, силы и терпение. Просто и легко не будет.
2 место. Несвоевременные отзывы
Частенько попадаются отзывы с результатами экзаменов за месяц до даты самого экзамена. Это очень странно т.к. разница во времени написания экзамена в России составляет не больше суток. Хотите верьте, хотите нет, но буквально позавчера я именно с таким и столкнулась (скрин в конце статьи с открытым календарем на фоне). Также к несвоевременным отзывам могу отнести отзывы до экзаменов без результатов:
- ..сын занимается, все классно, надеемся сдаст..
1 место. Все ученики сдали ЕГЭ практически на 100
Как бы это грустно не звучало, но у каждого человека есть свой "потолок". Способность к изучению и освоению математики не одинаковая у всех. Репетитор может шикарным, объяснять все супер понятно, но ребенок не усвоит, потому что ему просто не дано взять абсолютно все и научиться это применять на практике. С этим нужно смириться. Похвально, когда вы хотите дать своему ребенку все самое лучшее. Но гораздо похвальнее, когда вы принимаете его таким, какой он есть и не требуете хватать с неба звезды. Иногда я занимаюсь с ребятами и понимаю, что с каждой новой темой старая утекает и забывается. Так бывает, и стратегия в данном случае - тщательное повторение всего изученного.
Если все отзывы с результатами 90-100, то это повод задуматься.
Ниже приведен пример отзывов, подходящих сразу под несколько категорий, описанных выше. А последний отзыв, как мне кажется, вообще был написан нейросетью))
Спасибо за внимание! Подписывайтесь!