Найти тему
Вольный Странник

День Победы. Послесловие. О памяти

Каждый раз 9 мая оставляет на сердце некую радость и горечь одновременно… Ведь это действительно «праздник со слезами на глазах» – слишком уж дорогой ценой досталась нам та Победа. Мы помним о десятках миллионов погибших, чью жизнь унесла война. Но, к сожалению, чаще всего на майских днях эта память и заканчивается.

Конечно, жизнь – это не только история, но и непрерывное движение вперед – от рождения к вечности. Но в том-то и дело, что нам выпало жить за двоих-троих, а то и пятерых не родившихся, не успевших, не проживших. Следовательно, на нас всех – огромная ответственность за происходящее сегодня, за нашу страну и будущее наших детей. Потому что других «нас» уже не будет и «если не мы, то кто»?

Поясню мысль на таком примере. В Израиле в день памяти всех погибших в годы Второй мировой на две минуты замирает все и вся в стране – весь народ слышит сирену и склоняет голову перед погибшими. Есть институт национальной памяти, и есть память в каждой еврейской семье, хранящаяся очень бережно, есть и основанное на ней движение вперед. А ведь наш народ потерял в разы больше своих сыновей и дочерей, и не только в Великой Отечественной – была и Первая мировая, и Гражданская, и многие другие войны.

Вопрос почему мы стали «Иванами без родства» оставим за скобками, постараемся найти то, что делает нас «Иванами с родством». Несомненно – одним из ключей в решении этой задачи является школа. Вот о ней и ее возможной положительной роли и хочется сказать пару слов.

Владимир Сергеевич Мартышин
Владимир Сергеевич Мартышин

В Ивановской школе на Лехте (она же «школа Мартышина») одним из основных предметов является краеведение. Начинается оно с истории самой школы, а заканчивается историей России. Сперва ученики изучают свою родословную, затем историю своего села, уезда и губернии, поднимаясь по ступенькам от частности к общей судьбе страны. Такой подход позволяет протянуть нить преемственности от наших предков, раскрыв то, что заложено в нашей православной культуре, связав прошлое с современностью.

Дополняют уроки краеведения добротолюбие, изучение церковнославянского языка, поисковые мероприятия, школьные праздники, где каждый становится частью большой семьи и через это – частичкой своего народа.

К сожалению, школ, подобных этой, крайне мало, но есть и «Русская классическая школа», есть другие частные проекты, главное в которых не передача некоего набора знаний, но целостное развитие ребенка, его плавное врастание в общество. Ведь задача нас как родителей – не сделать из детей «во всем успешных вундеркиндов», а помочь сформироваться личности, готовой брать на себя ответственность за будущее – своей семьи и своей страны. А это невозможно без преемственности поколений, которую надо хранить и в школе, и дома.

Схематичная модель Ивановской на Лехте школы
Схематичная модель Ивановской на Лехте школы

Любовь к своей земле, к малой Родине, дому, полю, очагу, всему, что связывает нас с русским миром. И генетическая память, которая должна жить в нас ежедневно и ежечасно, проявляясь в делах и поступках, в молитве, в нашем непрерывном сотворчестве Творцу и любви к ближнему. Ведь только так можно сделать мир вокруг нас лучше.

P.S. Игорь Растеряев о подлинном и внешнем патриотизме.

© Роман Котов
Издательство «
Вольный Странник»