Найти тему
Искусство кино

Кинотеатральные премьеры недели: 16.05.2025

Сюрпризы от Ричарда Линклейтера, старый-добрый Гай Ричи и казахский роман воспитания — в обзоре новинок кинорепертуара.

«Я не киллер» (2023)

США

ромком, боевик

реж. Ричард Линклейтер

У Гэри Джонсона, вузовского профессора-нерда, десятки обличий: он рыскает по Сети в поисках людей, желающих поквитаться с кем-то за деньги, переодевается в киллера и передает неудавшихся нанимателей в руки правосудию. Двойная жизнь приносит ему удовольствие, пока не становится тройной, и Гэри не влюбляется в сексуальную девушку, пытающуюся заказать ему мужа-ревнивца. От одного из важнейших американских режиссеров XXI-го века давно пора ждать провокационных финтов: став с «Бездельником» пионером инди-кино 90-х, певцом субурбии, а с трилогией «Перед…» — отцом мамблкорщиков-меланхоликов, он то и дело пускался в эксперименты. С анимацией в «Пробуждении жизни» и в «Аполлон 10 1/2»; с деконструкцией жанров, от вестерна («Братья Ньютоны») до фантастической антиутопии («Помутнение»). «Я не киллер» — внешне глянцевитый ромком, на каждом шагу спотыкающийся о визуальные и сценарные клише, но внутри прячущий иронический метакомментарий. Если финчеровский «Убийца» (представленный, как и фильм Линклейтера, на Венецианском фестивале — 2023) отбывал на экране отношения режиссера с его перфекционизмом, то меняющий маски (и прикипающий к ним) Гарри — автопортрет своего создателя, болтливог о умника, проверяющего, насколько ему «жмет» чистый жанр. Как показывают отклики зрителей, развлекательное кино автору впору: одно удовольствие смотреть за Гленом Пауэллом, маневрирующим между образами ботаника и секс-символа (а то и Антона Чигура и Майка Чапмена).

    «Министерство неджентльменских дел», 2024 «Министерство неджентльменских дел», 2024
«Министерство неджентльменских дел», 2024 «Министерство неджентльменских дел», 2024

«Министерство неджентльменских дел» (2024)

США

боевик

реж. Гай Ричи

Команда отвязных наемников в 1942 году отправляется на самоубийственную миссию: по приказу Черчилля они должны уничтожить корабли стран «оси». Их не обязуют решать все по чести, так что в ход идут вульгарно-агрессивные методы. Новый проект Гая Ричи таки вышел в кинотеатрах одновременно с цифровым релизом, несмотря на проблемы с прокатным удостоверением. В последние годы английский режиссер снимал кино либо шпионское («Операция Фортуна: Искусство побеждать»), либо военное («Переводчик»). В «Министерстве…» две ипостаси сходятся в одну, а главное – наличествуют все элементы авторского почерка: чёрный юмор, ураганный экшен, колоритные персонажи. В заочную полемику с тарантиновскими «Бесславными ублюдками», сходными по сеттингу и интертейменту – видам залихватского умерщвления нацистов, – Ричи вступает без лишнего пафоса. Да, фильм тоже основан на реальной истории; да, среди центральных героев феерит прямой прототип Джеймса Бонда (его сыграл Генри Кавилл). Но все это отступает на второй план, едва архетипические болваны-харизматики влетают в очередную перестрелку, перекидываются подколками, смакуют зенитки, луки и гранатометы. Не откровение, но уютный самоповтор, возможность поддаться ураганному ритму монтажа и идиотскому сюжету, который, наконец, обрамлён вменяемыми юмором. Сам Ричи признался, что продуктивность (в этом году он уже выпустил на Netflix сериал «Джентльмены») оберегает его от депрессии; нас же его набитая рука обеспечивает новой порцией «народного кино». Столь же Б-категории, сколько А-класса.

    «Пацан против всех», 2023 «Пацан против всех», 2023
«Пацан против всех», 2023 «Пацан против всех», 2023

«Пацан против всех» (2023)

США

боевик

реж. Мориц Мор

Безымянный парень осваивает азы боевых искусств в джунглях, дабы отомстить жестоким власть предержащим, убившим его семью. Действие разворачивается в постапокалиптическом мире, где есть свои «голодные игры», гигантская пропасть между богачами и простым народом, а также диковатый отряд сопротивления. Вслед за «Манкимэном» выходит ещё один вдохновлённый «Джоном Уиком» боевик – куда более разухабистый и аляповатый. Забрызгав антиутопический мир красной и желтой красками, режиссер Мориц Мор калибрует мнимый баланс в сторону первой: диковатый герой Билла Скарсгарда оправдывает R-рейтинг фильма галлонами пролитой им крови. Зрителя встречает ещё одно B-movie, в отличие от работы Ричи, гонящее публику из реальности в совсем уж игрушечный, почти бутафорский сеттинг. С разборками на катанах, резней со снеговиками-убийцами, опереточными злодеями и абсолютно бесполезными сокомандниками. Дури «Пацану…» хватает ровно настолько, чтобы стать

    «Приговор», 2024 «Приговор», 2024
«Приговор», 2024 «Приговор», 2024

«Приговор» (2024)

Казахстан

драма

реж. Диас Бертис

2009 год. Актан закончил школу в городке на берегу Иссык-Куля и теперь готовится ехать учиться в Бишкек, прощается с девушкой и другом Кубой. Переезду не суждено случиться, потому что местный мажор, ровесник Актана, во время драки убивает младшего брата парня. Отец отмазывает преступника через коррумпированных полицейских, а вчерашние старшеклассники вынуждены выбирать между жаждой справедливости и безопасностью своих близких. Еще одна история мести, на сей раз — в обертке киноромана воспитания, разворачивающегося на просторах среднеазиатского городка, застрявшего между культом бандитских 90-х и туманными надеждами на светлое будущее. Режиссер-дебютант Бертис заставляет подростков бороться с системой, напрыгивать с битами на соперников, захватывать здание суда, если Фемида слепа. И все под ураганный казахский хип-хоп вроде Truwer’а, соратника Скриптонита и певца местной неприкаянности. Но не ожидайте экзотического побратима «Слова пацана»: кровь проливается на асфальт не из-за повышенного тестостерона, а либо по беспределу, либо вследствие поисков справедливости. Несмотря на повышенный драматизм, «Приговору» с избытком хватает сентиментальности, а юность, даже посреди ада, остается юностью — с громкой музыкой, влюбленностью и амбицией изменить мир.

Составил: Сергей Кулешов.