Найти тему
Вольный Странник

Вопросы о прочитанном: от простого к сложному

Одно из важных условий приобщения ребенка к чтению – обсуждение прочитанного. Многие родители пугаются такой перспективы: вспоминают школьные уроки и думают, что нужно обладать навыками и знаниями педагога, чтобы «правильно» беседовать о книге с ребенком. На самом деле это не так. Достаточно искреннего интереса, вовлеченности в общение с детьми, наблюдения за их эмоциями.

Но чтобы было легче, вот небольшие подсказки для родителей о том, как задавать вопросы по прочитанному.

Будем читать детям, как Корней Чуковский!
Будем читать детям, как Корней Чуковский!

1. Начинайте с вопросов, которые требуют односложных ответов – да или нет, плохой или хороший, понравился или не понравился. Кажется, это банальные вещи, на самом деле это важное начало рефлексии и база для того, чтобы обосновать свое мнение.

2. Детям не так просто объяснить, почему им понравилось или не понравилось произведение. Для этого нужна развитая речь, аналитические способности, культурный бэкграунд. Поэтому, если ребенок говорит, что понравилось, но не знает почему, покажите ему пример: расскажите о собственный чувствах, которые вызвало произведение, герой, сюжет. И спросите, так ли это у него или он чувствует по-другому?

3. Важный элемент рефлексии – чувства читателя. Понять их помогает простой прием: поставить себя на место героя. Как бы ты поступил? Что бы ты испытывал на его месте? Хотел бы ты стать участником такого приключения? Хотел бы ты, чтобы герой был твоим другом?

4. Вопросами можно стимулировать фантазию. Предложите ребенку придумать альтернативный финал или поместить героя в декорации другой сказки/рассказа. Такой разговор прокачает логическое мышление, но главное – поможет осмыслению книги.

5. Не забывайте говорить о себе и своих чувствах. Да, цель взрослого – помочь поразмышлять ребенку, но ваши эмоции тоже важны. Дети берут пример со старших, а еще они ценят доверительный разговор не свысока, а наравне.

© Мария Минаева
Издательство «
Вольный Странник»